Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе


Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Путешествие в страну букв и звуков
Цели:
1. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
2. Развитие связной речи;
3. Закрепление умения читать слоги и короткие слова;
4. Развитие фонематических процессов;
5. Развитие высших психических функций;
6. Развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование:
костюмы героев (Дюдюка, Умный Карандаш, ежик, буквы, стража); букварь; пособие «Рассыпанное слово», пособие «бусы»; пособие «Волшебные яблочки»; видеоролик с загадками; пособие «Колодец»; пособие «Заколдованные буквы»; клубок; пособие «Недописанные буквы»; сундук; пособие «Кодовый замок». Ход занятия
ОргмоментЛ.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Мы очень рады, что вы пришли к нам на занятие!
Ребята, сейчас мы с вами поиграем!
ПсихогимнастикаРебята, покажите язычком, как раскачивается маятник часов
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов.
Ребята, а теперь покажите глазками, как работают часики. Тик-так, тик-так (вправо – влево).
Часы показали точное время и со станции отъехал поезд. Поезд едет близко, давайте громко погудим (ту-ту), а теперь поезд уехал далеко, и его почти не слышно (ту-ту - шепотом).
Поезд проезжал мимо болота, в котором сидели лягушки. Вот заквакала мама-лягушка, а теперь папа, а вот и сынок заквакал (дети меняют тембр голоса)
Поднялся сильный ураганный ветер, давайте сделаем глубокий вдох и сильно выдохнем.
Прилетела грозовая тучка. Нахмурим брови, надуем щечки (Длительный выдох).
А потом снова выглянуло солнышко. Улыбнитесь, расправьте лучики.
Сообщение темы занятия
Л.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие в Страну букв и звуков. Вы готовы?
Д.: Да.
Л.: Но перед тем как мы попадем в волшебную страну, давайте вместе вспомним. Какими бывают буквы и звуки?
Д.: Гласными и согласными.
Л.: Верно. Что вы знаете о гласных звуках?
Д.: Мы можем их петь, тянуть. Например: аааа, ууууу.
Л.: Верно, а что вы знаете о согласных звуках?
Д.: Мы не можем пропеть, протянуть согласные звуки, произносим их кратко, отрывисто, например: ппп, ттт.
Л.: Какими бывают согласные звуки?
Д.: Твердыми и мягкими: ттт, тьть, звонкими и глухими: ббб, ппп.
Л.: Молодцы! Для того чтобы оказаться в Стране букв и звуков нам нужно произнести волшебные слова и покружиться.
Чу-чу-чу – в страну волшебную лечу
Дети хором повторяют слова за логопедом и кружатся.
Изучение нового материала
Л.: Вот мы и оказались в Волшебной стране, а сейчас я познакомлю вас с главным жителем этой страны (В группу заходит карандаш).
К.: Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Я – умный карандаш! Ребята, я вас поздравляю, скоро вы идете в школу. Вы рады?
Дети: Да.
К.: Посмотрите, у меня в руках книга – букварь. Кто хочет прочитать ее?
(Вбегает Дюдюка).
Д.: Так-так-таааак, дайте мне, я хочу прочитать!!! Здрасьте, я Дюдюка. Я очень красивая (крутится вокруг себя) да еще и умная (гладит себя по голове). Дайте мне букварь. (Забирает букварь у Карандаша). Это буква А – нарушает тишину, сейчас я как крикну (А-а-а), а это буква У – воет волк на луну. Сейчас я завою, всех вас напугаю: у-у-у-у. Ой, да я еще и читать умею!
К.: Не умеешь ты читать, ты всего две буквы знаешь, а их тридцать три.
Д.: (листает букварь) Действительно, тридцать три. А какие все буквы красивые, замечательные! Я их себе заберу. (Прячет букварь в сумку и убегает).
К.: Что же нам теперь делать?
Л.: Нельзя терять ни минуты, надо Дюдюку догонять.
Игра «Рассыпанные буквы»
(На пути встречаются буквы - дети с табличками букв Р, Ы, Б, А).
Л.: Ой, буква, ой, еще одна и еще две. Буковки, что с вами случилось?
Б.: Нас Дюдюка потеряла.
К.: А почему же вы плачете?
Б.: Раньше мы были одним словом, а теперь рассыпались. Помогите нам встать на свои места.
Дети расставляют буквы в нужном порядке, а затем читают хором получившееся слово – РЫБА.
Л.: Верно, рыба (показывает картинку с изображением рыбы).
Л.: Ребята, сколько слогов в слове рыба, давайте отхлопаем их.
Дети отхлопывают.
Л.: А теперь прошагаем.
Один ребенок прошагивает слово.
Л.: Сколько слогов в слове рыба?
Д.: Два
Л.: Молодцы, ребята! Пойдемте дальше.
Игра «Бусы»
Д.: (В стороне) Ох уже эти буквы! (Топает ногой). Сейчас я вас запутаю, сложное задание для вас приготовила! Рассыпала бусы. На каждой бусинке – буква, а если бусинки собрать – слова получатся.
Кот, суп, нос, рак, сом

Дети выполняют.
Л.: Молодцы! Ребята, на ваших столах лежат фишки с буквами. Ловите ушками звуки, которые я буду произносить и выкладывайте из букв слова (к…о…т) и т.д. Ребята, запомните, звуки мы слышим и произносим давайте произнесем несколько звуков, а буквы мы видим и пишем. Напишите несколько букв пальчиком в воздухе.
Ой, Дюдюка далеко убежала. Как же нам теперь найти ее?
Навстречу идет еж.
К.: Ребята, посмотрите ежик идет, давайте его догоним и спросим у него, куда Дюдюка побежала.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинкеИ грибочки нёс на спинке.Чтоб грибочки сосчитать,
Надо пальцы загибать
Один грибочек, два грибочка, три грибочка, четыре грибочка, пять грибочков
Вот свернулся ёж в клубок,Потому что он продрог.Лучик ёжика коснулся,Ёжик сладко потянулся.
Закрепление изученного материала
Игра «Волшебные яблочки»
К.: Ежик, помоги нам. Подскажи, куда Дюдюка побежала.
Е.: Помогите мне яблочки с яблони сорвать, тогда я вам помогу.
Дети срывают яблоки.
Л.: Яблочки не простые, на них написаны буквы и цифры. Ребята, найдите только буквы и составьте из них слова.

Дети читают слова: дом, рот, лиса, сок, каша
Л.: Молодцы! А теперь мы составим предложения с этими словами. Кто сможет составить предложение со словом дом? Аналогично с другими словами. Молодцы! Держи ежик яблочки.
Е.: Спасибо, ребята. Дюдюка вам послание оставила. Если загадки отгадаете, она вам несколько букв отдаст.
(Видео: Дюдюка загадывает загадки об учебных принадлежностях).Если ты его отточишь – нарисуешь,
все, что хочешь.
Море, солнце, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Л.: Какой первый звук в слове карандаш?
Д.: К.
Л.: Этот звук гласный или согласный? К, к, к.
Д.: Согласный.
Л.: Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?
Д.: Твердый, глухой.
Аналогично с другими отгадками.
Дети отвечают, используя слуховой и тактильный анализаторы для определения твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных.
Е.: Молодцы! Вот ваши буквы. (Отдает изображения наложенных друг на друга букв).
К.: Ребята, буквы заколдованные. Не могу узнать их? Помогите мне их расколдовать.

Игра «Колодцы»
Л.: Молодцы, ребята. Устали мы, пить хочется. Посмотрите, два колодца. И здесь задание. На колодцах слова, в них пропущены буквы, они упали в колодец. У каждого из вас есть ведерочко, давайте достанем ведерочком буквы и поставим их на место. Дети вставляют пропущенную букву и читают слова: шар, сок, сыр, дуб, лис, сад, сок, бык, зуб, рис.
Л.: Молодцы, ребята. Попили водички, нужно идти дальше.
Ежик: Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный клубок, он вас к дому Дюдюки приведет. (Ребенок кидает клубок). Клубок катится к дому.
Развитие мелкой моторики
К.: Ой, стража!
С.: Стой, кто идет! Чтобы зайти в дом, вы должны дописать до конца буквы.
Детям раздаются индивидуальные карточки.
Л.: Стража, у нас для вас тоже есть задание. Вам нужно узнать и выложить по контуру буквы из цветочков (цветочки с липучками)
Дети выполняют задание.
Молодцы, ребята и с этим заданием справились!
С.: Проходите.
Игра «Кодовый замок»
Из дома выбегает Дюдюка с сундуком.
Д.: Не заберете вы у меня буквы. Они хранятся в надежном месте. В сундуке с кодовым замком.
Л.: Ребята, под каждой цифрой слог.
Если правильно прочитаем слова, то сундук откроется
Слова: Роза, коза, вода, роса, коса.
Коды: 1 5, 2 4, 3 6, 14, 2 5
Л.: Молодцы ребята. Все слова прочитали.

Итог
К.: Сундук открылся! А вот и наш букварь!
Д.: Ребята, простите меня, я больше так не буду. Возьмите меня с собой в школу.
Дети прощают Дюдюку.
Л.: Молодцы, ребята! Чтобы нам вернуться домой, нужно произнести волшебные слова.
Чу-чу-чу, я домой лечу.
Дети хором повторяют.
Л.: А вот мы и дома. Вы сегодня выполнили много заданий и теперь вы готовы пойти в школу.