Коррекционный курс Развитие осязания и мелкой моторики

Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по коррекционному курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена на основе Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида(для детей с нарушением зрения)Раздел: Коррекционная работа в детском саду. Развитие осязания и мелкой моторики / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.:Издательство «Экзамен», 2013.
Цель коррекционного курса – развитие осязания и мелкой моторики, формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение приемам выполнения предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Основными задачами курса являются:
образовательные:
совершенствовать умения обследовать предметы и их изображения,
дифференцируя различные признаки и свойства предметов;
формировать умения описывать в устной форме свои действия с предметным материалом;
формировать представления о форме, объёме, размере и качестве предметов;
расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
коррекционные:
стимулировать познавательные действия частично зрячих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;
развивать образность и точность мышления;
развивать умения соблюдать цветовую композицию;
развивать зрительно–моторную координацию;
воспитательные;
воспитывать самостоятельность при выполнении учебных заданий, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе;
развивать творческие способности, фантазию;
развивать бережное отношение к материалам;

В результате применения таких занятий осязательное восприятие ребенка с нарушением зрения качественно улучшается, повышается уровень координации движений, развитие ориентировки в малом пространстве, техники письма и чтения по системе Брайля, эффективность обследования наглядных средств обучения
Общая характеристика программы
Под термином «мелкая моторика» подразумеваются точные высокодифференцированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
Учеными доказано, что развитие моторики руки находится в тесной связи с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. И.П. Павлов говорил, что развитие функции обеих рук и связанное с этим формированием речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, т.к. речь теснейшем образом связана с мышлением.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Дети с глазной патологией имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Для таких учащихся характерны:
слабость мышц;
неумение рационально распределять мышечные усилия;
неловкость движений;
недостаточная сформированность моторного праксиса и т.д.
Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, который предполагает развитую мелкую моторику кистей рук, достаточно высокую выносливость к статическим нагрузкам, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.
Из–за несовершенства моторики дети при обучении испытывают затруднения не только на уроках русского языка, но так же на уроках математики в работе с линейкой, угольником, циркулем, на уроках рисования, труда. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, затрудняет адаптацию и интеграцию подростков с нарушениями зрения в обществе.
Недостатки тонких движений пальцев рук проявляются:
в слабом развитии навыков самообслуживания;
при выполнении противоположных действий каждой рукой;
в аритмичности и нечеткости пальцевых движений;
в низком уровне развития графомоторных навыков, которые проявляются на письме (несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, очень сильный нажим, низкий темп письма);
в развитии речи
Всё выше сказанное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей данной категории.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения относятся к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом специфических особенностей и возможностей учащихся. Они способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков, умений.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данного коррекционного курса заключается не только в развитии осязания и мелкой моторики, но и в получении знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. Выполняя поделки и сувениры из различных материалов, дети учатся правильно подбирать и различать цвета, развивают художественный и эстетический вкус, применяя различные средства построения композиции; учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы.
Приобретенные знания, умения и навыки помогут им в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность. Кроме того, эти изделия - прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. На занятиях дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехами своих товарищей.
Занятия в рамках коррекционного курса «Развитие мелкой моторики», разработанного для 6 класса являются комплексными и разносторонними, влияющими не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование познавательной деятельности, на мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активной деятельности. На занятиях осуществляется:
дифференцированный подход
учет зрительного диагноза, возрастных, психологических особенности детей для правильного подбора работ
постепенное усложнение при подаче нового материала
связь с другими областями декоративно-прикладного искусства (плетение, аппликация, использование техники торцевания и т. д.)
использование наглядных пособий
использование технических средств обучения для эффективности подачи нового материала
Место курса в учебном плане КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии.

Данная программа распланирована на 34 занятия (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком. Занятия длятся 40 минут. Количество занятий – 34. Из них 1 час резерва.

Формы организации образовательного процесса
В связи с тем, что состав классов неоднороден, и учащиеся различаются по виду и степени нарушения зрения, по времени возникновения зрительного дефекта, по условиям воспитания, развитие осязательного восприятия и мелкой моторики возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому организационной формой работы по реализации коррекционного курса являются занятия:
индивидуальные;
групповые;
Коррекционный курс построен по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение материала в каждом классе
Активная зрительная нагрузка во время занятий не превышает 10 мин, затем отдых для глаз (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика или переход к другому виду деятельности).
Заканчиваются коррекционные занятия общей релаксацией, расслабляющими зрительными упражнениями, подведением итогов.
Структура занятия по развитию осязания и мелкой моторики
1 часть Инструктаж по технике безопасности при выполнении технической работы с использованием различных материалов (проволока, ножницы и т. д.)
2 часть Коррекция мелкой моторики руки
Массаж (способствует восстановлению мелкой моторики и координации движений работающей руки, снятию излишнего напряжения в руке)
Статические упражнения для пальцев рук
Динамические упражнения для пальцев рук
Упражнения для соверщенствования точных движений пальцев руки (шнуровки, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц и т.д.)
3 часть предметно – практическая деятельность
Плетение (Конструирование, бумажное плетение, лепка, мозаика)
Аппликация (с использованием различной техники, комбинированная с использованием различных материалов на разной основе)
4 часть итоговая
Получение готового изделия
Самооценка учащегося
Подведение итогов
Срок реализации учебной программы 2015-2016учебный год.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих
·ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение формулировать и удерживать учебную задачу,
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную,
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено,
умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); анализировать, обобщать и передавать информацию;
умение классифицировать по заданным критериям;
умение устанавливать аналогии; причинно-следственные связи;
умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Коммуникативные:
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

Предметные:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Учащиеся должны иметь представления:
о строении и возможности рук;
о сенсорных эталонах форм;
о величине предметов;
о различных признаках и свойствах предметов;
об ориентировке на плоскости с помощью осязания;
о приемах самомассажа рук;
Уметь:
владеть разными приемами сцепления пальцев;
выполнять различные движения кистями и пальцами рук;
владеть приемами наложения, приложения, вложения для изготовления изделий;
владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (растений, различных муляжей, геометрических фигур и т.д.);
выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, детали и т.д.);
дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходства и различие;
изготавливать предметы по образцу и схеме описания;
выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды плетения, аппликации и т.д.);
самостоятельно выполнять работу по предложенному педагогом схеме, образцу;
Знать:
технику безопасности при выполнении практической работы с использованием различных материалов;
технику плетения из бумаги;
приемы лепки;
технику аппликации;
технику плоскостного письма;

Содержание учебного курса
№п/п
Тема
Количество часов





1
Введение.
1

2
Плетение. Бисероплетение
7

3
Плетение. Газетное плетение.
7

4
Аппликация.
6

5
Лепка.
4

6
Плоскостное письмо.
8

7
Итоговая диагностика
1

8
Резерв
1


Итого
35


Сложность и объём заданий коррекционного курса постепенно возрастают в зависимости от достигнутого уровня учащегося. Задания строятся по принципу от простого к сложному. При планировании задания учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
При оценивании задания следует учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам.
При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное и четкое выполнение заданий должно составлять не менее 90%.
Бесперспективность коррекционной работы признаётся только в том случае, если, несмотря на регулярные посещения занятий, программные требования учащимся не выполняются (показатели выполнения контрольных заданий менее 75%)
Программа состоит из ряда направлений, которые включают в себя различные виды предметно-практической деятельности.
Плетение (различные варианты материалов)
бумажное плетение
Аппликация (различные варианты)
методом торцевания на пластилиновой основе
методом торцевания на клеевой основе
методом квилинга
Лепка (моделирование)
рельефно – плоскостная
объёмная
Конструирование
оригами
объёмное моделирование с использованием различных материалов
Плоскостное письмо
знакомство с элементами букв плоскостного письма
прописывание элементов букв
Коррекционный курс подразделяется на следующие этапы:
Предварительный этап
Изучение анамнеза каждого ребенка
Формирование подгрупп
Диагностический этап
Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики каждого ученика в классе (см. приложение)
Коррекционно – развивающий этап
Первое и последнее занятия – диагностические.


Тематическое планирование по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики», 6 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
Основное содержание. Понятия.
Виды деятельности. Учебные действия.
Диагностика

1
Введение.

1

Выполнение специально подобранных заданий


2
Плетение.Бисероплетение.
1.Шнуровка.
2. Бисероплетение.
3. Браслет.
4. Ожерелье.
5. Ожерелье.
6. Веточки цветов.
7. Веточки цветов.
7
Плетение цветных плоскостных изделий с использованием техники параллельного плетения. С помощью этой техники можно плести различные изделия, оформлять открытки, панно и т.п.

Закрепляют
инструктаж по технике безопасности.
алгоритм техники параллельного плетения
чтение рельефной схемой
чтение пошаговой печатной инструкцией по Брайлю
рассматривают муляж, готовое изделие
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Плетение изделия
Зрительная гимнастика


3
Плетение.Газетное плетение.
1. Квилинг.
2. . Квилинг.
3. Коврик.
4. Коврик.
5. Корзинка.
6. Корзинка.
7. Рамка.

7
Изготовление простых изделий, используя технику плоского плетения из газетных (бумажных трубочек). Используя эту технику можно изготавливать различные изделия для оформления интерьера.

Закрепляют
Инструктаж по технике безопасности
Знакомятся
с техникой изготовления газетных трубочек (бумаги)
с алгоритмом техники плетения из газетных трубочек
с печатной инструкцией по Брайлю
с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Плетение изделия
Зрительная гимнастика


4
Аппликация
1. Оригами.
2.Изонить.
3. Изонить.
4. Аппликация из ткани «Одежда для кукол».
5. Панно.
6.Настенная аппликация
(коллективная работа).
6
Объёмная аппликация, используя технику торцевания на пластилиновой и клеевой основе. Используя эту технику можно изготавливать различные изделия, рисовать картины, оформлять интерьер, панно.

Инструктаж по технике безопасности
Закрепляют
технику торцевания
алгоритм техники торцевания
чтение печатной инструкции по Брайлю
Рассматривают готовое изделие (детальное тактильное рассматривание изделия)
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Изготовление
Зрительная гимнастика



5
Лепка (пластилин, солёное тесто)
1 Работа с пластилином. Лепка животных.
2. Составление композиции « В зоопарке».
3. Работа с соленым тестом. Лепка посуды.
4. Составление композиции «Сервиз для куклы»

4
Рельефно-плоскостная, объемная



6
Плоскостное письмо
1. Знакомимся с
рельефной
азбукой.
2. Заштрихуй рисунок.
3. Загадки в
Тетрадке.
4. Графический диктант.
5. Работа с трафаретами.
6. Графическая игра.
7. Пишем буквы
на асфальте.
8.Рисуем на асфальте

8
алгоритм написания элементов букв русского алфавита (в воздухе, ограниченной плоскости)
Прописывание выбранной буквы учащимся для подписания в документах с использованием трафарета.
алгоритм написания элементов
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Обучаются безотрывному прописыванию букв русского алфавита (в воздухе, в ограниченном плоскостном пространстве)
Прописывание выбранную букву для подписи в документах с использованием трафарета


7
Итоговая диагностика.



Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики каждого ученика в классе
Выполнение специально подобранных заданий
Тестирование

8
Резерв
1





Итого
35





Учебно-методическое обеспечение:
Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007.
Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007.
Коррекционная работа с учащимися школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




15