Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Коровиной ФГОС
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей _____________
_______________________________________
Руководитель ШМО
_________ ____________________________
Протокол № ___ от ______________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Сонская СОШ» __________ _____________________
«__»____________20___г.
Утверждено
Директором МБОУ «Сонская сош»
_________________
___________________
«__»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 6 класса
Разработала:
Абросимова надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с. Сонское 2016 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
основная образовательная программа основного общего образования (приказ ОУ от 31.08. 2012 г. №481-од);
учебный план МБОУ "Сонская СОШ" на 2016/2017 учебный год;
Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана МБОУ "Сонская СОШ "
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.
Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… : дидакт. материалы по лит. : 6 кл. / В.П.Полухина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (1СD MP3).
Изучение литературы в 6 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий;
овладение умениями: чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоение программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований: к воспитании и социализации обучающихся как част образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знания, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и вне урочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности , том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Ключевая идея курса заключается в системно-деятельностном подходе, который предполагает:
воспитание и развитие личности, отвечающей требованием современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоение универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических способностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определение образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием мировой и отечественной литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словестной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворений и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Содержание деятельности по предмету. В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает текст, но недостаточно владеет собственной техникой чтения, именно по этому на уроках важно уделять внимание чтению в слух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры письменной и устной речи.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа составлена для реализации курса «Литература 6 класс», который является частью программы основного общего образования по литературе и разработан в логике с возрастными особенностями учащихся. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё - к литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведенья), которая изучает это искусство. Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включат произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).
Cпецифика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIIIвека.
Русская литература XIX века.
Русская литература XX века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведенья по теории и истории литературы.
В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблему и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки вне классного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведения для самостоятельного чтения. Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам учебной деятельности обучающихся – формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Новизна данной программы определяется тем, что направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
При планировании уроков учитываются особенности характеристики класса ( класс средних возможностей, поэтому считаю возможным производить замену сложных заданий заданиями среднего уровня).
Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Линии, общие с курсом «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литература».
4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане МБОУ Сонской СОШ предусмотрено обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 733 ч. В том числе:
в 5 классе — 105 ч. (3 часа в неделю).
в 6 классе — 68 ч. (2 часа в неделю).
в 7 классе — 68ч. (2 часа в неделю).
в 8 классе — 68ч. (2 часа в неделю).
в 9 классе — 105 ч. (3 часа в неделю).
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ –
элементы развития речи предусмотрены в ходе уроков.
Так как новый федеральный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, я считаю необходимым представить контрольные работы в различных формах: письменный ответ на проблемный вопрос и тест. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме тестов и контрольных работ. Это является важнейшей отличительной особенностью данного курса.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы и творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия, самоконтроля, самообразовательной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД Метапредметные УУД
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
объяснять российскую государственность;
иметь представление о народах и этнических группах России;
уважать культуру коренных народов ЯНАО, их традиции;
аргументировано оценивать свои поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (учебных и жизненных), опираясь на нормы морали, правила поведения;
делать прогностическую оценку на основании чётких понятий о красоте, и гармонии. Проявлять интерес к новым течениям в литературе, искусстве. осознанно планировать свой актуальный круг чтения,
владеть навыком осмысленного чтения;
структуриро-вать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
развивать мысль в логике поставленного вопроса;
аргументировать свою позицию;
уметь строить доказательство и опровержение;
применять приемы индуктивно-дедуктивного доказательства по аналогии;
владеть навыками коллективного планирования, делового партнёрского общения при написании проектных и исследовательских работ;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
владеть поисковыми умениями, умениями и навыками работать в сотрудничестве;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
анализировать истинность утверждений. ответственно относиться к выполнению всего объёма дел.
охотно принимать помощь, проявлять интерес к мнению окружающих по поводу оценки его собственных способностей как организатора;
находить и представлять дополнительную информацию по теме;
давать отчёт о своих действиях;
планировать учебные действия, вносить изменения в план учебных действий в связи с изменением условий;
фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, обосновывать свои действия по исправлению ошибок;
оценивать свои действия, испытывать потребность во внешней оценке своих действий;
уметь самостоятельно определять проблему, ставить учебные и жизненно - практические цели (в том числе в проектах), проверять достижимость целей, самостоятельно определять порядок действий;
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять план и последователь-ность действий;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
принимать решение в проблемной ситуации. аргументировать свою точку зрения, подтверждать фактами, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
проявлять готовность к групповой форме работы, воспринимать вопросы к собеседнику.
Предметные результаты
Шестиклассник научится Шестиклассник сможет научиться
Устное народное творчество
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
• различать произведения жанров фольклора;
• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• проектировать маршрут исполнения проблемных зон в изученных темах. • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература
Литература XVIII века
Литература XIX века
Литература XX века
Зарубежная литература
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства;
• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
• владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов;
• характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;
• обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки оценивать их;
• выявлять авторское отношение к героям произведения;
• аргументировать свою точку зрения. • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета, курса
Введение. 1ч. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -3ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. 1 ч
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 41 ч
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 13 ч
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 ч
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).Теория литературы. Притча (начальные представления).
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
3
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
1
Из русской литературы XIX века.
41
Из русской литературы XX века.
13
Зарубежная литература.
7
Всего часов
68
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Элементы содержания Планируемые результаты Вид контроля Дата по плану Дата факт
Предметные Метапредметные Личностные
1 Художественное произведение. Содержание и форма. Формирование стартовой мотивации к обучению. Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Ответить на вопросы: почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый
ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли".
Устное народное творчество
2 Обрядовый фольклор. Обрядовые песни Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ Извлекают необходимую информацию, знают теоретичес кий материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»?
Выразительное чтение одной из обрядовых песен
3 Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. Загадки. Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок Умеют заменять термины определениями. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» . Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» 4 Контрольная работа №1 по теме УНТ Письменное сочинение-рассуждение Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Письменное сочинение-рассуждение
Из древнерусской литературы
5
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Подготовить выразительное чтение фрагмента сказания, пере-давая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий
6 Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Письменно ответить на вопросы(по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли».Какие наставления (уроки) содержит сказание? Литература 18 века
7 И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать Выразительное чтение басни "Муха. "Мораль басни. Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует баснописец? Литература 19 века
8 И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует баснописец, чтобы передать чувства героя ? Подготовьте выразительное чтение басни.. 9 И. А. Крылов. «Осел и Соловей». Роль власти и народа
в достижении общественного блага. Определяют основную и второстепенную информацию. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе
Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует баснописец, чтобы передать чувства героя ? Подготовьте выразительное чтение басни.. 10 Контрольная работа №2 по теме «Басни» Тестирование + творческое задание Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Выполнить задания в форме теста. Написать мини-сочинение.
11 А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». Стихотворение «Зимнее утро Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение анализу одного стихотворения. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует автор, чтобы передать чувства героя ? Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты?
12 А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр послания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит . Подготовить выразительное чтение стихотворения. 13 Лирика Пушкина
Двусложные (ямб, хорей). Урок-рефлексия. Обучение анализу одного стихотворения. Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Оценивают достигнутый результат. Умеют представлять конкретное содержание в устной форме.
Определить основные мотивы лирики А.С.Пушкина. 14 А. С. Пушкин.
«Барышня-крестьянка» Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? 15 Проект. Читательская конференция по теме " Повести Белкина". Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Умеют представлять конкретное содержание в устной форме Галерея персонажей "Повестей Белкина".
16 Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Анализ эпизода «Ссора двух помещиков», роль эпизода в повети. Выделяют и формулируют познавательную цель
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии
с ней Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Анализ 1-4 глав 17 Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.
Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста Определять цель выполнения заданий на уроке
Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.
Сравнительная характеристика «Два помещика» 18 Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский Образы крестьян в повести. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. 19 Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Анализ образов судьи, присяжных, обывателей. Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Ответить на вопрос: какова связь общественных пороков с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? 20 Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. В чем заключается особенность сюжета романа? 21 Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского» Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст
Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Умеют представлять конкретное содержание
Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. 22 Обобщение по теме «Дубровский». Понятие «открытый финал» Выбирают основания и критерии для сравнения, объектов. Осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. Выполнить задания учебника к повести "Дубровский"
23 Контрольная работа №3 по повести А. С. Пушкина «Дубровский». Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст.
Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос.
24 Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Обмениваются знаниями между членами группы Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?
25 Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях. Поэтическая интонация. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. Ответить на вопрос: почему мастер художественного слова, читающий стихотворение, делает долгую паузу перед словами «Одиноко / Он стоит, задумался глубоко...»? Выразительно прочитать стихотворение. 26 Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. Выразительно прочитать стихотворение. Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям 27 Контрольная работа № 4 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова Художественный анализ стихотворения Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Художественный анализ стихотворения 28 И.С.Тургенев Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Духовный мир кре Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.стьянских детей. Народные верования и предания. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Понимают возможность различных точек зрения. Факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг».
Выявить авторское отношение к героям рассказа.
29 Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Устанавливают причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Ответить на вопросы: какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актера? Как можно назвать рассказы мальчиков: россказнями, преданиями, поверьями? Сопоставить рассказы мальчиков: какие из них особенно интересны? Как они характеризуют самих героев?
30 Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Строят логические цепи рассуждений. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Сопоставительный анализ ночного и утреннего пейзажа. 31 Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). Обобщение и систематизация изученного. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Создать презентацию по теме урока. 32 Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья»,«С поляны коршун поднялся...». Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений.
33 Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...». Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу («Ель рукавом мне тропинку завесила...»)? Чему призывает учиться поэт «у дуба, у березы»? Подготовить выразительное чтение стихотворений, раскрыв сложную гамму переживаний лирического героя, музыкальность и плавность стиха.
34 Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Народ –созидатель в стихотворении Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга. Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы?
35 Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Особенности поэтического языка, разные ритмы в произведении. Выбирают основания и критерии для сравнения и классификации объектов. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Особенности поэтического языка Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. 36 Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» Сочетание реальности и фантастики в произведении. Выделяют и формулируют проблему. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Определить элементы фабулы. Ответить на вопросы: какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»? В чем суть спора генерала и автора? Почему стихотворение посвящается детям?
37 Контрольная работа №5 по произведениям поэтов XIX века. Тестирование + творческое задание Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Выполнить тест 38 Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Сообщение о писателе. 39 Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют план и последовательность действий. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения Рассказать о характере Левши, используя цитатный план в учебник. 40 Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Лексическая работа с текстом. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Ответить на вопрос: почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы 41 Сказовая форма повествования. Обобщение и систематизация изученного. Строят логические цепи рассуждений. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Найти приемы сказочного повествования. Какую роль они играют в произведении? Найти примеры новых слов. Кто и когда их произносит? Какой смысл вкладывает в них рассказчик 42 Контрольная работа №6 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова. Сочинение – рассуждение Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Написание сочинение – рассуждение 43 А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ "Толстый и тонкий" Рассказ о писателе на основе презентации Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Подготовить презентацию о А.П.Чехове. Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает Чехов 44 Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Ответить на вопросы учебника. 45 Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся принимать решение и реализовывать его. Особенности поэтического языка. 46 Е.А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. Особенности пейзажной лирики Баратынского Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. 47 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Анализ стихотворения. Выполняют операции со знаками и символами. Оценивают достигнутый результат. Планируют общие способы работы. Особенности поэтического языка поэта. 48 Контрольная работа №7 по стихотворениям поэтов 19 века Художественный анализ стихотворения. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат.
Умеют создавать связный текст Литература 20 века
49 А.И.Куприн «Чудесный доктор» Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» Анализируют условия и требования задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Учатся принимать решение и реализовывать его. Проявляют внимание к личности другого.
Понятие " святочный рассказ" Проблематика рассказа.
50 А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка? Составить таблицу «Сказочное и реальное в произведении» 51 Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» ТЛ: понятие феерии Выражают структуру задачи разными средствами. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Почему свое повествование А. Грин назвал феерией? 52 Отношение автора к героям повести «Алые паруса» Обобщение и систематизация изученного Выделяют и формулируют познавательную цель. Оценивают достигнутый результат. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Каким вы увидели Эгля в исполнении актера? Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок Эгля волшебником, а жители Каперны - колдуном?Почему жители Каперны не поют песен и не рассказывают сказок? Как их это характеризует?
53 К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Д.С. Самойлов. «Сороковые». Солдатские будни в стихотворениях о войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Составляют план и последовательность действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. Ответить на вопросы: почему актер, читающий стихотворение К.Симонова, с особой эмоциональной силой выделяет повтор «Мы вас подождем...»? Почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках (по стихотворению
54 Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». . Нравственные проблемы рассказа Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Почему он не может забыть «бабушкиного пряника... дивного коня с розовой гривой 55 Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. Самобытность героев рассказа Выделяют и формулируют познавательную цель. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Выписать поговорки, используемые автором. Какова их роль в рассказе В. Астафьева?
Ответить на вопрос: с какой целью писатель использовал слова и выражения из различных пластов лексики?
56 Контрольная работа №8 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Письменный ответ на вопрос. Структурируют знания. Оценивают достигнутый результат. Умеют создавать связный текст Письменный ответ на вопос.
57 Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Обобщение и систематизация изученного. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Составляют план
и последователь-
ность действий. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Проблематика рассказа. 58 Образ природы, тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» .
Особенности композиции и смысл названия сказки.
Нравственная
суть взаимоотношения Митраши и Насти Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.
Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Умеют слушать
и слышать друг друга.
Отметить художественные образы, отдельные эпизоды сказки-были, которые можно назвать сказочными: какую роль играют они в произведении?
Что в сказке является былью?
Сравнительная
характеристика
Насти и Митраши
59 Родная природа в русской поэзии 20 века. Лирика А. Блока, С. А. Есенина, А.Ахматовой, Н.М. Рубцова. Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. Ответить на вопрос: какие художественные средства использует А. Блок, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова?
Чем
объясняет поэт
свою кровную связь с неяркой русской природой?
60 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Юмор как одно из ценных качеств человека. Влияние учителя на формирование детского характера. Приемы юмористического изображения в прозаическом тексте. Выдвигаю, обосновывают гипотезы. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Оценивают достигнутый результат. Проявляют уважительное отношение к партнерам.
Ответить на вопросы: что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига Геракла?" 61 Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.
К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Чтение и анализ произведений Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия Устанавливают причинно-следственные связи. Оценивают достигнутый результат. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Проблематика стихотворений Ответ на проблемный вопрос: "Какую роль в жизни человека играет детство?". Зарубежная литература. 7 часов
62 Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»,«Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
Фантастика и реальность в мифе. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Какие качества человека прославляют мифы о двенадцати подвигах Геракла? 63 Геродот. «Легенда об Арионе». Слово о писателе и историке. Определяют основную и второстепен-
ную информацию.
Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга.
Сообщение: "Легенды Моей малой родины" 64
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе Строят логические цепи рассуждений. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга? 65
М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Выделяют и формулируют проблему. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.
Ответить на вопросы: почему перед смертью Сервантеса о нем говорили, что умирает последний рыцарь и совесть Испании? 66 Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга. Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения?
67
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Выделяют и формулируют проблему. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют слушать и слышать друг друга. В чем смысл названия новеллы? 68
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Какие уроки можно извлечь из сказки?