Доклад на общешкольном родительском собрании «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ — РОДИТЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Здравствуйте, уважаемые родители! Современный мир предъявляет очень высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного лидера. Наше время требует от человека гибкости ума, легко и без страха осваивать и воспринимать нечто новое, причем в максимально короткие сроки. Школьная программа в рамках ФГОС вся нацелена на взращивание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этим идеалам, хотя бы приблизительно, на сегодняшний день могут лишь единицы.
В настоящее время перед обществом, учителями, педагогами дополнительного образования и в первую очередь перед родителями стоит множество проблем. Как вырастить ребенка? Но не только в этом вопрос. Не только как вырастить, а как воспитать здоровую, грамотную, адекватную, способную на добрые поступки личность. И, я думаю, все со мной согласятся, что в данном вопросе школа и семья должна быть единым звеном этой длинной цепочки. Ведь все мы заинтересованы в благоприятном будущем наших детей, а значит и всей нашей страны. Наше российское общество за последние десятилетия очень изменилось и на смену старым идеалам пришли издержки современного общества: эгоизм, расчет, потребительство. Все это ставит родителей в жесткие рамки: или воспитывать детей или зарабатывать на жизнь. Это одна из проблем. Вторая, не менее важная – это высокий процент распада семей, а также ситуация вообще не создавания семей, так называемые гражданские браки. И как результат - внебрачные дети или дети, воспитывающиеся в неполных семьях. Трудно взрослым, но куда труднее в этих условиях выживать нашим детям.
Поэтому Новые стандарты и направлены на взаимодействие учителя, учащихся и родителей.
Сотрудничество ученик-учитель-родитель - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны проблемы, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляя интересов взаимодействующих сторон.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школы. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Они должны постоянно развиваться вместе со своими детьми, идти в ногу со временем, от вклада родителя в собственное саморазвитие напрямую зависит и развитие ребенка. Школа занимает одно из основных мест в жизни ребёнка. Задача учителя - помочь родителям осознать свою родительскую воспитательную миссию как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
Учителю в новых условиях необходимо сформировать у школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС. Когда родители участвуют в решении разных проблем детей, это позволяет взрослым быть единомышленником, союзником, способствует вырабатыванию единых подходов к воспитанию и образованию детей.
Способами взаимодействия родителей и педагога в решении учебных проблем могут выступать:
Совместное изучение способностей и особенностей детей;
Выявление проблем детей в учебе, поиск решения при участии самого ученика и других педагогов;
Составление программы развития;
Анализ и обсуждение достижений всего класса, отдельного ребенка вместе с родителями за определенный период;
Изучение заказа на образовательные услуги, который формируют родители, дальнейшее введение факультативов, специальных курсов и предметов по их предложениям;
Совместное обсуждение режима при организации учебного процесса.
На практике к организации учебного занятия возможно использование разных способов привлечения родителей. Учитель предлагает родителям устно или письменно, через детей или на родительском собрании список видов участия в учебном процессе:
Творческие домашние задания (составление кроссвордов, тематические газеты, викторины, семейные сочинения), которые дети выполняют совместно с родителями;
Различные экскурсии (на предприятие, на природу, в музей);
Выступление на уроках перед учениками, проведение отрезка занятия;
Семейные конкурсы;
Совместные наблюдения и исследования;
Подготовка различных материалов к уроку;
Обсуждение в семейном кругу проблемного вопроса, его результаты ученик представляет на занятии.
Особую роль приобретает внеурочная деятельность, основными направлениями которой являются:
спортивно-оздоровительное
духовно-нравственное
социальное
общеинтеллектуальное
общекультурное. В этом учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-6 классах и охватывает все названные ранее направления.
Одним из ключевых направлений согласно новым стандартам, является здоровье школьников. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: веселые физминутки, проведение ежедневной динамической паузы, работа по предупреждению утомляемости глаз, дыхательная гимнастика, мероприятия с детьми и родителями по формированию навыков здорового образа жизни.
Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Активное участие родителей в учебном процессе значительно повышает эффективность и обучения, и воспитания учеников. Дети улучшают знания и формируют умения после выполнения совместных домашних заданий, у них развивается мотивация учения. Родители занимаются самообразованием, улучшают общение со своим ребенком, ощущают свою значимость в школьной жизни и в жизни ребенка. Учитель использует творческий подход и повышает свой авторитет.
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Организация данных мероприятий способствует формированию взаимодействия УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ и обеспечение взаимопонимания. Только тогда детям будет комфортно в школе, когда этот коллектив единомышленников будет дружным и сплочённым. Родители в нашем лице должны видеть не только учителя, а чуткого, доброго, отзывчивого заинтересованного человека, готового прийти на помощь детям.
Но в течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка.зелёный цвет – школа, синий – дом, красный – улица:Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья).На столах перед вами находятся по три цветных кружочка, оцените в процентах, как оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Согласно полученным данным, по вашему мнению, на формирование личности влияют А теперь давайте сравним с теми данными, которые мы получили, проводя анонимное анкетирование среди детей. По мнению детей, на формирование личности 55% влияния оказывает семья, 21% – улица, 24% – школа.
Таким образом, традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Перед родительским собранием мы предложили желающим ответить на вопрос «Что такое воспитание?»
Зачитываются ответы родителей.
Этот же вопрос был задан учащимся 8-10 классов. Были получены вот такие ответы.Ученица 9 класса: "Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)"
Ученица 11 класса: "Воспитание – это прежде всего любовь и понимание близких, основанные на личном опыте старших".
Ученица 11 класса: "Воспитание формирование в человек
е определенных норм морали, восприятия окружающего мира, людей".Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы.
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. И это наша совместная главная задача нашей большой семьи.
Чтобы закрепить это понятие, позвольте рассказать вам старинную мудрую притчу.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
(Попробуйте угадать, какие это слова)
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.»
Любви, добра, терпения и мира вам, уважаемые родители, учителя и гости нашего собрания.
15