Презентация по литературе Тема любви в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита
Методическая разработка урока литературы
«Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель:
1)Вызвать интерес к творчеству писателя;
2)Продолжить работу с романом «Мастер и Маргарита».
Задачи:
1) рассмотреть концепцию любви М.Булгакова
2) формировать навыки работы с текстом художественного произведения;
3) развивать творческое мышление, умение анализировать, делать выводы.
Эпиграф
…тот, кто любит, должен разделять
участь того, кого он любит…
Ход урока:
1.Орг.момент (отметить присутствующих, записать тему урока) – 1 мин.
2. Проверка домашнего задания.
Слово преподавателя:
На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с творчеством М.А.Булгакова и его замечательнейшим романом «Мастер и Маргарита».
Сегодня на уроке речь пойдёт о любви, о Мастере, о той, которая вдохновляла его, помогала творить, и в итоге сделала его Мастером.
Но прежде давайте проверим домашнее задания, полученное вами на прошлом уроке.
Итак, вам было необходимо выписать из текста романа, выборочно, афоризмы.
Что такое афоризмы?
Афоризмы – это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Итак, пожалуйста, зачитайте по 2-3 афоризма, найденных вами в романе «Мастер и Маргарита».
- зачитывают афоризмы.
-Спасибо! И следующей ступенькой нашего урока будет небольшая викторина, под названием «Детали», в которой нам необходимо будет вспомнить, кому из героев романа принадлежат те или иные предметы.
Викторина:
1.Монокль (кот Бегемот);
2. Шпага (Воланд);
3. Портфель с валютой (председатель жил.товарищества Босой);
4. Клетчатый пиджак (Коровьев-Фагот);
5. клетчатая кепка (Бездомный);
6. Голова, украденная из гроба (Берлиоз);
7. жёлтые цветы (Маргарита);
8. Трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя (Воланд);
9. белая повязка с ремешком (Иешуа);
10. бумажная иконка со стёршимся изображением неизвестного святого (Бездомный);
11. Кавалерийские усы (кот Бегемот);
12.Котелок на голове (Азазелло).
Спасибо! Молодцы! Вспомнили каждую деталь, принадлежащую тому или иному герою романа.
Вы помните, что в романе более 500 персонажей, а если быть точными – то 506. И я предлагаю вам по портретному описанию, узнать героя.
1.»Плечистый, рыжеватый, вихрастый человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках» (Иван Бездомный).
2. «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». (Мастер).
3. «Этот человек был одет в старенький и разодранный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью». (Иешуа).
4. «Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами». (Фрида).
5. «…тощий и длинный гражданин в клетчатом пиджаке, в жокейской шапочке и в пенсне…» (Коровьев).
6. «Росту он был не громадного и не маленького, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой» (Воланд).
7. «… человек¸ лет под сорок, был черен, оборван, покрыт застывшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья». (Левий Матвей).
3. Изучение нового материала.
Замечательно! Вспомнили всех героев по описанию. А сейчас перейдём непосредственно к теме нашего сегодняшнего урока. Итак, запишите тему нашего урока «Тема любви в романе М.А,Булгакова «Мастер и Маргарита». Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия?
-рассмотреть концепцию любви, предложенную М.А,Булгаковым в романе. Проследить, что из себя представляет женщина, влюблённая в главного героя, сделать вывод о любви Маргариты и Мастера.
Хорошо! Цели занятия вами поставлены верно, спасибо!
Как уже говорила в начале урока, речь сегодня пойдёт о любви, о Мастере, и той, которая вдохновляла его, помогала творить ему… Её имя Маргарита! Глава 19, названная её именем, начинается словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».
Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты явление исключительное, давайте вспомним влюблённые пары, известные нам по произведениям русской классики.
-говорят дети (Евгений Онегин и Татьяна Ларина; Владимир Ленский и Ольга Ларина; Андрей Болконский и Наташа Ростова; Пьер Безухов и Наташа Ростова; Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова; и др.).
Спасибо, достаточно! Сейчас мы прервём этот перечень героев и вернёмся к данному разговору в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока давайте прочитаем, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. (чтение фрагмента 13 главы).
Сейчас я вам хотела бы предложить написать синквейн, связанный со встречей Мастера и Маргариты.
Синквей – это стихотворение из 5 строк, каждая из которых имеет строгое содержание и определённую форму:
1строка – существительное, задающее тему;
2 строка – два прилагательных к данному существительному;
3 строка – три глагола к данному существительному;
4 строка – смысловая фраза (отношение автора к теме, его чувства);
5 строка – одно заключительно слово(предложение) эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Итак, пробуем свои силы в жанре синквейна.
Для примера:
Цветы
Жёлтые, весенние
Появляются, выделяются, манят
Нехорошие цветы
Именно эти цветы соединили Мастера и Маргариту.
-сам.-я работа.
Замечательно! Давайте постараемся определить роль цветовой гаммы в данном фрагменте романа.
-говорят обучающиеся (использует контрастную цветовую гамму: жёлтое на чёрном. Использует традиции предшественников в литературе - Достоевского, Блока. Герой сам говорит, что жёлтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом он следует за жёлтым цветом. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Жёлтые цветы – цвет луны. Для самого Булгакова луна имела особую притягательность. Он мог, стоя у окна, подолгу смотреть на неё. Луна являлась для него символом мистической силы, символом воссоединения Мастера и Маргариты, символом вечной духовной жизни. Цвет луны у Булгакова не голубой или серебристый, а золотисто-жёлтый – цвет полнолуния. Жёлтые цветы на черном пальто и жёлтая луна на чёрном небе: свет и тьма, встретившиеся в образе Маргариты.
Чёрное пальто Маргариты – отражение бездны, символ глубины, необъятности.
Но есть в романе ещё один цвет. Он скрыт в имени героини.
Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?
-цветок.
Отличительной особенностью имени Маргарита является двойное присутствие в нём звука [р] и тройное присутствие звука [а]. По традиционной цветовой классификации этим звукам соответствует красный цвет – цвет страсти, обладающий жизнетворящей и трагической символикой. Следовательно, в имени героини заключается что-то мягкое, милое, но в то же время что-то громкое, горячее, яркое, страстное).
Так кто же такая Маргарита? Что мы узнаём из её предыстории?
Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Она замужем, но бездетна. Муж – крупный специалист, большую часть времени проводящий в командировках, он молод, красив, честен. У них прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла позволить себе купит всё, что ей нравится. Она никогда не прикасалась к примусу, держала прислугу. Её окружают интересные люди.
-Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине! ..- восклицает автор.
Попытайтесь ответить на этот вопрос.
-говорят обучающиеся (испытывала потребность любить).
А муж? У неё ведь был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал её?
-учащиеся рассуждают, что по всей вероятности, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя всё время помнила, что он у неё есть, и несомненно, уважительно относилась к супругу. Именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез.
Чтение стиха в прозе И.С.Тургенева «Путь к любви»:
Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги».
По видимому, также сложилась и судьба Маргариты: внешне, благополучная, молодая, красивая, богатая на самом деле она несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с жёлтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец её нашёл и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её была пуста.
Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней всё и любит, как Пушкин свою Татьяну.
История Мастера и Маргариты Булгаков писал «кровью сердца».
Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
Слово обучающимся.
Как изменилась жизнь Маргариты, когда в неё вошёл Мастер?
-дети: чит.гл.13 (с.138).
Одиночество кончилось, она стала подругой Мастера.
Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.
Из каких ещё составляющих складывается образ возлюбленной по Булгакову?
Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову – это подруга, ведьма, королева.
То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали.
Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если её задеть за живое.
Вспомним портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.
-Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно.
И естественно, возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина королева, когда её любят.
Подтверждением всему вышесказанному может служить стихотворение В.Я.Брюсова «Ты женщина…»
-чтение стиха (обучающийся):
Ты - женщина, ты книга между книг,
Ты –свёрнутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его мечтах безумен каждый стих.
Ты – женщина, ты ведьмовский напиток
Он жжёт огнём, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права
От века убрана короной звёздной
Ты – в наших безднах образ божества…
Докажите, что Маргарита стала верной, надёжной подругой.
-обучающиеся: Маргарита была с Мастером не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отвержения и болезни. Она тоже «похудела, побледнела, перестала смеяться». Но всеми действиями показала готовность и решимость к борьбе. В трудную для Мастера минуту она решается уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним.
Вспомните, на что идёт Маргарита, чтобы спасти Мастера?
-обучающиеся: становится ведьмой, соглашается стать королевой бала Сатаны.
Предлагаю вашему вниманию эпизод «Погром в квартире Латунского» (видео).
Психологическое состояние героини отражено в этом сюжете как нельзя пОлно.
Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребёнка.
Итак, настоящей ведьмой Маргарита становится ради встречи с Мастером.
Королевой она была для возлюбленного, и королевой её утверждает Воланд на своём балу, увидев в ней породу.
Сейчас вашему вниманию я предлагаю просмотре эпизода, где Маргарита является королевой, хозяйкой бала Сатаны.(видео)
В чём заключается главная задача Маргариты на этом балу?
-обучающиеся: всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравится…нужно полюбить его, полюбить, королева». Эти слова Коровьева переплетаются со словами Иешуа: «Все люди добры».
И здесь снова прослеживается главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты – великие грешники, с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.
Какие мысли посещают Маргариту после бала?
-обучающиеся: «Только бы выбраться отсюда. А там дойду до реки и утоплюсь».
Почему?
-обучающиеся: Воланд не предлагает ей награды за то, что она была хозяйкой бала.
Когда же наконец Воланд спрашивает её, что что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно ответила:
«Я…очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался ещё, я охотно бы подставила моё колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц».
Как ведёт себя Маргарита, когда ей предлагает, наконец, Воланд награду?
-обучающиеся: она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже королевский поступок: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-то надежду. Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.
В ЭТОЙ СЦЕНЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ МЫСЛЕЙ РОМАНА: СТРАДАНИЯ ОЧИЩАЮТ ЧЕЛОВЕКА, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.
И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить её сокровенное желание, она уже не просит, а приказывает на правах королевы:
Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!
Так кто же сильнее в любви из двух возлюбленных?
-дети называют Маргариту.
А теперь вернёмся к началу урока. Вы перечислили пары влюблённых из классической русской литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?
-дети: Ярославна, в ней есть что-то от ведьмы: «Обернусь я, бедная, кукушкой…». Она заклинает силы природы, которые в финале способствуют побегу Игоря из плена.
Маша Миронова («Капитанская дочка» Пушкина): смелость, решительность.
Сонечка Мармеладова, последовавшая за возлюбленным на каторгу и спасшая его душу.
Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали герои с самоотверженной верой и любовью. Но булгаковская пара познала всё: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полёта, шабаш ведьм , бал великих грешников. Согласитесь, что таких героев ещё не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. А значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель! И я покажу тебе…любовь!»
Так что же такое любовь по Булгакову?
Обучающиеся: дружба, сотрудничество, сопереживание, верность, самоотверженность, борьба, самопожертвование, счастье.
Всё верно! Именно этой концепции любви и придерживался автор романа. Показав такую любовь, Булгаков допускает, что она невозможна на земле. Поэтому автор поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьёт любовь.
Фрагмент фильма.
В завершении нашей работы я предлагаю вам выполнить тест по роману «Мастер и Маргарита».
Выполнение теста.
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия:
На урок я шла с … чувством.
После урока я чувствую…
Мне бы хотелось…
Я буду стараться делать в своей жизни…
Роман «Мастер и Маргарита» научил меня…
5. Домашнее задание:
Эпиграф и его значение в романе – письменно ответить на данный вопрос.