Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Играем с пальчиками»
Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;Задачи: Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;Учить элементам самомассажа рук;
Развивать внимание, речь.
Оборудование: предметные макеты медведя, лисы, волка, оленя, филина, шарики для массажа, фонограммы детской песни и звуков животных и птиц.
Ход занятия:
- Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы)
- Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас поиграем пальчиками.
"До свидания". Кистями рук поочередно пли вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.
"К нам, к нам". Пальцами рук поочередно или синхронно выполняются движения, приглашающие приблизится.
"Червячки шевелятся". Локти лежат на столе в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. В этом упражнении пальцы слегка приподнимаются от поверхности стола и быстро опускаются.
"Брызги воды". Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображается движения стряхивания воды с рук.
"Дождик идет". Руки лежат свободно на столе, кисти слегка приподняты, пальцы полусогнуты. Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.
"Игра на пианино". Кисти рук слегка касаются края стола.
- Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики?
- Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Самомассаж.
- Вы готовы, глазки?- Да! (поглаживание век)- Вы готовы, ушки?- Да! (поглаживание ушей)- Вы готовы, ручки?- Да! (поглаживание кистей рук)- Вы готовы, ножки?- Да! (поглаживание ног)- Вы готовы? (развести руки в стороны)- Да! (обнять себя руками)
- А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. ( Дети имитируют движения колёс поезда.)
- Приехали!
Станция «Лесная»
- Сейчас в лесу мывстретимся с животными и птицами. Я дам вам их потрогать. (Модели) Сначала необходимо разгадать загадки, а затем показать, как этот зверь передвигается.
Вперевалку зверь идетПо малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.(Медведь)
Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Всех зверей она хитрей,Шубка рыжая на ней.Пышный хвост - ее краса.Этот зверь лесной - …. (Лиса)
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
У него на головеВетки. Даже сразу две.Говорят: Всего два рога,Да зато отростков много.Как он носит этот груз,Я сказать Вам не берусь.Их носить ему не лень,Потому, что он…(Олень)
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Что за дикий, страшный зверь,Никогда ему не верь.Быстро прыгает, кусает,Каждый точно его знает.Серый, по лесу бежит,За добычей поспешит.Знает он в охоте толк,Отвечаем, это…(ВОЛК!)
Волк – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает…(Филин)
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.- Перечислите всех, кого мы встретили на лесной станции.
- Кто лишний? Почему?
- Поехали дальше? ( Дети имитируют движения колёс поезда.)
Станция «Театральная»
- Покажите героев, которых мы встретим на этой станции с помощью пальчиков. (Театр в руке)
Петушок:
Петушок стоит весь яркийГребешок он чистит лапкой.
Гусь:
Гусь стоит и все гогочет,Ущипнуть тебя он хочет.
Кошка:
У кошки ушки на макушке,Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
- Перечислите, кого мы показывали.
- Кто из них лишний? Почему?
- Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!
Станция «Массажная»
- Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук. А в этом нам помогут шарики. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.
Игра-массаж «Китайские шары»
Вы видали циркача?Мяч идет вокруг мяча!Кружит с видом знатока,Будто шмель вокруг цветка.(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)
- Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Готовы?(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, пальцами рук)
Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу,Поздороваюсь с ним сильноИ вытягивать начну.(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)
Затем руки я помою («моют» руки)
Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закроюИ тепло поберегу.(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,Пусть бегут, как зайчики.(расцепить пальцы и перебирать ими)
- Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?
Станция «Джунгли» под музыку.
- Выполним упражнения так, как виртуозно их выполнили бы обезьянки в джунглях.
1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев.2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев.3. Руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену.4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.5. Ходьба «Обезьянки» - на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.
- Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.
Станция «Игровая»
- А теперь я вам задам занимательные вопросы, а вы должны на них дать ответ.1.У кого из зверей фамилия Топтыгин? 2.Кто считается царем зверей? 3.Какой зверь помогает нам переходить дорогу?4.Кого величают по отчеству Патрикеевна?5.Как называется самая маленькая лошадка?6.Кого в шутку называют косым?7.Кто вместо удочки использовал хвост?Внимательно послушай.
- Я буду включать фонограммы звуков разных животных и птиц, а вы должны их угадать.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее. (Ответы детей.)
Итог урока.
- Что больше всего запомнилось на уроке?
- Что было трудно?
- Чему научились?
- Какое настроение у вас к концу урока?
- Спасибо всем за работу и всего доброго!