Тема: «Развитие координации движений пальцев рук в аппликации, лепке, рисовании»


ГБУЗ Детский ортопедический санаторий№56 ДЗМ
Самообразование
Тема: «Развитие координации движений пальцев рук в аппликации, лепке, рисовании»
Выполнила:
воспитатель
Карева Е.А.
Москва 2016 г

С учетом примерного перечня основных видов организованной образовательной деятельности, согласно принципу интеграции развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности используются следующие образовательные области:
• «Познавательное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• « Физическое развитие»
Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволят реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей старшего возраста опыт положительных эмоций от общения с миром знаний.
Детский ортопедический санаторий №56 осуществляет  образовательный  процесс с опорой на проектную деятельность по разным темам в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду.
Проект предполагает опору на знания и умения, полученные ранее на занятиях, а также на свой, пусть и небольшой личный опыт.
Для повышения мотивации воспитанников к проектной деятельности план проекта должен отвечать потребностям детей, быть интересен, а предстоящая работа доступна и выполнима.
В работе педагогов Детского санатория № 56 используется творческий проект, потому что дети оформляют результат в виде музыкального спектакля, коллективной поделки, оформляя вернисаж ( приемное отделение санатория).Также проект является информационно-практикоориентированным, потому что дети готовятся к драматизации(реализуют информацию) ориентируясь на социальные интересы(выставки, коллективные работы по различной тематике); организовываются экскурсии во время прогулок (по территории санатория) к кормушке для птиц.
Художественно-эстетическое развитие непосредственно связано с аппликацией, лепкой, рисованием.
Остановимся на теме по самообразованию: « Развитие координации движений пальцев рук в аппликации, лепке, рисовании»
 Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Моторика – это учение о движениях тела и лежащих в их основе телесно душевных функциях. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как « орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как:  
* внимание;
* мышление;
* оптико-пространственное восприятие (координация);
* воображение;
* наблюдательность;
* зрительная  и двигательная память;
* речь.
  У детей часто наблюдается слабое развитие моторики пальцев рук:  они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц, очень редко играют с конструктором, пазлами, мозаикой и др.
 Чтобы помочь малышу развить пальчики мы остановимся на аспекте «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка через лепку, аппликацию, рисование» -  слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Ведь всем известно, что ребёнок с  развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты -   память, внимание, связная речь.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии: личностно - ориентированный подход к детям, личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач), интегрированная система, здоровьесберегающие технологии, игровые методы и приемы.
Для успешной  реализации всех задач по  развитию мелкой моторики в группах осуществляется работа по лепке, рисованию, аппликации в соответствии с темой проекта в течение года.
Рисование  пальчиками ( краски, гуашь),мелками;
*аппликация из бумаги, оригами из бумаги;
*поделки из природного материала;
* выкладывание горошком по нарисованному контуру;
*выкладывание шерстяной цветной ниткой по контуру;
*физкультминутки;
*использование приемов лепки согласно возрасту; тестопластика;
*пальчиковые игры
Всем известно, что пальчиковые игры и упражнения развивают координацию движений пальцев рук,  активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи.   Мы изучили и освоили пальчиковые игры, систематизировали их по видам. Помогаем ребятишкам освоить «Страну пальчиковых игр»  через  индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры с пальцами во время занятий по лепке, аппликации, рисованию.
 Умело, подобрана предметно – развивающая среда, проведение  регулярных мероприятий по развитию мелкой моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка совершенствуется не только ловкость, слаженность и точность движений пальцев рук, но и улучшается внимание, память, вырабатывается терпение, усидчивость.   
Список литературы
1.http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news2690.html2. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Координация_движений