Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией Зинина, Сахарова, Чалмаева, 9 класс


Муниципальное образовательное учреждение
«Воскресенская средняя общеобразовательная школа »




Рассмотрено
на педагогическом совете

Протокол № ___ от «__»
__________________2015___г.

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
Комина Г.А.
«__»________________2015__г.

Утверждаю:
Директор школы
Скрябина И.Н.
Приказ № ___ от «__»_______________2015___г.




Рабочая программа
по учебному предмету
«Обществознание»
7 класс
на 2015-2016 учебный год
Базовый уровень-34 часа


Составитель:
учитель Цветкова Алла Алексеевна, 1 кв.категория






с. Воскресенское
2015 год



Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2014 г. и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, - 4-е издание –М. : Русское слово, 2014г. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит - 385 часов для обязательного изучения литературы на ступени основного общего образования, в том числе в 9 классе – 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 класс
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIIIXIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 18401890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 5080-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 5080-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 8090-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 35 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 35 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь

Учебно-тематический план

Тема
Кол-во часов



По программе
Корректировка
С учётом корректировки


Введение.
2




Региональный компонент. Литература Вологодской области
6
6 часов включительно
73 часа

3.
Из древнерусской литературы.
7



4.
Из литературы 18 века.
10



5.
Из литературы 19 века.
73 (включая 6 часов литература ВО)



6.
Из литературы 20 века.
10



Всего

102






















Основные виды устных и письменных работ по литературе в 59 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Цели
Тип, форма урока, способы контроля
Основные требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся
Теоретико-литературные понятия
Домашнее задание
Дата
Приме-чание








План
Факт





Введение (1 ч.)


1




2
Литературные направления, школы, движения


Роды и жанры литературных произведений
Урок систематизации
ЗУН
Составление таблицы
Знать роды и жанры литературных произведений
Уметь определять жанровое своеобразие того или иного произведения
Роды и жанры
Стр. 10-12 В. 1 стр. 26
Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава.
01.09-04.09



Из древнерусской литературы (7 ч.)


3
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова»
Урок-беседа
Знать историческую основу «Слова», жанр и композицию произведения,
Уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности
Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Стр.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода.
01.09-04.09



4
«Печальная повесть о походе Игореве»
Раскрыть основную идею «Слова», формировать навыки сопоставительного анализа
Урок систематизации знаний
Уметь работать с текстом.
Психологический параллелизм, рефрен

Стр. 26 В. 6,7
07.09-11.09



5
Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова»
Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме
Комбинированный,
Знать: нравственно-патриоическую идею «Слова».
Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею
произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.
Психологический параллелизм, рефрен

Стр. 26 В. 3,4
07..09-11.09-



6
Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме
Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме
Комбинированный,
Уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль
Психологический параллелизм, рефрен

Стр. 26 В. 1
Устный ответ «Каким я представляю себе автора «Слова»».
07.09-11.09



7
Образ автора в «Слове». Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы
Комбинированный
Знать героев «Слова»
Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план
Образ автора
Выучить наизусть «Плач Ярославны»
14.09-18.09



8
РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове» Обучение сочинению на материале данной темы
Рассмотреть основные этапы работы над сочинением
Практикум
Знать значение образа Ярославны
Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план
Образ, выразительные средства языка
Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову»; устная характеристика Игоря и Ярославны
14.09-18.09



9
Р/р Обучение сочинению на материале данной темы
Совершенствование ЗУН
Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана
Уметь использовать собранный материал при написании сочинения
Вступление, основная часть,, заключение
Написать сочинение на тему «Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»
14.09-18.09



Из литературы XVIII века (10 ч.)


10
Общая характеристика литературы 18 века.
Классицизм
Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом
Лекция с элементами беседы
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм
стр. 28-37
Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.В..Ломоносове, Кантемире, Сумарокове
21.09-25.09



11
М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.
Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей»
Изучение нового материала
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды
Уметь вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст
Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм
Стр. 37- 42
Стр. 56-67 Выразительное чтение «Оды на день». Сообщение о Г.Р.Державине. «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица»
21.09-25.09



12
Г. Р. Державин – поэт-философ
«Арфа». «Властителям и судиям». «Памятник». «Фелица».
Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина
Комбинированный
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь логически мыслить. Выразительно читать
Ода
Выучить «Памятник»
21.09-25.09



13
Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Учить анализировать стихотворение, выразительно читать
Комбинированный
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств
Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка
Стр. 42-56
28.09-02.10



14
Рассвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин)
Познакомить с представителями отечественной драматургии
Урок изучения нового
Уметь анализировать, обобщать, комментировать текст
Эпоха Просвещения, театр
Стр. 56-60
Прочитать отдельные главы из книги Радищева «Путешествие»
28.09-02.10



15
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения.

Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева
Изучение нового материала
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
Жанр путешествия
Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия».
28.09-02.10



16
Поэтика сердцеведения в творчестве Карамзина Н. М.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Показать протест против рабства и духовного порабощения
Комбинированный
Знать взгляды сентименталистов на отношения людей Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
Жанр путешествия

Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине

05.10-09.10



17
Повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Познакомить с биографией Карамзина и особенностями его творчества.

Урок изучения нового материала
Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.
Сентиментализм
Стр. 76 – 81
05.10-09.10



18
Р.Р.Сентиментализм как литературное направление.
Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.
Урок изучения нового материала
Уметь находить примеры сентиментализма как литературном направлении.
Сентиментализм
Устное ответы «Каким я увидел XVIII век на страницах .»
05.10-09.10



19
Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века
Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок
Составление таблицы «Литература XVIII века», тест
Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать
Классицизм, Сентиментализм.
Стр. 84-85
12.10-16.10



Из литературы XIX века (73+6ч литература ВО )


20
Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века.
Важнейшие черты эстетики русского романтизма.
Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века.
Изучение нового материала
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
Романтизм
Стр. 86-89
Каковы особенности русского романтизма?
Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове.
12.10-16.10



21
«Что за чудотворец этот Батюшков!» Жизненный и творческий путь поэта. Патриотические мотивы в произведениях К.Н.Батюшкова: «К Дашкову», «Переход через Рейн», «Беседка муз»

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
Комбинированный
Уметь выполнять тезисную запись лекции.
«школа гармонической личности»
Стр. 90-100
Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», «Лесной царь»
12.10-16.10



22
К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта
Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь работать с текстом, анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль
Историческая песня
Устный ответ
Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф.Рылеева
19.10-23.10.



23
В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики
Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики
комбинированный
Знать основные черты романтизма как литературного направления
 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Романтизм, романтический герой
Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского.
19.10-23.10



24

Литература Вологодского края.
П.В.Засодимский. Краткие сведения о писателе. Герои и проблематика рассказа «Перед потухшим комельком»
Обучать защите рефератов о поэтах
Комбинированный
Уметь работать в группах
1гр.- гражданская позиция,
2гр. – общественная деятельность
3гр.- творчество
«Гражданский романтизм»
Стр. 104-109
Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
19.10-23.10




25
А.С.Грибоедов
Жизненный путь и литературная судьба.
Познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С.
Изучение нового материала
Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова. Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Стр. 110-113
Прочитать 1 действие,

26.10-30.10



26
Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта, сюжет, композиция, система образов.
Дать понятие о конфликте. Уметь определить в чем суть конфликта в комедии.
Изучение нового материала
Знать особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, конфликт. Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт.
Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Конфликт.

Прочитать 2-е действие
26.10-30.10



27
«Век нынешний и век минувший»
Анализ драматического произведения
Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении
Комбинированный
Знать сюжет комедии.
Уметь определять элементы сюжета в драматическом произведении, анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст.
Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Стр. 128 В. 1,2 Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова
26.10-30.10



28
Любовная интрига в комедии «Горе от ума»
Учить анализировать драматическое произведение
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
Элементы классицизма в комедии

Стр. 113-120
Прочитать 4-е действие.

09.11-13.11



29
Фамусовское общество.
Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин
Комбинированный
Знать развитие конфликта Чацкий – Софья – Молчалин
Уметь выступать с монологическую речь, анализировать эпизод.
Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Словесный портрет гостей
09.11-13.11



30
Развязка комедии «Горе от ума». Чацкий-«победитель или побежденный?»
Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу
Семинар
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
Комедия
Стр. 120-127
В. 8 Стр. 128
09.11-13.11



31
Смысл заглавия и проблема ума в комедии
Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума
Комбинированный
Уметь выступать монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст
Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев.
16.11-20.11



32
Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев.
Уметь видеть истинные ценности жизни
Комбинированный урок
Знать характеристику героев
Уметь анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы
Монолог, конфликт.
Статья Гончарова «Мильон терзаний».
16.11-20.11



33
И. А. Гончаров «Мильон терзаний».
Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление
Практикум
Знать основные положения статьи. 
Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». 
Конспект, компрессия
Закончить работу по заполнению таблицы
16.11-20.11



34
РР. Классное сочинение по пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь
Практикум
Знать содержание комедии. Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Стр. 3-18
23.11-27.11



35
Литература Вологодского края. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях вологодских поэтов. Нравственные уроки произведений. Идейно-художественное своеобразие произведения С.С.Орлова «Жаворонок»
Расширение понятий о лирическом сюжете и композиции литературного произведения, своеобразии поэтического языка.
Заочная экскурсия
Знать  основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта.
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма


Стр. 19-22
23.11-27.11



36
А.С.Пушкин.Жизненный и творческий путь.
Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение
Комбинированный
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма
Стр..22-27

23.11-27.11



37
«В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал» Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение
Изучение нового материала
Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма
Выучить наизусть одно из стихотворений
30.11-04.12



38
«Свободы верный воин». Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина
Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение
Комбинированный
Уметь анализировать текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма
Стр. 43-49 Выучить наизусть одно из стихотворений о любви
30.11-04.12



39
«Поговорим о странностях любви»Любовная лирика Пушкина. «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна» и др.
РР. Анализ лирического стихотворения
Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер
Практикум, самостоятельный анализ лирики
Знать адресатов любовной лирики.
Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                
Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.
Выразительные средства языка

Стр. 37-43

30.11-04.12



40
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение
Комбинированный
Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма
Выучить наизусть «Я памятник»
07.12-11.12



41
Тема природы в лирике А.С.Пушкина. «Осень», «Погасло дневное светило» и др.
Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы
Изучение нового материала
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.
Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта

Стр. 49-53
«Времена правления Бориса Годунова» (индивидуально)
07.12-11.12



42
Романтические поэмы Пушкина. «кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

Рассмотреть сюжет трагедии, ее героев, учить выразительно читать
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь анализировать текста с использованием цитат
Трагедия
Стр. 53-62 Прочитать «Маленькие трагедии»
07.12-11.12



43
«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия.
Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев
Комбинированный
Уметь анализировать драматическое произведения, выделять ключевые сцены, уметь давать критическую оценку поступков и слов героев
Маленькие трагедии

Стр.63-69
Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина»
14.12-18.12



44
Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина
Формировать навыки прозаического анализа произведения
Изучение нового материала
Уметь устно размышлять о поступках героев
Реализм


Стр. 75-79.

14.12-18.12



45
«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей
Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта
Изучение нового материала
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
Ответы на вопросы
Стр. 94 В. 16 Прочитать главу 1.

21.12-25.12



46
А.С.Пушкин. «Я думал уж о форме плана» История создания, замысел, сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»
Раскрыть типические и индивидуальное в образах Онегина и Ленского
Комбинированный
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
Антитеза

Стр. 87-90 Составить сравнительную характеристику Ленского и Онегина.
21.12-25.12



47
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа
Комбинированный
Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.
Уметь давать характеристику героя произведения
Реализм, сравнительная характеристика


Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину»
21.12-25.12



48
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Роль антитезы в создании центральных образов романа.
Проследить как в романе отражается жизнь русского дворянства
Комбинированный
Уметь сопоставить петербуржский, московский и провинциально-дворянский быт
Роман. Связь с историей, лирические отступления.
Устный ответ столичное и провинциальное дворянство
28.12-30.12



49
Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина»
Учить анализировать эпизод
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь анализировать эпизод, работать в парах, запись выводов
Анализ эпизода
Цитатная характеристика героев
28.12-30.12



50
Автор как идейно-художественный и лирический центр романа. «Онегинская строфа». Пейзаж в романе.
Учить анализировать эпизод
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
Анализ эпизода
Ответ на вопрос «Каким вы увидели автора» произведения
13.01-17.01



51
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский о романе.
Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа
Комбинированный
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
Образ автора

13.01-17.01



52
Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь работать с текстом, конспектировать.
Проблематика
Составить тезисы статьи Белинского.
13.01-17.01



53
Литература Вологодского края.В.Ф.Тендряков. Комментированное чтение повести «Весенние перевертыши». Тема первой любви в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши»
Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе
Комбинированный
Знать основные положения статьи. 
Уметь отбирать материал из статьи «Энциклопедия русской жизни» Белинский и Писарев о романе.
Реализм, критическая статья

Составление плана сочинения и отбор материала.
20.01-24.01



54
М.Ю.ЛермонтовЖизнь и творчество.Мотивы вольности и одиночества в лирике. Стихотворение «Парус», «И скучно и грустно»
Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.
Реализм, критическая статья


20.01-24.01



55
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворения: «Смерть поэта», «Пророк» и другие.
Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь
Практикум
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка.
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Стр.97-105 Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
20.01-24.01



56
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «КН.И.», «расстались мы, но твой портрет», «Я не унижусь пред тобой»
Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике

Изучение нового материала
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы.
Уметь находить их в тексте
Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Стр.110-115.
27.01-31.01



57
Тема одиночества в творчестве поэта.
Способствовать пониманию основных мотивов творчества Лермонтова М. Ю.
Комбинированный
Знать понятия: мотив, лирический герои, романтизм,
скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической
интонации, жанровые особенности;
Уметь анализировать стихотворения 
Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Прочитать стихотворения «Пророк», «Скучно и грустно », «Парус»
27.01-31.01



58
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. Тема России. Характер лирического гнроя его лирики. «Дума», «Родина», «Монолог»
Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение
Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа

Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.
Адресата любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина.

27.01-31.01



59
Литература Вологодского края. «Храни огонь родного очага» (тема родного дома и малой родины в творчестве поэтов-вологжан)
Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение
Комбинированный
Знать адресатов любовной лирики.
Уметь анализировать текст на лексическом уровне  
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Стр. 114-121 Выучить одно из стихотворений о любви наизусть.
03.02-07.02



60
Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова.Редактирование черновиков.
Показать отношение автора к поколению 30 гг. 19 в.
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог».
03.02-07.02



61
РР. Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений М.Ю.
Учить анализировать текст, рецензировать высказывание
Практикум, самостоятельный анализ лирики
Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами
Выразительные средства языка

Закончить сочинение.
03.02-07.02



62
Роман «герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции.
Обучать анализу художественного произведения, эпизода
Урок выразительного чтения
Уметь передать свои эмоции
Выразительные средства языка

Стр. 122-126, развернутый ответ на вопрос о композиции произведения
10.02-14.02



63
Печорин как «портрет поколения».Главы «Бэла», «Максим Максимыч»
Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина
Изучение нового материала
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Психологический роман
Композиция романа, глава «Бэла»
10.02-14.02



64
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя.
Подвести учащихся к пониманию и значения композиции и роли рассказчика в романе в раскрытии идейного замысла .
Изучение нового материала.
Знать историю создания романа, его идеи и роль композиции.
Психологический роман
Устный ответ «Каким я увидел лермонтовско-го героя»
10.02-14.02



65
Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина.
Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями
Комбинированный
Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
Психологический роман
Стр.130-132, перечитать главу «Тамань».
17.02-21.02



66
Печорин в системе женских образов. Мери, Бела, Вера.
Дать представление о психологическом портрете героя
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать содержание
«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Психологический роман
Грушницкий, Вулич, Вернер - Печорин.
17.02-21.02.



67
Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»
Раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать текст повести;
понимать: 
художественные
особенности повести, способы создания психологического портрета.
Уметь анализировать повесть с учётом особенностей
художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода
Психологический роман
Отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой
17.02-21.02



68
Психологический портрет героя. Приемы создания и раскрытия характера
Раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой
Комбинированный
Знать понятие «двойник», содержание повести.
 Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой».
Психологический роман
Подготовить анализ эпизода по плану.
24.02-28.02



69
РР. Обучение анализу эпизода
Учить анализировать эпизод
Практикум, самостоятельный анализ эпизода
Знать роль эпизода.
Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами
Выразительные средства языка

Законспектировать статью Белинского о романе.
24.02-28.02



70
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.
Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь конспектировать статьи, работа с цитатами, составлять связный рассказ
Конспект
Подготовка к сочинению.
Конспект статьи Белинского (работа с конспектом)
24.02-28.02



71-72
РР. Сочинение по творчеству Лермонтова
Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь
Практикум
Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать.
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Работа с текстом
03.03-07.02



73
Н.В. Гоголь
Страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Обобщить и систематизировать ранее изученный материал.
Изучение нового материала
Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера », «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
Повесть .
Поэма
Прочитать главы 4-6. «Мёртвые души» Жизнь и творчество Гоголя, цитатный план по статье учебника
03.03-07.02



74
Помещики-«расточители» и помещики «накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Познакомить с Петербургскими повестями
Изучение нового материала
Знать содержание отдельных глав, проблематику сборника
Повесть
Прочитать одну из повестей.
03.03-07.02



75
Неуловимый Чичиков
Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания
Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа
Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
Развитие реализма, лирические отступления
Стр. 152-156 Стр. 170 В. 3,4, подготовить развернутый ответ на вопрос о Чичикове (характеристика литературного героя)

10.03-14.03



76
Образ города № в поэме «Мертвые души»
Обратить внимание на особенности жанра и композиции, смысла названия 7поэмы.
Изучение нового материала
Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.
Поэма, композиция, образ
Стр. 157-164 В. 5 стр. 170
10.03-14.03



77
Образ родины в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Поэма в оценке В.Г.Белинского
Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану
Комбинированный
Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;
Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения
Действительности
Образ
Составить портретную характеристи-ку помещиков
10.03-14.03



78









___
79

Литература Вологодского края В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка». Чтение и обсуждение рассказа

_______________
Литература 2 половины 19 века
Учит анализу поэтического текста







______________
Комбинированный
Знать средства художественной выразительности;
Уметь составлять характеристику лирического героя, работать с тропами



_____________________
Образ
Общая характеристика поэзии писателей Вологодского края




_____________
10.03-14.03



80-81
Любовь к родине, народная тематика лирики русских поэтов второй половины 19 века

Эмоциональное богатство лирики Тютчева Ф.И., А.А.Фета, Н.А.Некрасова
Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения
Комбинированный
Знать текст произведения.
Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ лирического героя, определять тему, идею художественного произведения
Образ
Групповые задания:
1гр. –поэзия Тютчева
2 гр.-поэзия Фета
10.03-14.03



82
А.Н.Островский. Слово о писателе. Пьеса «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Основной конфликт.
Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки»
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать текст произведения; темы лирических отступлений; понимать: как происходит
эволюция автора - от сатирика к пророку.
Уметь определять темы лирических
отступлений,
анализировать их текст, вы являя проблема тику, авторскую позицию.
Лирические отступления
Подготовить развернутый ответ на вопрос о проблематике произведения
17.03-21.03



83
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
Учить собирать материал к сочинению, составлять план
Развитие речи
Знать: основные элементы драматургического произведения
Уметь составлять цитатный план, работа с текстом

Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Подготовить черновик сочинения, развернутый ответ на вопрос по драме
17.03-21.03



84
РР. Сочинение-миниатюра «Почему главным действующим лицом А.Н.Островский сделал Любима Торцова?»
Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь
Развитие речи
Знать текст произведения
Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать персонажей, понять сатирическую направленность произведения
Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора
Стр. 181-199
17.03-21.03



85
Литература Вологодского края..Социальная и нравственная проблематика произведения В.И.Белова «За тремя волоками»
Дать представление о литературе 2 половины 19 века
Изучение нового материала
Знать традиции отечественного реализма в русской литературе второй половины 20 века.
Уметь конспектировать лекцию.
Реализм, лирика
Прочитать рассказ, ответить на вопросы
05.04-09.04



86
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».Психологизм прозы.
Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта
Комбинированный
Уметь анализировать прозаический текст, определять его особенности
Философская проза
Стр. 196-197 прочитать статью учебника, подготовить развернутый ответ о жизни и творчестве писателя
05.04-09.04



87
Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приемы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению.
Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями
Комбинированный
Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.
Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.
Уметь характеризовать героев.
Сюжет
Как раскрыта в рассказе тема любви?
05.04-09.04



88
Ф.М. Достоевский
Этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». Ее место в творчестве писателя.
Закрепить навыки анализа драматического произведения
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать содержание повести.
Уметь критически оценивать поступки и слова героев произведения
Композиция
Прочитать автобиографию Достоевского.
05.04-09.04



89
Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского (по повести «Белые ночи»)
Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчества писателя
Изучение нового материала
Знать содержание романа.
Уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Маленький человек в литературе
Устный ответ «Моё представление о главном герое повести «Белые ночи»
12.04-16.04



90
А.П.Чехов.Слово о писателе. «Смерть чиновника» Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.
Познакомить с содержанием произведения, учить работать с текстом
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.
Психологизм прозы
Прочитать
рассказ, подготовить подробный пересказ текста
12.04-16.04



91
РР. Художественное мастерство А.Н.Островского и А.П.Чехова
Учить анализировать эпизод
Практикум, самостоятельный анализ эпизода
Знать содержание главы.
Уметь находить прием психологического анализа
Выразительные средства языка

Подготовить творческую биографию Чехова
12.04-16.04



92
Литература 20 века.А.М.Горький.Драма «На дне» как «пьеса-буревестник».
Познакомить с содержанием рассказа, закрепить навыки работы с текстом
Изучение нового материала
Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека».
Драма, пьеса
Прочитать драму «На дне»

19.04-23.04



Из литературы XX века (10 ч.)


93
Поэзия Серебряного века
Познакомить со своеобразием литературного процесса первой четверти XX века
Изучение нового материала
Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.
Авангардизм, модернизм, фольклор и
литература
Стр. 199-202
19.04-23.04



94
А.А.Блок. «В поэтической мастерской поэта»
Выявить своеобразие ранней прозы Горького
Комбинированный
Знать раннее творчество писателя.
Уметь дать оценку ранее изученным произведениям
Романтическое
и реалистическое движение, новый тип героя
Подготовить сообщение о творчестве Блока, анализ одного из стихотворений

19.04-23.04



95
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина
Рассмотреть сюжет драмы, учить составлять характеристику персонажей
Урок закрепления и обобщения знаний
Уметь анализировать драматическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам
Драма
Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века.
26.04-30.04



96
В.В. Маяковский. Новаторство поэта. «Послушайте!» Письменный анализ стихотворений «Люблю», «А вы могли бы?»
Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века
Изучение нового материала
Знать литературные направления Серебряного века.
Уметь выступать перед аудиторией, анализировать лирический текст
Символизм, акмеизм, футуризм
Выучить наизусть одно из стихотворений.
26.04-30.04



97
М.И.Цветаева. Судьба, творчество. «Если душа родилась крылатой»
Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта
Комбинированный
Знать основные факты биографии поэта.
Уметь выразительно читать наизусть стихотворения Цветаевой
Авангардизм, модернизм, фольклор и
литература.
Стр. 203-205, выучить наизусть одно из стихотворений
26.04-30.04



98
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. «Не с теми я, кто бросил землю»
Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать основные события творческой биографии поэтэссы, ее программные произведения.
Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.
Символизм, акмеизм, футуризм
Выучить наизусть стихотворение о природе.
04.05-07.05



99
Б.Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики.
Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта
Комбинированный
Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.
Уметь выразительно читать стихотворения Пастернака
Символизм, акмеизм, футуризм
Подготовить сообщение о Пастернаке
04.05-07.05



100
М.А.Булгаков.Жизнь и судьба. Сатирический дар писателя. Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»
Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы
Комбинированный
Знать факты биографии писателя
Уметь выразительно читать тексты, определять идеи, тематику произведений
Символизм, акмеизм, футуризм
Подготовить сообщение о Булгакове, познакомиться с его рассказами
11.05-14.05



101
Шолохов М.А. Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)
Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы
Урок закрепления и обобщения знаний
Знать факты биографии писателя. Особенности новаторства, традиций
Уметь дать развернутый ответ на вопрос
Символизм, акмеизм, футуризм
Развернутый ответ на вопрос о судьбе человека, искалеченного войной
11.05-14.05



102
А.И.Солженицын Слово о писателе. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»
Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер
Практикум, самостоятельный анализ лирики
Знать факты биографии поэта, тематику рассказов, их философский характер.
Уметь выразительно читать и анализировать эпизоды
Выразительные средства языка

Ответить на вопросы к рассказу, сделать закладки в тексте
17.05-21.05




Новейшая русская проза: В.П.Астафьев, В.Г.Распутин, Л.Петрушевская, В.Пелевин
Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа
Изучение нового материала
Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести.

Сатира, сарказм.
Список литературы для летнего чтения
17.05-21.05



Формы текущей и промежуточной аттестации
№ п/п
Вид деятельности
Количество


Сочинение
9


Анализ поэтического и прозаического текста
3


Уроки внеклассного чтения (Литература Вологодского края в том числе)
6


Контрольное тестирование
2


Перечень учебно-методических средств обучения
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, Г.С. Меркина, «Программа по литературе для 9 класса»

Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В. А. Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах 9-11 класс С. Петербург 2010 г.

Литература. Подготовка к ЕГЭ, универсальный справочник - М. ЭКСМО -2012 г.

Методические рекомендации к учебнику С.А.Зинин, Л. В. Новикова. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: «Русское слово», 2011.

Планируемые результаты изучения предмета(курса)

Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Нормы оценок сочинений, изложений, диктантов:
Оценка «5»
  Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
 Оценка «2»
Содержание и речь:
   Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Нормы оценок устных ответов:
«5»
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
Ответ самостоятельный.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на- рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения. 
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.