Методическое пособие «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и использование нестандартного оборудования»
Аннотация
Данное методическое пособие раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.
Пособие предлагает методические рекомендации и конспекты с использованием нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук.
В пособии представлены:
Приемы самомассажа для детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Пальчиковый театр.
Данное коррекционно-развивающее пособие рекомендуется к использованию педагогам дополнительного образования, и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста.
Пособие будет интересно и полезно для родителей детей данной возрастной группы. Используя предлагаемый материал, родители смогут в интересной и занимательной форме, продолжить работу по развитию грамотной связной речи детей, а также формированию мелкой моторики рук в домашних условиях.
Содержание
Введение………………………………………………………………4-5
Основная часть………………………………………………………..6
1. Работа с детьми……………………………………………………..6-14
2. Работа с родителями ………………………………………………15
3. Работа с педагогами………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………18
Приложение 1………………………………………………………….19-20
Приложение 2………………………………………………………….21-23
Приложение 3……………………………………………………………24
Введение
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
В. А. Сухомлинский
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков установили, что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Актуальность данного методического пособия определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук. Представленные в методическом пособии материалы помогут педагогу сформировать у детей двигательные навыки пальцев рук и развитие правильной грамотной речи.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.
3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
4. Способствовать развитию творческих способностей
5. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
6. Обогащать словарный запас.
Формы работы: совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности
2. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.
3. Саммосаж: шишки, массажные щетки, каштаны, грецкие орехи, массажные мячи.
Основная часть
1. Работа с детьми
В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром
1.1. СамомассажГлавная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Приемы самомассажа кистей рук.
Поглаживание – самый распространенный прием. Выполняют его ладонной поверхностью, причем четыре пальца соединены вместе, а большой отведен. Ладонь плотно прижимается к массируемому участку, слегка обхватывая его. Поглаживание можно проводить как одной рукой, так и двумя попеременно: одна следует за другой, как бы повторяя движение.
Разминание – это основной прием глубокой проработки мышечной системы, но разминание, особенно глубокие, оказывают стимулирующее влияние и на нервную систему. После интенсивной физической работы этот прием позволяет быстро восстановить тонус уставших мышц. Растирание. При помощи растирания можно усилить местное кровообращение.
Потряхивание непосредственно связано с разминанием и проводится после него. Прием способствует улучшению оттока лимфы, действует успокаивающе на нервную систему. Потряхивание оказывает влияние не только на поверхностные, но и на глубоко лежащие ткани. Потряхивание выполняют мизинцем и большим пальцем.
Встряхивание применяется только на конечностях после массирования руки. Физиологическое влияние аналогично потряхиванию. Встряхивание руки выполняют стоя или сидя.
Ударные приемы при самомассаже вызывают усиленный приток крови к массируемому участку, раздражают мышечные волокна, усиливая их сокращения. Будучи мощным механическим раздражителем, ударные приемы тонизируют нервную систему. Ударные приемы выполняют на предельно расслабленных мышцах.
Поколачивание при самомассаже проводят кистью, пальцы слегка сжаты в кулак. Удар наносят со стороны мизинца.
Расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения, детям поможет нетрадиционный массаж кистей рук с использованием разнообразных предметов (шишек, деталей конструктора, мячиков, массажных щеток , шестигранных карандашей, резинок для волос, прищепок и т.д.). Желательно чтобы он сопровождался небольшими стихотворениями. Это служит хорошей тренировкой образного мышления детей, их памяти, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
-1473201225552690495248285
Мышцы рук мы укрепляем.,Шишку по рукам катаем
Левой, правой. Левой , правой
Вот как весело катаем
-2002155478155961390320675
Гладь мою ладошку, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
200025-483870Дружно чашечку возьмём
И крупу мешать начнём,
Будут пальцы смелые
Ловкие , умелые
1.2 "Пальчиковые игры"
Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
Комплексы пальчиковых игр представлены в Приложении 1.
3274060429895200025429895 Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр.
1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.
4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.
5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.
6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.
7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.
8. Выбрав два или три упражнения , постепенно заменяют их новыми.
Внимание!
Никогда не принуждайте детей! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте задания.
266708255
1.3 Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Совершенствованию моторики рук ребенка способствуют специальные упражнения с разнообразными подручными предметами (бельевыми прищепками, маленьким мячиком, цветными резиночками см. Приложение 3 ),складывание фигур и орнаментов из цветных прищепок, развивающих ковриков и т. д.
Целесообразно изготовить игровое пособие состоящее из нескольких дидактических игр предназначенных для развития и коррекции мелкой моторики, улучшения цветового восприятия, эмоций, внимания, памяти, воображения детей дошкольного возраста. Каждая игра в таком пособии имеет баночку – упаковку, на которой изображены различные эмоциональные состояния героев, внутри находятся детали разной формы, цвета, размера, для выкладывания, нанизывания, завязывания, перекатывания.
• Фигурки из прищепок
28956001760855В группе имеются прищепки. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает прищепки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
-234950184150
• Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
• Игры с каштанами, грецкими орехами.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
• Шнуровка.
В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: развивающий коврик. где необходимо расшнурить божью коровку.
-35179055880289560055880• Мозаика.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
• Игры с молниями и застёжками.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки.
253301562230-35179062230
-1057910163195
1.4 . Комплекс "Развитие графической моторики"
Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику. При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.
1.5 Театр маленьких пальчиков.
Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках.
Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной знаковой внешностью. Лучше, если они будут в одежде, которую можно менять. Возможно, для игры потребуются аксессуары: мячик (его можно катать друг другу), тряпочки (с их помощью можно прятать игрушку, одевать ее или укрывать) и т.д. (см. Приложение 2)
1.6 Пазлы, конструктор
Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.
Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Использую игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Прогулка
6. Самообслуживание
7. Работа с родителями
8. Индивидуальная работа
9. Продуктивная деятельность
В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.
На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.
В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Педагогу необходимо знать
Перед тем как дети начнут работать с мелкими деталями обязательно проводится беседа по правилам безопасности работы с мелкими предметами. Педагог должен обязательно контролировать, чтобы дети не брали мелкие детали в рот.
2. Работа с родителями
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.
Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
3. Работа с педагогами.
Для педагогов подготовила и провела консультации:
«Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».
«Уголок развития мелкой моторики в детском саду».
Заключение
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.
Список литературы
1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика",изд. АСТ, 2007г.
2. Громова О.Н, Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001
3. Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016
4. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"ЭКСМО-Пресс, 2001г.
5. СавинаЛ.П. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000
6. . Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"СПб, "Корона", 2007г.
7. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплексы пальчиковых игр.
Комплекс № 1.
1. “Коза” (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. “Козлята” (выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. “Очки” (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).4. “Зайцы” (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. “Деревья” (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка “Белка”
Сидит белка на тележке, (левой рукой загибать по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)
Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в роток, кому в зобок, А кому в лапочку.
Комплекс № 2.
1. “Флажок” (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. “Птички” (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. “Гнездо” (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. “Цветок” (то же, но пальцы разъединены).
5. “Корни растения” (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка “Этот пальчик..”Этот пальчик – дедушка, (Согнуть пальцы левой руки в кулачок, по очереди разгибать пальцы, начиная с большого.) Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий пальчикового театра Волк и семеро козлят (по мотивам русской народной сказки).
Действующие лица. Ведущий, Коза, Волк, козлятки.
Ведущий. Жила-была в лесной избушке Коза-желтые глаза. И было у нее семеро козлят. Рано утром уходила Коза за кормом и говорила козляткам...
Коза. Козлятушки – ребятушки, я далеко в лес пойду. А вы никому дверь не открывайте! Приду, песенку спою:
Козлятушки, ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша мать пришла,Молочка принесла.
Козлята. Мы никому дверь открывать не будем.
Ведущий. Коза ушла. А в этом лесу жил злой Серый Волк. Увидел он избушку, услышал, как поет Коза, подошел к избушке и постучал.
Волк. Тук, тук!
Козлята. Кто там?
Ведущий. Запел волк грубым голосом.
Волк.
Козлятушки, ребятушки,Отопритеся, отворитеся,Ваша мать пришла,Молочка принесла.
Ведущий. А козлята ему в ответ...
Козлята. Слышим, слышим! Не матушкин голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не такую песенку.
Ведущий. Не отворили козлятки дверь Волку, он и ушел в лес! Вернулась Коза. Похвалила деток, что ее послушали.
Коза. Умницы вы, деточки, что не отперли Волку дверь, а то бы он вас съел.
Для кукольного спектакля подготовьте плоскостной домик с вырезанными окошками, пальчиковых кукол: Козу, козляток, Волка.
Сценка для пальчикового театра.
Дружная семейка.
(По В. Арсентеву, обработка Т. Евтюковой.)
Действующие лица: Сказочник, пять пальчиков.
Роль Сказочника исполняет взрослый, роль пальчиков исполняют дети.
Сказочник: (на указательном пальце Сказочника надета кукла мама).
На опушке леса в маленьком домике жила мама с пятью мальчиками-пальчиками. Говорит раз мальчик маме.
Над ширмой слева показывается Мама, рядом с ней – БОЛЬШОЙ ПАЛЬЧИК:
Большой пальчик: Мамочка, я есть хочу... Испеки мне пирожок!
Мама: Хорошо, сынок! Мука у нас найдется, свежее маслице тоже, а вот печку-то растопить нечем!
Большой пальчик: Я помогу тебе, шишек принесу!
Убегает в одну сторону, мама удаляется в другую сторону.
Сказочник: Побежал пальчик в лес, а там шишек – видимо-невидимо!
Большой пальчик: Вот здорово! Будет, чем маме печку ратопить!
Сказочник: Нагнулся пальчик за шишкой, а поднять не может.
Большой пальчик: Нет, одному не справиться. Позову-ка второго брата, Указальчика. Он и больше меня, и сильнее.
Убегает.
Сказочник:
Указальчик, брат удалый,Будем сыты до отвала,Если шишку мы с тобойОтнесем сейчас домой!
Появляется указательный палец. Оба бегут за шишкой.
Сказочник: Нагнулся Указальчик, старается шишку поднять, но не тут-то было.
Указальчик: Давай-ка пойдем среднего брата позовем.
Убегают.
Большой пальчик:
Средний, ты у нас в отца,Нет проворней молодца.
Указальчик:
Всех ты выше, всех сильнее,Помоги нам поскорее!
Появляется средний пальчик, бегут за шишкой втроем.
Сказочник: Но и самый сильный из братьев так и не смог поднять шишку.
Средний пальчик: Давайте позовем Безымянчика, может быть, он поможет.
Убегают.
Большой пальчик:
Братец Безымянчик,Пришли мы за тобой:
Указальчик:
Помоги нам шишкуОтнеси домой!
Появляется безымянный пальчик, все бегут за шишкой.
Сказочник: Безымянчик, четвертый брат, старается, весь потом обливается... Но шишка – ни с места! Что же делать? Решили самого младшего на помощь позвать.
Пальчики убегают.
Безымянчик:
Ах, Мизинчик, дай совет,С этой шишкой сладу нет!
Появляется мизинец. Все бегут за шишкой.
Сказочник: Посмотрел Мизинчик на шишку, подумал, да и говорит:
Мизинчик:
Для умелой для рукиЭто дело – пустяки!Ну-ка, братцы, смелоБеритесь за дело!Ты возьмись за этот край,Ты отсюда нажимай,Ты отсюда, я – оттуда...Раз, два, три, приподнимай!
Показывается вся кисть руки, несущая шишку.
Сказочник:
Сказка – ложь, да в ней намек,Добрым молодцам – урок.Если за дело вы дружно возьметесь,То своего непременно добьетесь!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игра “Ожерелье для Золушки”.
2422525212725-33083523495
Задание: нанизать бусинки на цветную проволочку, варьируя цветом и пространством между ними). Дети могут заплести золушке косички. Педагог должен вспомнить с детьми сказу про Золушку.
Игра “Веселые резиночки” .-99695109220Дети берут себе по одной разноцветной резиночке и надеваю ее на два пальца одной руки. Задание: повернуть пальцами резиночку на 360 градусов. Позже детям можно будет предлагать работать сразу двумя резиночками на каждой руке по одной.