Выступление на конференции Проблемы психолого-педагогического обеспечивания современного образовательного процесса и пути их решения на тему: Роль дополнительного образования в воспитании слабослышащих учащихся


А.М. Махина, учитель-дефектолог
КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ
В условиях дополнительного образования слабослышащие дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.
Работа в кружках – это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов. Главная проблема детей с нарушением слуха заключается в их неполной связи с миром. Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет и должен участвовать во всей многогранной жизни.
Люди любят петь. Поют по-разному: под оркестр и под гитару, «под фанеру», а то и вовсе без сопровождения. Песня – прекрасный способ выразить душу. А как быть тем, у кого проблемы со слухом и речью – глухим и слабослышащим? Они могут петь только на языке жестов.
«Звуки, звуки кругом грассируют,
Но не слышит их тот, кто глух.
Наша слабость, стань нашей силою,
Силой разума, силой рук!»…
Это стихотворение «Сила рук» глухого поэта Ивана Исаева стало неофициальным гимном глухих россиян.
Жестовое пение – основное средство музыкального воспитания детей с недостатками слуха: оно наиболее близко и доступно слабослышащим. Исполнение песен с жестовым переводом создает хорошее настроение, вызывает у учащихся разнообразные эмоции, способствует их общему развитию. Кружок «Жестовое пение» в нашей школе начал свою деятельность пять лет назад. Пение жестовых песен является очень действенным методом эстетического воспитания. В процессе занятий дети развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
На занятиях я отрабатываю словесную и жестовую речь, работаю над коррекцией произношения, правилами орфоэпии, над содержанием песен, ритмико-интонационной структурой произведений, над выразительным их исполнением.
Мне очень приятно, что многие участники кружка сами бегут на занятия. Есть девочка с непростым характером, из неблагополучной семьи. Один глухой комик сказал: «Любите, заботьтесь, принимайте Вашего ребенка таким, какой он есть, и Ваша вера в него поможет ему расцвести!» Эта девочка, действительно расцвела, у нее появились крылья, повысилась самооценка. Результаты своего труда, а именно разученные жестовые песни, участники кружка представляют на всех праздниках школы. Они исполняют песни о России, о мире, о школе, о любви, о маме и др. Моя задача – показать глухим детям, что они не хуже других детей.
Большим достижением работы кружка является участие детей в городских, областных, межрегиональных, международных фестивалях и конкурсах. Наш ансамбль «Нежность» принимал участие в фестивалях: «Детство, Родина, Россия» (г. Бобров), «Голос сердца» (г. Лиски), «В кругу друзей» (г. Воронеж), «Маска» (г. Задонск), «Звонкая капель» (г. Тамбов), «Шаг навстречу!» (г. Санкт-Петербург) и др. Ребята награждались грамотами, дипломами и подарками. Такие встречи, новые знакомства идут только на пользу нашим детям. Солистки ансамбля участвовали в дистанционных конкурсах: «Таланты России», «Жар-птица», «Конкурсовик», где заняли первые места.
Наши выпускники успешно социализируются, имеют активную жизненную позицию. По окончании школы они продолжают заниматься дополнительным образованием. Это студенты Московского университета: Гузеев А., Клепикова Е., Плетенская О., Лукьянчиков А.. Все они были участниками творческого коллектива «Ангелы надежды». Пусть их немного, но мы гордимся ими!
Занятия в кружках позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением слуха, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций, увеличивают длительность хорошего настроения, повышают самооценку ученика.
Наша школа – это большая семья учителей, воспитателей, детей. Приятно видеть выпускников в стенах школы, которые привозят своих уже детей на обучение. Задача всех педагогов – научить наших детей мыслить, общаться с людьми, чувствовать себя полноценными членами общества, чтобы наши ученики всегда могли сказать нам такие слова:
«Наш милый дом, что на семи ветрах,
Здесь нам легко и в горестях, и в бедах,
И здесь нас ждут, как мамы дома ждут,
Большим и малым радуясь победам».