Рабочая программа по биологии. 5 класс. (учебник В. А. Самковой , Д. И. Рокотовой)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает приведение содержания образования в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечить возможность успешной социализации.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков).
Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
формирование экологического сознания.
• ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования — повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов, выделенных на изучение каждого раздела курса.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях, вступать в диалог и т.д.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методичееких пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (5 класс);
Биология. 35/70 ч, 1/2 ч в неделю (6 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Биология. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280-350 ч.
Содержание биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в средней (полной) школе. Таким образом, предмет «Биология» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Авторы предлагают линейную структуру освоения содержания. Такое построение сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.
В 5-6 классах происходит формирование первичного фундамента биологических знаний. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о принципиальном строении клетки, о тканях и органах живых организмов, о единстве организма и окружающей среды. Учащиеся знакомятся с основными уровнями организации живой природы, наиболее существенными этапами развития жизни на нашей планете, узнают о современных точках зрения на происхождение человека, определяют место человека в системе живой природы. Основные положения азбуки экологической культуры, представленные в курсе 5 класса, в дальнейшем участвуют в формировании нравственного фундамента современного гражданина нашей страны.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Изучение биологии в 6-8 классах рекомендуется осуществлять на примере живых организмов и экосистем конкретного региона.
В 7-8 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии грибов, растений, животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы и природопользования, сельскохозяйственного производства и медицины, биотехнологии и других отраслей народного хозяйства.
В 9 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определяется систематическое положение человека в ряду живых существ,
его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важные шаги к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране окружающей среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволяет учащимся более рационально организовать свою учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические, умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. В основу реализации содержания предмета положен системно-деятельный подход. Для вовлечения учащихся в разнообразную учебную деятельность и для активного получения знаний в курс включены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений и экспериментов. Это дает возможность повысить мотивацию к изучению предмета, сформировать интерес и обучить приемам самостоятельной творческой деятельности, направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способствовать развитию любознательности. Заявленное многообразие лабораторных и практических работ, наблюдений и опытов предполагает вариативность выбора учителем конкретных работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, авторы рекомендуют для обязательного выполнения. В случае отсутствия в образовательном учреждении необходимого материального обеспечения, работы могут быть проведе ны с использованием наглядных пособий, муляжей, фото- и видеоматериалов, цифровых образовательных ресурсов.
В программе представлены темы для организации и выполнения исследовательских и проектных работ. Описания этих работ приводятся в учебниках в разделах «Дополнительные материалы к главе».
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, поэтому содержание школьной биологии имеет прочные межпредметные связи с физикой, химией и экологией. Данное взаимопроникновение, четко прослеживается как в основном содержании курсов, так и в аппарате усвоения знаний. Материал предмета также прочно связан с такими социально-экономическими дисциплинами, как география и история. Более того, в методическом аппарате учебников присутствуют задания гуманитарного плана, основанные на знании биологического материала. Такой подход позволяет формировать единое образовательное пространство и способствует гармоничному развитию личности учащегося.
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы предмета и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Разделы «Дополнительные материалы к главе», присутствующие во всех учебниках, расширяют и углубляют знания по каждой теме предмета. Рубрика «Хотите знать больше?» содержит сведения, не являющиеся обязательными к изучению, но повышающие мотивацию к обучению и формирующие интерес к предмету. Рубрика «Практическая работа» включает подробные описания лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений, сезонных исследований и проектов. Рубрики «Творческие задания» и «Работа с текстом и иллюстрациями» помогают легко достигать метапредметных результатов, заявленных в стандарте. Ссылки на ресурсы Интернета значительно расширяют образовательное пространство. Наличие в учебниках разделов «Дополнительные материалы к главе» не только облегчает работу педагога и формирует интерес к предмету у учащихся, но также позволяет создавать любые индивидуальные образовательные траектории и организовывать изучение предмета на любом уровне в зависимости от особенностей коллектива учащихся, материального обеспечения класса, числа часов и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и ( предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и своей познавательной деятельности; познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в про-
цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2)формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3)приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5 )формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНИКА «БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС» (35/70 ч, 1/2 ч в неделю)
Введение (1/2 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7/14 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований*. Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост (работа в группе).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
основные методы биологических исследований;
. — основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;
значение микроскопа для биологических исследований. Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13/26 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д. И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
что означает понятие «система»;
взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;
какие явления называют биологическими;
уровни организации жизни;
от чего зависит устойчивость биосферы;
структуру экосистем и популяций;
что такое вид;
в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;
—основные возрастные периоды в жизни человека. Учащиеся должны уметь:
приводить примеры природных и искусственных систем;
описывать особенности биологических систем;
приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
доказывать единство организма и окружающей среды;
описывать принципиальное строение клетки;
давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5/10 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин 3. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Учащиеся должны уметь:
объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4/8 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Изображения животных, вымерших за последние 200-300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
что такое биологическое разнообразие; *
почему необходимо сохранять биоразнообразие;
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие — к социальной;
главные причины исчезновения видов;
основные положения азбуки экологической культуры;
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Учащиеся должны уметь:
объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
различать виды потребностей;
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
работать в соответствии с поставленной задачей;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
умение слушать и слышать другое мнение;
формирование основ экологической культуры.
Резервное время — 5/10 ч.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно – методического комплекта) по биологии с 5 по 9 класс:
Самкова В. А., Рокотова Д. И. Биология. 5 класс: учебник
Самкова В. А., Рокотова Д. И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь
Лапшина В. И. Биология. 5 класс: методическое пособие
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса.
Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью»
Наблюдение за птицами (индивидуальная работа)
Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект)
Составление паспорта дерева
Периодические явления в живой природе (групповой проект)
Практико- ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.

Тематическое планирование
5 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов;
по В. А. Самковой, Д. И. Рокотовой «Биология. 5 класс»-
2-е изд.,-М.:Академкнига, 2015
(Примерная рабочая программа по учебному предмету биология 5–9 классы.Учебно-методическое пособие: Лапшина Вера Ивановна, Рокотова Дарья Ильинична, Самкова Виктория Анатольевна, Шереметьева Анастасия Максимовна)№
уро-кап/п
Тема урока Количество часов Основные виды деятельности обучающихсяДата
по
плану Дата
по
факту
1. Введение.
§ 1
1 Приводят доводы, подтвержда-
ющие справедливость высказы-
вания «жизнь на земле — ве-
личайшее чудо». Объясняют, с
помощью какого опыта Ф. Реди
доказал невозможность самоза-
рождения живых организмов Тема 1 « Человек изучает живую природу» (7 ч) Объясняют роль органов чувств во
взаимодействии человека с окру-
жающей средой. Дают характери-
стику науки биологии и объясняют
роль биологических знаний в жиз-
ни человека. Приводят примеры,
иллюстрирующие связь биологии
с другими науками. Определяют
основные методы биологических
исследований. Описывают усло-
вия, которые следует соблюдать
при проведении эксперимента.
Предлагают эксперимент, с по-
мощью которого можно выяснить,
какие условия необходимы для
прорастания семян. Объясняют, в
чем заключается метод научного
моделирования. Приводят пример
модели из окружающей жизни.
Определяют значение микроскопа
для биологических исследований.
Дифференцируют иллюстрации
учебника.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме
Знакомятся с дополнительным ма-
териалом. Выполняют практиче-
ские и творческие задания. Рабо-
тают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом1
2 В поиске ответов на вопросы: как человек познает мир природы.
§2 1 3 Биология – наука для всех.
§ 3 1 4 Какие научные методы используют биологи? § 4 1 5 Наблюдение и эксперимент в биологии. §5 1 6 С какой целью в биологии используется моделирование?
§ 6 1 7 Какое оборудование необходимо биологу?
Практическая работа №1 по теме «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
§ 7 1 8 Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. § 8
Практическая работа №2
«Опыт с элодеей» (в группе)
Практическая работа №3
«Измеряем рост» (в группе)
1 Тема 2 «По ступеням «лестницы жизни»»(13 ч) Определяют понятия, формируе-
мые в ходе изучения темы. При-
водят примеры природных и ис-
кусственных систем. Доказывают,
что объекты живой природы пред-
ставляют собой системы. Описы-
вают особенности биологических
систем. называют уровни органи-
зации жизни. Приводят примеры
биологических систем, относящих-
ся к каждому уровню. Разбира-
ют, от чего зависит устойчивость
биосферы. знакомятся с тем, как
устроены и как функционируют
экосистемы. Обсуждают, почему
возникло множество различных ви-
дов. Используя иллюстрации учеб-
ника, объясняют, что такое вид. ха-
рактеризуют структуру популяции. Описывают, как происходит обмен
информацией между организмом и
внешней средой. Различают фак-
торы живой и неживой природы.
Приводят примеры благоприятного
и неблагоприятного воздействия
человека на живую природу. назы-
вают основные возрастные перио-
ды в жизни человека. Определяют
возрастную группу, к которой отно-
сятся сами. Описывают строение
клетки. называют ткани, образу-
ющие тело человека. Используя
иллюстрации учебника, описывают
особенности клеток, образующих
различные ткани. называют функ-
ции, которые выполняют различ-
ные ткани.
Объясняют, почему о
вирусах говорят, что они находятся
на границе живого и неживого.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным ма-
териалом.
Выполняют практиче-
ские и творческие задания. Рабо-
тают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом
9 «Невозмутимый строй во всем», или Что такое система?
§ 9
1 10 Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?
§ 10 1 11 Шесть ступеней лестницы жизни: от биосферы к клетке.
§ 11 1 12 Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.
§ 12 1 13 Экосистемы – живая мозаика планеты. § 13 1 14 Вид – единица живого мира.
§ 14 1 15 Популяция – это население.
§ 15
Практическая работа №5
«Наблюдение за птицами»
1 16 Организм, особь, индивид.
§ 16 1 17 «Нити жизни»: организм в окружающей среде. §17 1 18 Как растут и развиваются организмы? § 18 1 19 Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблем?
§ 19 1 20 Из каких тканей «сотканы» живые организмы?
Практическая работа № 4
«Изучаем кожу»
§ 20 1 21 На границе живого и неживого: вирусы. § 21 1 Тема 3 «Жизнь на Земле – явление космическое» (5 ч) Определяют понятия, формируемые
в ходе изучения темы. Рассказыва-
ют, как был установлен примерный
возраст земли. Описывают наибо-
лее существенные этапы развития
жизни на нашей планете. находят
и рассматривают под микроскопом
известняк. Узнают, как ученые вос-
станавливают облик древних живот-
ных и растений. Обсуждают, можно
ли точно восстановить внешний вид
древнего животного или растения
по ископаемым останкам. Посеща-
ют краеведческий музей; рассма-
тривают экспонаты, представляю-
щие собой древние окаменелости.
знакомятся с теориями происхож-
дения человека. Обсуждают точку
зрения о происхождении человека,
которой придерживается большин-
ство современных ученых. Приво-
дят доводы в защиту этой точки
зрения. Определяют место челове-
ка в системе живой природы. назы-
вают признаки строения человека,
которые роднят его с человекоо-
бразными обезьянами. Приводят
примеры ритмов в природе. назы-
вают основные космические ритмы;
объясняют, в чем они проявляются.
Приводят примеры биологических
ритмов.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, практи-
ческие и исследовательские рабо-
ты по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом
22 По страницам истории жизни.
§22 1 23 Следы былых биосфер: как ученые узнают о прошлом Земли.
Практическая работа № 6
«Изучение мела»
§ 23 1 24 Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.
§ 24 1 25 Человек разумный – один из миллионов видов организмов.
§ 25 1 26 Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.
§ 26 1 Тема 4 «Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) Определяют понятия, формиру-
емые в ходе изучения темы. на-
зывают основные виды биораз-
нообразия и приводят примеры.
Объясняют, почему необходимо
сохранять биологическое разно-
образие. Обсуждают, какие меры
предпринимаются для сохранения
биоразнообразия. Определяют, в
чем проявляется взаимное влия-
ние человека и окружающей его
среды. Сравнивают природную и
социальную среду человека. При-
водят примеры, подтверждающие,
что организм приспосабливается
к изменяющимся условиям окру-
жающей среды. Сравнивают и
характеризуют биологические и
социальные, материальные и ду-
ховные потребности человека. на-
зывают потребности, присущие
только человеку. Объясняют, како-
вы главные причины исчезновения
видов. Обосновывают опасность
разрушения природных экоси-
стем: лесов, болот, степей и др.
Обсуждают, почему экологические
проблемы не могут быть решены
только за счет достижений науки и
техники. называют отрицательные
качества человека, которые при-
водят к ухудшению экологической
ситуации на планете. Объясняют
значение основных положений аз-
буки экологической культуры.
Работают с текстом и иллюстра-
циями учебника.
Выполняют лабораторные, прак-
тические и исследовательские
работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практи-
ческие и творческие задания. Ра-
ботают с текстами и дополнитель-
ным иллюстративным материалом
27 Что такое «биологическое разнообразие» ? § 27 1 28 Какая среда необходима человеку? § 28 1 29 Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? § 29 1 30 Кто отвечает за Землю?
§ 30
Практическая работа №7
«Паспорт моего дерева»
1 Резервное время (5 ч) 31 Резервное время 1 32 Резервное время 1 33 Резервное время 1 34 Резервное время 1 35 Резервное время 1