Урок по теме Процесс биосинтеза молекул белка
Технологическая карта урока по биологии 11 кл
Тема урока
Процесс биосинтеза молекул белка.
Тип урока
Изучение нового материала
Цели
Цель урока: Сформировать знания об основном процессе обмена веществ - биосинтезе белка, его свойстве денатурации.
Задачи: Образовательная: раскрыть биологическое значение биосинтеза белка, рассмотреть сущность матричной реакций - трансляции;
Развивающая: умений решать цитогенетические задания, устанавливать причинно- следственные связи; Ввоспитательная: выработка экологически грамотного поведения и бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование
Диск Кирилла и Мифодия, учебник, таблицы
Организационная структура урока
№ этапа
Этап урока
Деятельность
Результат
учителя
учащихся
1
Организационный
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
Приветствуют учителя, организуют рабочее место.
полная готовность класса к уроку; быстрое включение учащихся в деловой
ритм;
2
Этап проверки выпо
лнения домашнего
задания
Актуалзация знаний.
1.Какое строение имеет ДНК? В молекуле ДНК гуанина содержится 30%. Сколько % содержится аденина? Ответ 20% 2.Каким образом записана информация о структуре белка в ДНК? 3.Объснить процесс транскрипции
Устно отвечают на вопросы
формулирование целевых установок урока и плана работы
3
Целеполагание , постановка учебной проблемы
Информация с ДНК переписана на и- РНК , для чего? что будет происходить дальше? Определяют тему урока.
Что мы должны узнать сегодня на уроке?
Подчеркнуть значимость данной темы. –
- заинтересовать учащихся актуальностью темы.
-создать положительный эмоциональный настрой на весь период занятия.
Сегодня на уроке мы рассмотрим один из важнейших процессов реализации наследственной информации – биосинтез белка. ( нужно создавать новые клетки, органоиды т.к. они отмирают)
Тема нашего сегодняшнего урока это «Биосинтез белка». Сегодня мы с вами узнаем, из каких основных этапов состоит процесс биосинтеза белка, какую роль в нем играют нуклеиновые кислоты, а также какие органоиды и вещества клетки принимают в этом процессе самое непосредственное участие.
Проблемный вопрос -Как клеточные структуры получают информацию о структуре белка, если она находится в ядре?
Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя.
Совместная формулировка определений и запись его в тетрадь.
Отвечают на проблемный вопрос
понимание учащимися практической ценности изучаемого материала;
4
Изучение нового материала
Отметить на листочках, что знаете по теме на начало урока, на конец урока (см приложение)
1.Показать из Кирилла и Мифодия схему трансляции рибосомой на и - РНК ( без звука). Какой процесс происходит? Роль участников данного процесса? На эти вопросы ответите в ходе изучение раздела на стр 189-191
2.Самостоятельная работа в группе, по ходу которой отвечают на вопросы:
Задания группе :
Рассмотреть механизм сборки молекулы белка стр. 189 раздел «Второй этап трансляция»:
Дать определение – трансляции
Стр 190 раскрыть сущность биосинтеза белка рибосомой на и - РНК
На цепи показать как происходит процесс трансляции и-РНК. У-Г-Г-У-А-У-Ц-А-Г-Г-У-У- Г-Ц-У-У-А-А
какие аминокислоты закодированы?
4. собрать последовательную схему биосинтеза белка, используя данные понятия:
ДНК > иРНК > белок
транскрипция трансляция
Матричный синтез- ввести понятие
3. переставить местами аминокислоты в цепи. какое название носит этот процесс? ( мутация) к чему приводит? От чего происходят мутации?
а/ Ввести понятие денатурация белка- как необратимом процессе
- провести опыт с белком мяса и куриного яйца
Показать таблицу ( радиация, алкоголь,..) Беседа о сохранении здоровья.
4.Творческое задание :Составить свой вариант для ДНК
5. с какой же скоростью осуществляется синтез белка?
Решение Задачи: . какова скорость синтеза белка, если на сборку состоящего из 51 аминокислоты, тратится 7,3 с ?
Действительно скорость передвижения рибосомы по и-РНК составляет 5-6 триплетов в сек, а на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислот, клетке требуется 1-2 мин.!
Инсулин является первым белком, синтезированным искусственно. Для этого потребовалась провести 5000 операций, над которыми трудились 10 человек в течении 3 лет.
Попросить ответ на проблемный вопрос
6. Задача: Белок состоит из 100 аминокислот. Определите длину гена, синтезирующий этот белок. Известно, что расстояние между нуклеотидами в молекуле ДНК – 0. 34 нм. (1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида)
7. Задание на соотнесение компонентов биосинтеза и функций
Компоненты биосинтеза
Функции
и – РНК
Переносит информацию
ДНК
Является матрицей для синтеза и-РНК
Т-РНК
Транспортируют аминокислоты к
есту синтеза белка ( к рибосомам)
Рибосома
Скользит по и-РНК и выстраивает определенные аминокислоты в цепь.
Аминокислоты
мономеры белковых молекул
АТФ
энергия для синтеза белка
Активизация мыслительной деятельности, просматриваю анимацию
Работают в группе , распределяют задания
Работают с текстом учебника- находят и записывают ответы на поставленные вопросы
С помощью карточек показываю процесс трансляции
Записывают –матричный синтез, отвечают на вопрос
Составляют последовательную схему синтеза белка
Отвечают на проблемный вопрос
Называют причины мутаций
Выполняют письменное задание
Решают задачу.
Решение:
51: 7,3 = 7. Синтезируется семь аминокислот за
1 с.
Слушают информацию
100 х 3= 300 нуклеотидов
300 х 0,34нм = 102 нм
Работают самостоятельно, указывают функции компонентов биосинтеза
Знают механизм синтеза Белка, владеют понятием трансляция
С помощью карточек моделируют белковую молекулу
Указывают. что является матрицей в биосинтезе белка
Знают последовательность происходящих процессов
Знают определение мутация, ее последствия
Умеют строить схему синтеза белка по коду ДНК
Умеют решать цитогенетические задачи
Понимают практическую значимость изучаемого материала
Приобрели навыки при решении данного типа задач
5
Закрепление изученного материала
Дифференцированное задание:
На оценку «3»
Выберите 1 правильный ответ:
1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка – это
а) ген
б) фен
в
·