Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Литература 11 класс
Лабораторная работа: "Роль эпизода в постижении авторской позиции мира и человека в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Оборудование: тексты, словари, план анализа эпизода.
Оформление: портрет Булгакова.
Эпиграфы: Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа.
Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. М.Булгаков.
Ход урока
Определение темы урока, порядка работы.
Учитель. Найдите по словарю лексическое значение слова “эпизод”.
(Работа со словарём)
Итак, эпизод – это небольшая часть литературного произведения, играющая в развитии сюжета определённую роль. Содержание эпизода составляют поступки героев, небольшие происшествия или крупные события, дающие новое направление развитию сюжета.
Вами прочитан роман, выделите самый важный, на ваш взгляд, эпизод. Аргументируйте свой ответ. (Ответы учащихся)
Вы назвали разные эпизоды. Это свидетельствует о том, что вы сумели съакцентироваться на разных проблемах, поднятых в романе.
Приглашаю вас вновь мысленно перелистать страницы булгаковского романа и вспомнить завязку: спор двух литераторов Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного с встретившимся им на Патриарших прудах незнакомцем. На сентенцию литераторов о невозможности существования Бога Воланд возражает: если Бога нет, “кто же управляет жизнью человечества и всем вообще распорядком на земле?”. Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Согласны ли вы с ним? (Ответы учащихся)
Создание проблемной ситуации. Исследовательская проблема лабораторной работы: постичь, как авторская концепция мира и человека находит отражение в эпизоде литературного произведения.
Действительно, какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств или следование избранным идеалам, идеям?
Эти вопросы ставятся автором в “евангельских главах” - своеобразном центре романа. Чтобы узнать точку зрения автора, проанализируем эпизод допроса Иешуа в главе второй.
-Перенесёмся мысленно в Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи, вспомним первые строки главы.
“В белом плаще // с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”.
Ощутили ли вы прелесть, необычность, особенность булгаковского языка?
-Учащиеся. Похоже на стихотворение.
-Учитель. Мастерство писателя завораживает с первых строк. Ощущается особая наполненность фразы, её сложный внутренний ритм. Она отчётливо делится на 6 разновеликих отрезков, которые хочется произнести, делая паузы, как при чтении стихов.
Торжественная интонация создаёт соответствующее настроение. Перед последними фразами - пауза, мы готовимся к появлению того, кто будет главным героем и эпизода, и романа.
-Определите, какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует?
(Ответы учащихся)
Учитель. В центре эпизода допрос прокуратором Иудеи бродячего философа. Послушаем их. (Инсценирование эпизода)
-Каково ваше первое впечатление об Иешуа?
(Ответы учащихся)
Учитель. В Новом Завете Библии есть четыре евангелия, четыре во многих деталях расходящихся варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа. Мастер, по воле Булгакова, создаёт пятый, гораздо более стройный. Но главное, в его изложении, эта история становится по-земному живой.
-Проанализируйте, какие детали и с какой целью использует автор, чтобы подчеркнуть земное происхождение Иешуа.
(Проводится сопоставление деталей, изображающих Христа в Евангелии и Иешуа в романе)
-Как авторские ремарки подтверждают, что перед нами смертный человек со своими слабостями?
(Анализируя авторские ремарки, учащиеся делают выводы: Иешуа испытывает возмущение, когда ему приписывают слова неправды; досадует, когда Левий Матвей неверно истолковывает его слова; Иуде удаётся спровоцировать его на рассуждения, которые будут стоить ему жизни; он боится боли, боится смерти. Иешуа Га-Ноцри не похож на потустороннее явление, на сына Божьего. Он обыкновенный человек.)
-Чем страшен Иешуа римской власти?
Учащиеся. Страшит независимостью философа, которую не могут подавить никакие, даже смертельно опасные обстоятельства. И тем выше оценка этого человека, что мы помним – у него одна жизнь, как и у всех нас.
Учитель. Обратимся вновь к тексту. Понаблюдаем, как авторские ремарки позволяют понять сущность Понтия Пилата?
(Проводится работа с авторскими ремарками, рисующими психологическое состояние прокуратора. Учащиеся делают вывод: Понтий Пилат заинтересовался допрашиваемым, богатый жизненный опыт помогает ему понять Иешуа как человека; у римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа; он пытается спасти его, склонив к компромиссу; Пилат сочувствует Иешуа, жалеет его, сострадает ему; испытывает страх, рождённый зависимостью от государства, необходимостью следовать не своим идеям, идеалам, желаниям, а интересам государства.)
Учитель. Особую роль в повествовании играют детали. Определим, с какой целью использует их автор. Обратимся к началу главы, рисующей торжественное появление Понтия Пилата. Следующие за этим строки подчёркивают земные слабости героя, приземляют его. Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самой яркой будет неявная, скрываемая ото всех, и даже от себя, трусость перед более высокой властью.
-Неужели бесстрашный на поле боя Всадник Золотое Копьё действительно трус? (Ответы учащихся)
Учитель. Булгаков настаивает на этом. Обратимся к эпиграфу.
(Работа с эпиграфом)
-Почему такая резкая оценка? Согласны ли вы с писателем? Что, на ваш взгляд, даёт ему право так полагать?
(Ответы учащихся)
-Вернёмся к проблемному вопросу: как авторская концепция мира и человека решается в эпизоде?
Учащиеся. Подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто это зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Это главная причина подлостей на земле, по-булгаковски.
Учитель. Чтобы подчеркнуть важность своей концепции, Булгаков выбирает особый стиль повествования, который отличается эмоциональным пафосом.
(Учащиеся анализируют стиль и художественные средства эпизода: фрагмент представляет сложный, но органичный сплав описания (дворец прокуратора), повествования (цепь поступков и действий героев) и рассуждения. Сочетание разных способов повествования позволяет раскрыть внутренний мир, душевное состояние героев. Все художественные средства психологичны и воздействуют прямо или косвенно на воображение читателя, создавая впечатление сначала апатичности, а затем беспокойства и нервной усталости Понтия Пилата.
Автор нагнетает существительные – мрачные, прилагательные и причастия – неприятные (сорванный, хрипловатый голос, страшная улыбка, дьявольский огонь и др.) Великолепная панорама контрастна свершающемуся страшному событию. Внутреннее состояние прокуратора показано блестяще: читатель полностью переносится в область чувств героя. Это происходит с помощью средств тайного психологизма. Эпизод является одним из ключевых в романе.)
Учитель. Проследим, как связан эпизод с основным содержанием романа? Какое значение имеет в раскрытии темы и идеи произведения?
(Ответы учащихся)
Учитель. По мысли автора, добро и зло в равной степени присутствуют в мире. Но присутствие их в жизни порождено самими людьми, следовательно, человек свободен в своём выборе.
-Как наказан Пилат?
(Ответы учащихся)
Учитель. В финале романа он получает прощение: “Свободен! Свободен! Он ждёт тебя! Горы превратили голос Мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над чёрной бездной, в которую упали стены, загорелся необъятный город, с царствующими над ним сверкающими идолами…
Прямо к этому городу протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога…
Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что-то прокричал сорванным голосом. Нельзя был разобрать, плачет он или смеётся, и что он кричит…
Оставьте их вдвоём, - говорил Воланд, склонясь со своего седла к седлу Мастера и указывая вслед ушедшему прокуратору, не будем им мешать. И, может быть, до чего–нибудь они договорятся…”.
-О чём спорят, идя по лунной дорожке, вот уже 2000 лет нищий философ и римский прокуратор?
(Ответы учащихся)
Учитель. Их спор не окончен, как не окончена борьба добра со злом.
Помните, ребята, уроки истории, выбирая дороги, по которым идти. Помните, что человек ответствен за всё зло, которое есть в мире.
Подведение итогов работы. Выставление оценок.
Домашнее задание: написать сочинение, проанализировав один из эпизодов романа.
Материал для лабораторной работы.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастие объективного изображения и иронию, сарказм. Как в романе прослеживается мотив вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Уже в самом начале произведения поставлены перед нами эти вопросы. Завязка романа — спор двух литераторов, Михаила Берлиоза и Ивана Бездомного, с встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. На сентенцию героев о невозможности существования Бога Воланд возражает: если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и «всем вообще распорядком на земле»? Кажется, Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет ». Но дальнейшее развитие сюжета опровергает этот тезис, подчеркивает относительность человеческого знания, зависимость человека от тысячи случайностей (вспомним, например, о нелепой смерти Берлиоза под колесами трамвая). А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских» главах; своеобразном идейном центре произведения, которые представляют собой главы из романа Мастера. Роман Мастера — произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Наблюдая за авторскими ремарками к репликам Понтия Пилата, мы обнаруживаем в нем и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание. И вместе с тем страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, — не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит себя, свою душу. Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!», а затем: «Погибли!». Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за свое отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, на весь мировой ход истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной конфликт. В нем отражено вечное противостояние идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического. Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса? Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен — это обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем — это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно — он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается от своих идей и идеалов. Прямых литературных прообразов, «старших братьев » у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал некий негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создает его образ. Но его Христос — безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Образы же людей христианского духа и святости встречались в литературе в ХIХ века: Пророк Лермонтова, герои Достоевского (князь Мышкин, старец Зосима, Алеша Карамазов). В густонаселенном мире булгаковского романа существует не только Иешуа — прообраз Христа, но и сатана — Воланд со своей свитой, чей образ характерен своей многомерностью: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет образ многими жизненными подробностями), и представляет собой, в то же время, существо иного — фантастического, потустороннего — мира. Он вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать во время допроса Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого. При этом выясняется интересный факт: никто из действующих лиц романа, кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану, так как простой обыватель не допускает существования чего-то необъяснимого с точки зрения здравого смысла. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения черта, образ Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова. Вместе с тем, такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало. Однозначно его оценить невозможно. Мне, например, видится в Воланде прежде всего дух иронии, самомнения и отрицания. Всевидящему булгаковскому герою мир открыт без румян и грима. Иронический взгляд Воланда на жизнь близок автору. Он рассматривает человека и человечество с определенной дистанции — культурной, временной, — стремясь выявить несовершенное в них. Жизнь при таком взгляде предстает в борьбе противоположных и взаимоисключающих начал. В связи с этим любое суждение о мире оказывается односторонним, ибо односторонне добро, но, если преступлена грань, оно уже не является добром, а истина, возведенная в абсолют, превращается в свою противоположность. Воланд причастен к самому движению жизни, в которой условием ее продолжения является отрицание. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило свой высокий идеал. Князь тьмы проводит свой вечный эксперимент, вновь и вновь испытывая деяния людей, их мировую историю, выверяя то, что истинно, должно существовать вечно, а что обязано погибнуть, сгореть в очистительном пламени. Меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Именно поэтому в Москве горят дома разврата, а рукопись Мастера никакому пламени не подвластна. Булгаков говорит нам: люди забыли о том, зачем пришли на эту землю. Люди забыли о долге, в повседневной суете растратили душевное тепло, перестали различать добро и зло, и Воланд настойчиво предлагает некоторым из них посмотреть в свою душу — остались ли там хоть капли доброты и милосердия.