Статья Ранее изучение предмета информатика, как фактор успешного усвоения предмета
Учитель информатики и физики КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Пошатова Наталья Михайловна
РАНЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.
Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.
Если раньше в классе было пять школьников, имеющих свой персональный компьютер, то сейчас единицы учащихся, не имеющих ПК. Распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.
У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики. Урок информатики - очень сложный предмет. Поэтому при подготовке к уроку стараюсь найти такие способы объяснения, чтобы детям были понятны и доступны новые сведения.
В нашей школе изучение информатики начинается со второго класса.
Цели обучения:
Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Познакомить учащихся с понятием информации, с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
Познакомить детей с основами работы на компьютере и основным программным обеспечением;
Ознакомить учащихся с устройством компьютера на этапе, понятном учащимся;
Познакомить с основами алгоритмизации ( понятием алгоритма, составление алгоритмов, решение логических задач с применением стандартных алгоритмов),
Познакомить с различными простейшими исполнителями, способы представления команд и данных для них;
Развитие внимания, памяти, логического мышления
Задачи
Знать:
Технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
Основные и дополнительные устройства компьютера, их назначение;
Иметь представления о программном обеспечении компьютера;
Понятие информации, как сведение об окружающем мире;
Способы кодирования, передачи и хранения информации;
Понятие объекта, способы их классификации;
Сущность понятия алгоритма и виды их классификации, их записи;
Понятия простейших исполнителей ( РОБОТ, ПЕРЕЛИВАШКА и др.);
Правила работы с исполнителями алгоритма;
Правила работы, основные функции текстового и графического редакторов.
Уметь:
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе, технике;
Иметь навык работы с клавиатурой;
Работать с информацией, кодируя, сохраняя, передавая её;
Пользоваться текстовым редактором: набор, редактирование текста;
Пользоваться графическим редактором: создание рисунка, копирование, перенос объектов, сохранение рисунка;
Решать задачи при помощи алгоритмов (линейных, алгоритма ветвления, циклического и др.)
Составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;
Пользоваться игровыми и обучающими программами.
Примерное содержание курса информатики в начальном обучении:
Программа во 2 класс имеет название «Нулевик». Календарное планирование содержит следующие разделы: Основные понятия ИК; Основные устройства компьютера; Понятие последовательности и алгоритма; Множества.
Программа в3-4 классах имеет название «Информатика для начинающих».
Календарное планирование в 3 классе содержит следующие разделы: Информация; Устройства компьютера; Текстовый редактор «Блокнот»; Графический редактор Paint.
Календарное планирование в 4 классе содержит следующие разделы: Алгоритмизация; Текстовый редактор Word Pad; Графический редактор Paint.
Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой.
При изучении курса дети работают с дидактическим материалом (бескомпьютерная составляющая обучения) на печатной основе на каждый урок, а также развивающие компьютерные программы такие как «Мир информатики», «Смешарики» «Барбарики».
Примерные задания урока по одной из тем:
Цель:
Познакомится с понятием и правилами записи линейного алгоритма;
Алгоритм, в котором команды исполняются строго одна за другой, называют линейным.
Задание 1. Выполни линейный алгоритм. Получи из слова КОРА слово БАРС
Замени «О» на «А»
Замени «К» на «Ф»
Замени «А» на «С»
Замени «Ф» на» Б»
Задание 2. Составь алгоритм превращения
КОШКИ в МЫШКУ
______________________
______________________
______________________
______________________
_______________________
Задание 3. Помоги маме пожарить яичницу
Разбей яйцо
Поставь сковороду на плиту
Выключить плиту
Достань яйцо и масло
Выброси скорлупу
Включи плиту
Поджарь яичницу
Растопи на сковороде масло
Исполнитель алгоритма: мама
Задание 4. Найди закономерность и заполни пустые клетки. Сначала нужно заполнить пустые клетки по диагонали, а затем в столбцах.
1
0
1
16
29
21
5
13
19
9
6
5
19
9
7
7
14
15
17
9
15
1
4
Таким образом, внедрение НИТ в начальных классах позволяет обеспечить подготовку младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования. Воспитывает у школьника способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как один из важнейших элементов информационной культуры человека.
e-mail: nposhatova@mail.ru
КОРА
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 315