Календарно-тематическое планирование по литературе для 8-го общеобразовательного класса. Планирование составлено на основе УМК автора Коровиной В.Я. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.
1 полугодие.
№ урока № урока в теме Тема урока Дата
1 1 Введение .Образное отражение жизни в искусстве . Художественный образ. Литература как искусство слова. 2 2 Литература как искусство слова. Другие виды искусства. 3 1 Устное народное творчество. Исторические песни
Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
4 2 Лирические песни
«Породила меня матушка...», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные...» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы. 5 1 Древнерусская литература. Житийный жанр. Житие Сергия Радонежского. 6 2 «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное». Художественные особенности жития. Несгибаемость , непримиримость , убежденность протопопа Аввакума. 7 1 А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик 8 2 « Капитанская дочка» .Историческая основа повести. 9 3 Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. 10 4 Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. 11 5 Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. 12 6 Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. 13 7 Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. 14 8 Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов. 15 9 А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Метель». 16 1 М.Ю. Лермонтов. Певец родины и свободы. 17 2 Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. 18 3 Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 19 4 Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания. 20 5 «Упругость, энергия стиха». Лирический монолог, пейзажи в поэме. 21 6 «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша». 22 1 Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя. 23 2 Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. 24 3 Разоблачение пороков чиновничества в комедии, приемы сатирического изображения. 25 4 Хлестаков и хлестаковщина. 26 5 Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Театральные постановки, кинематографические версии комедии. 27 6 Подготовка к сочинению. 28 1 И.С. Тургенев. Особенности прозы писателя. 29 2 «Ася». Характеристика героев повести. Приемы характеристики героев. 30 3 Анализ эпизода. Роль 16-ой главы в повести. 31 4 Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. 32 5 Поэтическая атмосфера повести. Подготовка к сочинению. 33 6 «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы». 34 1 Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе.
2 полугодие.
№ урока 2 Тема Дата
35 3 Л.Н. Толстой. «После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. 36 4 Л.Н. Толстой. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. 37 5 Л.Н. Толстой. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. 38 1 Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан Природой суровой». 39 2 Н.А. Заболоцкий. «Журавли». Одухотворенность природы, единство ее с человеком. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта. 40 1 В.Г. Короленко. Гуманизм писателя. 41 2 В.Г. Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. 42 3 В.Г. Короленко. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины. 43 4 В.Г. Короленко. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни. 44 1 И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя. 45 2 И.А. Бунин. «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». 46 3 И.А. Бунин. «Косцы». Поэзия родной земли, грусть о безвозвратно ушедшем. 47 1 М. Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни. 48 2 М. Горький. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». 49 3 М. Горький. «Песня о Соколе». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. 50 4 М. Горький. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии», «Челкаш», «Маленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти» (по выбору учителя). 51 1 А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта. 52 2 А.Т. Твардовский. «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. 53 3 А.Т. Твардовский. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время (три главы по выбору учителя). 54 1 К. Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя 55 2 К.Г. Паустовский. Телеграмма. Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптуре Тимофееву).Композиция рассказа (роль “ленинградских” страниц ).Емкость художественного слова . 56 3 К. Г. Паустовский. ”Телеграмма”. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср.с “Золотой розой “) 57 1 Б.Л. Пастернак. Сведения о жизни поэта. 58 2 Б.Л. Пастернак. «Июль», «Снег идет», Чтение и обсуждение. 59 1 А. Грин Сведения о жизни писателя. «Голос и глаз» 60 2 А. Грин «Победитель», «Алые паруса» и другие произведения. 61 1 В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.» «Микроскоп». Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. 62 2 В.М. Шукшин. Юмор в рассказе. Сочный народный язык. 63 3 В.М. Шукшин.» Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Дядя Ермолай», « Космос, как нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик»,» «Стенька Разин» и другие рассказы. 64 1 В. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. «Ромео и Джульетта»(избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. 65 2 В.Шекспир. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. 66-67 1-2 М. Сервантес. Сведения о жизни писателя. «Дон Кихот»( главы из романа).Душевное величие и наивная простота героя романа. 68 1Итоги года. Задание на лето.