Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи
.с.3-6
Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие
речи..с.7-9
Опыт коррекционно-логопедической работы по развитию
мелкой моторики рук в условиях ГБУ КО ЦСПСД «Родник»с.10-28
2.1 Сенсомоторный уголок..с.12-14
2.2 Иппликатор Кузнецова..с.15-21
2.3 Су-джок терапия.с.22-25
2.4 Самомассаж.с.25-29
Заключение..с.30-31
Библиография..с.32-34
Введение
В последние несколько лет особую актуальность приобретают проблемы так называемого «социального сиротства». Значительно возросло число детей воспитывающихся в социально - реабилитационных Центрах при живых родителях. Чаще всего эти дети приходит из семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, или из семьи, в которой родители психологически и морально не готовы к воспитанию детей. Находясь в такой семье, дети недополучают так необходимых им положительных стимулов к саморазвитию и деятельности, заботы окружающих и взаимопонимания. Именно в такой семье у детей проявляются те негативные особенности развития личности, с которыми впоследствии сталкиваются педагоги социальных приютов.
Практика показывает, что дети, поступающие в социальный приют, часто имеют серьезные сложности в развитии психической и эмоциональной сферы, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Общий уровень психофизиологического развития часто не соответствует возрастной норме. Наиболее показательными в этом отношении являются низкий уровень развития речи и мышления ребенка. Речь, как правило, аграмматична, изобилует нарушениями звукопроизношения, словарь ограничен обиходно-бытовой лексикой. Наряду с этим, уровень развития моторных навыков и координаций так же очень низкий. Опытный учитель – логопед знает, что невозможно начать коррекцию речевых нарушений, не подготовив соответствующим образом моторный аппарат, в том числе и мелкую моторику пальцев рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори, а до неё - Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, следовательно, и обучаться ребенку легче.
В арсенале учителей – логопедов существует достаточное количество методик для развития мелкой моторики рук. Однако необходимо искать и новые, возможно, неспецифические для коррекционно-логопедической работы методы и приёмы работы, повышающие её эффективность.
Несомненно, коррекционная работа учителя – логопеда является необходимой для воспитанников социального приюта, и от того, какими методами и приемами она будет осуществляться, каким образом будет выстроена система коррекционно-логопедического воздействия, во многом зависит успех общей реабилитации ребенка.
Таким образом, выявленная проблема, стала основой работы над темой «Использование некоторых неспецифических приёмов развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у воспитанников Центра социальной помощи семье и детям», которая является актуальной и практически значимой.
Предварительная работа по решению данной проблемы на протяжении ряда лет предусматривала целенаправленное изучение литературы по теме, поиск наиболее эффективных игр и неспецифических методических приемов, направленных на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. В итоге общая цель работы формулируется следующим образом: апробировать в коррекционно-логопедической работе некоторые неспецифические приёмы развития мелкой моторики рук как одного из факторов успешного преодоления нарушений в развитии устной речи у воспитанников в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Конкретизация и реализация цели осуществлялась через систему следующих задач:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме;
подобрать и апробировать специальные игры, упражнения и пособия по развитию мелкой моторики рук, способствующие успешному преодолению нарушений в развитии устной речи дошкольников в условиях Центра социальной помощи семье и детям;
организовать коррекционно-логопедическую работу, направленную на преодоление речевого недоразвития с использованием неспецифических игр, упражнений и пособий по развитию мелкой моторики пальцев рук:
провести анализ эффективности коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление речевого недоразвития детей с использованием неспецифических игр, упражнений и пособий по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Теоретическое значение данной работы состоит в том, что разработанная и апробированная система коррекционно-логопедической работы позволяет расширить и уточнить знания об особенностях развития моторных навыков детей – логопатов с использованием неспецифических методов логопедического воздействия, и связь её с уровнем развития речи.
Практическое значение работы состоит в том, что была разработана и апробирована комплексная система развития моторных навыков с использованием нетрадиционных методов у детей на логопедических занятиях.
Работа осуществлялась с использованием следующих научно-педагогических методов:
1.Теоретический: анализ педагогической, психологической, медицинской, специальной литературы.
2.Социолого-педагогический: (изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией детей).
3.Экспериментальный метод (проведение практической апробации игр, упражнений и пособий по развитию мелкой моторики пальцев рук).
1. Влияние развития мелкой моторики пальцев рук на развитие речи
На заре развития человечества и в современном мире в процессе общения людей всегда широко использовались различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты часто невольно сочетаются с различными возгласами, с другими голосовыми реакциями. Часто человек рассказывая что-то, сопровождает свою речь жестикуляцией, тогда его рассказ становится более насыщенным и интересным.
И.М. Сеченов писал: «Мне даже кажется иногда, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». И.П. Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.
В невропатологии и дефектологии уже давно имеются данные о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии головного мозга у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев остается незатронутой. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и снимают эмоциональное напряжение, усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развить речь ребенка.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев рук.
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе развития каждого ребенка, поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика тормозит речевое развитие.
В норме процесс развития моторных навыков у детей дошкольного возраста проходит ряд возрастных этапов.
От 3 до 4 лет
Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной и двух ногах. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Собирает и строит из 9 кубиков. Берет мелкие предметы кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами. Повторяет простейшие рисунки с образца.
От 4 до 5 лет
Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека(2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Может нанизывать бусины на толстую леску или проволоку. Лепит из пластилина. Определяет предметы в мешке на ощупь. Может шнуровать ботинки.
От 5 до 6 лет
Хорошо прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает, прыгает через веревочку. Может кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, роликах. Хорошо ловит брошенный ему мяч.
Копирует сложные рисунки, буквы. Хорошо раскрашивает картинки.
От 6 до 7 лет
Может произвольно выполнить или прекратить любое движение, поддерживать позу, в том числе сложные танцевальные или спортивные движения. Умеет хорошо завязывать шнурки, заплетать косу и т.д.
Хорошо владеет мелкой моторикой. Может раскрашивать картинки, не выходя за контур. Может самостоятельно скопировать или напечатать буквы. Рисует предметы различной конфигурации.
Дошкольники могут заблаговременно овладеть рядом важных для письма двигательных навыков, которые помогут постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соизмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного хода руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр.
Младший школьный возраст
Способность к овладению навыком письма. Выполнение тонких координированных движений руки. Слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки. В достаточной степени развиты зрительное восприятие, внимание, зрительно-моторные координации.
В вопросах развития ребенка не существует мелочей. То, что представляется несущественным в дошкольный период, может обернуться серьезной проблемой в дальнейшем.
Таким образом, использование игр, упражнений, пособий, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук и тактильно – кинестетической стимуляции на логопедических занятиях по преодолению нарушений устной речи является необходимым условием их эффективности.
2. Опыт коррекционно-логопедической работы по развитию мелкой моторики рук в условиях ГБУ КО ЦСПСД « Родник»
ГБУ КО ЦСП СД «Родник» создан для оказания реабилитационной и социально-психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, несовершеннолетним из малообеспеченных семей, нуждающимся в экстренной социальной помощи в возрасте от 4 до 18 лет.
Воспитанники социального приюта имеют самый широкий спектр отклонений: нарушения речи (устной и письменной), задержка психоречевого развития, социально-педагогическая запущенность, а также различные явления социальной дезадаптации. Однако большой опыт работы с детьми и желание помочь позволяют найти подход к каждому воспитаннику и попытаться в течение короткого времени, а на реабилитации воспитанники находятся в течение 6 месяцев, преодолеть те речевые проблемы, с которыми ребенок приходит в Центр.
Система коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у воспитанников включает ряд обязательных этапов:
Комплексное логопедическое обследование
Коррекционно-логопедическая работа (в том числе и по развитию мелкой моторики)
Анализ эффективности коррекционно-логопедического воздействия (сравнительная диагностика, внесение необходимых корректив в программу коррекции)
Первый этап - комплексное логопедическое обследование – проводится для оценки уровня актуального речевого и психофизиологического развития ребенка. В ходе диагностики, наряду с общим логопедическим обследованием, обязательно проводится обследование общей и мелкой моторики (см. Приложение 1). Диагностические данные подтверждают, что многие воспитанники дошкольного возраста отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно важными умениями и навыками. Так, многие дошкольники, пришедшие для реабилитации в Центр, не умеют правильно держать зубную щетку, ложку, вилку. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также шнуровка ботинок. Эти умения отрабатываются в учреждении на протяжении всего срока пребывания ребенка всеми специалистами, работающими с детьми.
Так как практически все воспитанники Центра дошкольного и младшего школьного возраста имеют общее недоразвитие речи, то недостаточно развитая моторика находит свое отражение и в их речевой деятельности. Нарушения моторики, как мелкой, так и артикуляционной создает трудности в овладении письменной речью, приводит к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Таким образом, диагностика уровня речевого и моторного развития позволяет сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-логопедической работы по коррекции речевых нарушений и развитию моторных навыков, в том числе и мелкой моторики пальцев рук.
После проведения диагностики дается заключение об актуальном уровне речевого и моторного развития ребенка, заполняется речевая карта. С этого момента начинается второй этап, непосредственно коррекционно-логопедическая работа (в том числе и по развитию мелкой моторики).
Второй этап коррекционно-логопедической работы организуется с целью целенаправленной коррекции и компенсации выявленных в ходе обследования нарушений. В том числе и по развитию мелкой моторики. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Именно в дошкольном возрасте важно развивать необходимые для овладения письмом механизмы, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики можно решить сразу две задачи: развитие речи и развитие навыков письма.
2.1 Сенсомоторный уголок
Считается, что чем большее количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше он будет функционировать, тем богаче будет его опыт. Обогатить сенсомоторный опыт ребенка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи, помогает сенсомоторный уголок в логопедическом кабинете.
Цель функционирования сенсомоторного уголка в логопедическом кабинете: создание условий, позволяющих включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования.
Задачи:
развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического;
решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования;
создавать положительную мотивацию на организованную учебную деятельность.
Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие игры с оборудованием сенсомоторного уголка, вызывают у воспитанников, эмоциональный отклик, формируют положительный настрой на занятия с логопедом. Оборудование уголка предназначено для проведения следующих форм работы с детьми:
массаж и самомассаж;
развитие тактильных ощущений;
развитие мелкой моторики;
снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Ожидаемый результат: улучшение состояния мелкой моторики кистей и пальцев рук; благодаря стимуляции различных анализаторов активизация речевого развития и эмоциональной сферы (см. Приложение 2, Приложение 9).
В перечень оборудования сенсомоторного уголка включены различные предметы, позволяющие достичь поставленных задач.
Массажные щетки для массажа кистей рук, улучшения кровообращения и постановки звука «щ».
Мячи гладкие пластмассовые, резиновые (разного размера) с шипами и без, маленькие мячики - попрыгунчики – для массажа кистей рук, развития ловкости, в дидактических играх для определения очередности ответов детей.
Прищепки - для массажа пальцев рук, конструирования в качестве предметов – заместителей, а также для автоматизации поставленных звуков.
Мелкие игрушки из Киндер – сюрприза – для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, развития и обогащения словарного запаса и связной речи, в сухих бассейнах и играх для развития тактильной чувствительности.
Стол с емкостями для сухого бассейна. Наполняются емкости фасолью, горохом, песком и другими необходимыми для занятий материалами.
Настольный театр развивает не только движения пальцев рук, но также и образную, выразительную речь, артистические способности, умение голосом передавать характер и настроение героя.
Кубики – для развития не только мелкой моторики кистей и пальцев рук, но и зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.
Набор «Веселые бусины» - для развития тонких координированных движений пальцев рук, эстетического восприятия, ознакомления с основными цветами и их оттенками.
Пробки от пластиковых бутылок разного цвета, используемые:
в игре «Башмачки» (ребенок ставит указательные и средние пальцы в основание пробок и передвигает их под ритм заданный логопедом, либо под ритм стихотворения, чистоговорки;
«Сороконожка» - ребенок надевает «башмачки» на каждый пальчик, поочередно приставляя каждый палец, двигаясь по дорожке;
«У кого больше». Дети набирают в ладонь пробки, стараясь как можно дольше удержать все пробки сразу;
в качестве наполнителя в сухой бассейн.
Мозаика – для развития тонких координированных движений пальцев рук, закрепления знаний о цвете, выкладывания узоров, либо пройденных букв.
Счетные палочки – для выкладывания геометрических узоров, для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, для выкладывания изученных букв.
Трафареты – для развития графомоторных навыков, закрепления словарного запаса по лексическим темам.
Пальчиковые краски – для развития тонких координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете, развития воображения.
В работе также используются и нетрадиционные для логопедической коррекции методы воздействия.
Инновационным направлением в коррекционной работе, стали приемы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции.
2.2 Иппликатор Кузнецова
Оптимизирующим процесс автоматизации звуков является использование иппликатора Кузнецова. Данная методика была предложена и апробирована Еленой Филипповной Архиповой, профессором кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Работа по этой методике даёт положительные результаты и сокращает сроки автоматизации поставленных звуков. Сокращение сроков автоматизации звуков актуально для работы с воспитанников, так как время пребывания детей в Центре ограничено шестью месяцами, и нужно приложить все усилия и использовать все возможности для максимально ускоренной помощи в развитии и коррекции устной речи детей.
Методика работы с иппликатором Кузнецова не сложная. При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные прижимания пальцев руки на иппликаторе Кузнецова.
Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Постепенно, после отработки звуков в словах, они включаются в предложения и тексты. Обучение осуществляется следующим образом. Показываю упражнение, т.е. произношу гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляю прижатие подушечек пальцев на иппликаторе Кузнецова. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.
Если ребенок сразу не выполняет упражнение синхронно, процесс обучения делю на этапы:
1 этап. Ребенок последовательно произносит гласные звуки с прижатием подушечки пальцев и одновременным четким произнесением гласных звуков от большого пальца к мизинцу:
А------------Большой палец
О------------Средний палец
У------------Указательный палец
И------------Безымянный палец
Ы-----------Мизинец
Э---------------Вся ладонь
2 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата довожу до автоматизма.
При овладении навыками пальцевых движений на иппликаторе Кузнецова начинаю автоматизацию звуков в слогах, сохраняя последовательные движения пальцев рук по иппликатору. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно – кинестетической модальности.
Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные (афферентные) возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация (раздражение) поступает к коре головного мозга. В свою очередь, эфферентные потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, к артикуляционному аппарату и пальцам рук.
Находит свое четкое отражение в центре речедвигательного анализатора и тактильная чувствительность. В целом кожа человека и его опорно-мышечный аппарат представляет собой рецепторно - периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, который вынесен наружу для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительными являются ладонь, пальцы рук, область вокруг глаз, язык.
Важным моментом в работе над автоматизацией звуков является опора на компенсаторные возможности ребенка, т.е. лексический материал должен включать сохранные звуки, а, следовательно, артикуляционные движения, звукосочетания и слова, в которых звуки произносятся правильно. Работа строится с опорой на сохранные звенья. При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха.
В своей работе использую зрительные опоры – символы гласных звуков, которые подсказывают, какой гласный звук надо произносить.
Упражнения выполняются в следующей последовательности:
Символы гласных
Гласные
А
О
У
Ы
И
Э
Участие пальцев
1 – й п
2 – й п
3 – й п
4- й п
5 – й п
все пальцы
Название пальцев
большой палец
указательный палец
средний
палец
безымянный палец
мизинец
ладонь
В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга проекции зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезий и тактильно проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.
Уточнив артикуляцию гласных, а также после овладения ребенком поочередного прижатия каждого пальца к поверхности тренажера перехожу к автоматизации поставленного звука с помощью зрительной опоры. На примере автоматизации звука « с» покажу работу с тренажером.
Последовательность работы на тренажере:
Опорная таблица № 1
Символы гласных
С.Г
С - А
С - О
С - У
С - Ы
С - И
С - Э
Участие пальцев
1 – й п
2 – й п
3 – й п
4- й п
5 – й п
все пальцы
Название пальцев
большой палец
указательный палец
средний палец
безымянный палец
мизинец
ладонь
Работа с этой таблицей предполагает проводить работу с акцентом на
гласный звук во время прижатия пальцев к тренажеру.
Опорная таблица № 2
На следующем этапе работы ввожу слитное произнесение согласного звука с гласным звуком. При затруднении помогаю ребенку выбирать и прижимать соответствующие пальцы к тренажеру.
Далее отрабатываю произнесение данных слогов в словах, содержащих прямой слог с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих слова с прямым слогом с ударением на нем и без ударения.
На следующем этапе работы перехожу к отработке слогов, где первым произносится гласный звук. Одновременно с произнесением гласного звука пальцы рук поочередно прижимаются к тренажеру.
Опорная таблица № 3
Символы гласных
А
О
У
Ы
И
Э
Г.С
А - С
О - С
У - С
Ы - С
И - С
Э - С
Участие пальцев
1 – й п
2 – й п
3 – й п
4- й п
5 – й п
все пальцы
Название пальцев
большой палец
указательный палец
средний палец
безымянный палец
мизинец
ладонь
К иппликатору поочередно прижимаются пальцы рук при произнесении гласных.
Затем слоги отрабатываются слитно, и гласный звук произносится с поставленным согласным.
Опорная таблица № 4
Символы гласных
А
О
У
Ы
И
Э
Г+С
АС
ОС
УС
ЫС
ИС
ЭС
Участие пальцев
1 – й п
2 – й п
3 – й п
4- й п
5 – й п
все пальцы
Название пальцев
большой палец
указательный палец
средний палец
безымянный палец
мизинец
ладонь
Автоматизацию обратных слогов провожу по схеме: слово, словосочетание, предложение.
Автоматизацию в интервокальной позиции можно проводить в нескольких вариантах, меняя символы гласных звуков в опорных таблицах, одновременно выполняя пальцевые движения на тренажерах.
Опорная таблица № 5
Символы гласных
ГСГ
А -С - А
О -С - А
У - С - А
Ы -С - А
А -С - И
Э -С - А
Участие пальцев
1 – й , 1 - й
2 – й, 1 - й
3 – й, 1 – й
4- й,1 – й
1 – й, 5 – й
ладонь
Автоматизация согласного звука в интервокальной позиции при утрированной артикуляции гласных и согласных стимулирует четкие кинестезии, которые запоминаются, а затем и воспроизводятся в спонтанной речи в более четкой артикуляции. В последующем автоматизирую эти звукосочетания в словах, включаю в словосочетания, в предложения, в спонтанную речь (см. Приложение 3).
Опорная таблица № 6.
Далее отрабатываю по опорным таблицам автоматизируемый звук в структуре слога согласный, гласный, согласный.
Символы гласных
_
СГС
ССГ
БАС
ГАС
КСА
БОС
ГОС
КСО
БУС
ГУС
КСУ
БЫС
ГЫС
КСЫ
БИС
ГИС
КСИ
БЭС
ГЭС и т.д.
КСЭ и
т. д.
Участие пальцев
1 – й
2 – й
3 – й
4-
1 – й
ладонь
Далее провожу закрепление звука в структуре слова, словосочетания, предложения, текста.
На следующем этапе по этой же опорной таблице автоматизирую звук в слогах со стечением согласных типа кса – ксо – ксы, гса – гсо – гсы. На данном этапе работы беру слоги со звуками н, п, р, ф,х,т и другими. Здесь же можно взять слоги со стечением согласных, где гласный звук находится в начале слога, отрабатываемый звук в середине, в конце слога правильно произносимый согласный звук.
Последующее закрепление звука провожу по классической схеме.
Дифференциацию согласных звуков также провожу при помощи тренажеров и опорных схем. Зрительное восприятие подкрепляю для смешиваемых звуков стрелочками, которые указывают на положение языка во время произнесения звуков; слуховое восприятие для парных «звуковыми баночками», с помощью которых ребенок определяет звонкость – глухость звука.
Приведу пример опорной таблицы на дифференциацию звуков «с» - «ш».
Символы гласных
Произнесение согласного и гласного звука
ША
ШО
ШУ
ШИ
ШИ
ШЭ
Произнесение согласного и гласного
звука
С А
СО
СУ
СЫ
СИ
СЭ
Далее отрабатываю дифференцируемые звуки в интервокальной позиции, в конструкции согласный, гласный, согласный, в слогах со стечением согласных. По классической схеме провожу дифференциацию оппозиционных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, содержащих данные конструкции слогов.
Подобным образом провожу дифференциацию всех последующих смешиваемых ребенком и оппозиционных звуков.
Тренажеры и опорные таблицы очень удобны в применении на логопедических занятиях и дают положительный результат за более короткие сроки в работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Более того, работая с иппликатором Кузнецова, ребенок, выполняя прижатие подушечек пальцев к тренажеру, воздействует на биоэнергетические точки, которые способствуют оздоровлению организма в целом.
Одна из целей в воспитании и образовании ребенка – это сохранение здоровья. Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы с детьми показывает, что в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий возможна успешная коррекция речевых патологий. Только комплексное воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития.
2.3 Су – джок терапия.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства коррекционно-развивающей работы с детьми привлекают все больше внимания и становятся перспективным средством, дополнительной возможностью коррекции отклонений в речевом развитии. Использование традиционных методов без дифференцированного сочетания с нетрадиционными приёмами, оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день существует немало методов нетрадиционного воздействия, но мне хочется остановиться на одном из них – Су – джок терапии.
Су – джок акупунктура (су – кисть, джок – стопа) - последнее достижение восточной медицины. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги с телом человека и т.д.) Первой ступенью Су – джок терапии может легко овладеть каждый человек, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов и систем организма находятся на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддержать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки на руках и стопах. Су – джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершаются под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с играми, развивающими мелкую моторику пальцев рук, в своей практической деятельности провожу игры с использованием Су – джок массажеров и массажных колец в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Применение Су – джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной работы с ребенком, повышает умственную и физическую работоспособность детей, что актуально для воспитанников социально – реабилитационного Центра в котором я работаю.
Цель использования Су – джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук в процессе коррекции речи воспитанников социально – реабилитационного Центра.
Упражнения с применением массажера “Су-Джок”
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.
В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером провожу в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз), а также включаю в работу по развитию речи детей (см. Приложение 4).
Примерные упражнения:
Прямолинейные движения колючего шарика:
– По тыльной и ладонной стороне кисти рук (предварительно попросить ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки). Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговые движения по ладони:
– Сначала одной руки;
– Потом другой руки.
Спиралевидные движения:
– По тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Зигзагообразные движения:
– По ладоням обеих рук (можно использовать игровой образ в общении с детьми: обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Слабое покалывание всех пальцев:
– Подушечек одной руки;
– Подушечек другой руки
Упражнения с применением металлических колец массажера Су-Джок:
– с помощью колец, ребенок массирует каждый палец (опуская кольцо от кончика пальца до лучезапястного сустава, и возвращая его на прежнее место).
2.4 Самомассаж
Неотъемлемой частью в работе по развитию моторных навыков является обучение приёмам игрового самомассажа кистей рук, который является эффективным и универсальным развивающе-оздоровительным средством для детей.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на работоспособность мышц массируемой руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же и средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях находятся нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, связки и суставы не только массируемой, но и массирующей кисти (см. Приложение 10).
Помимо того игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.
Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, тыльных и ладонных поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, ребенку необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно – логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперреактивности.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Рассмотрим некоторые массажные приемы, которые используются в работе с воспитанниками социально – реабилитационного Центра в начале каждого логопедического занятия.
Поглаживание. Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных пальцев – это «лучи солнца». Ребенок изображает солнышко, расправив пальцы массируемой руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает. Г. Виеру.Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух – пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава)Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад –
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.
В. Степанов.Растирание. Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.Топором дрова колю,
А потом пилой пилю.
Отнесу их бабушке,
Чтоб испечь оладушки.
Пилит, пилит пила.
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает Первые две строчки сопровождают растирание ладоней, следующие строки – растирание пальцев подушечками большого и указательного пальца.Пять пальцев на руке своей.
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется большой.
Пальчик второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется мизинчик.
Л. ХерескоЦиркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это –
Руки мой перед едой
И после туалета.Гребнеобразное растирание ладони (фалангами пальцев).Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка – кошка.
Мы посуду мыли сами.
Помогали нашей маме.
Мы посуду сами мыли.
Были руки наши в мыле.Разминание. Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка – ползушка,
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи не спеши.
Рога покажи.
Немецкая песенка (перев. Л. Яхнина).Вибрация. Пунктирные движения двумя пальцами по поверхности ладони (игра на пианино).Кто там топает по крыше?
Кап – кап – кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап – кап – кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап – кап – кап.
Может кошек подковали?
Кап – кап – кап.
Ж. ДавитьянцПоколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
Тук – тук – тук.
Молоток – мой лучший друг.Таким образом, наряду с непосредственной коррекцией имеющихся речевых нарушений, активно реализуются мероприятия, направленные на развитие моторных навыков, зрительно-моторных координаций. При этом наряду с общепринятыми, используются и неспецифические методы воздействия, такие как аппликатор Кузнецова, элементы Су-джок терапии, приемы самомассажа. Как видно, для совершенствования тонких дифференцированных движений рук не требуется сложное дорогостоящее оборудование. Самый главный атрибут – детские руки. Оценка эффективности работы осуществляется на третьем этапе коррекционно-логопедической работы.
Третий этап – аналитический. На третьем этапе проводится сравнительная диагностика речевых и неречевых функций, с целью оценки эффективности проведенной работы, выявления динамики развития (положительная, отрицательная, нет динамики). На этом же этапе проводится корректировка плана мероприятий по коррекции речевых и моторных нарушений.
. (вставить описание таблицы)
Анализ проведённой работы показывает, что включение самомассажа, упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, тактильно – кинестетическая стимуляция на занятиях логопеда играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление.
Заключение
Проанализировав данную работу, хочется отметить, что проблема коррекционно-логопедической работы с воспитанниками социального Центра стоит очень остро, поскольку практически все дети поступают сюда с различной сложности речевыми нарушениями. Особое место в системе коррекции речевых нарушений занимает развитие моторных навыков, и особенно мелкой моторики рук. Недоразвитие мелкой моторики не только затрудняет обучение письму, но и существенно влияет на развитие речи.
Современные педагоги, физиологи, дефектологи не просто высветили эту проблему в нашем обществе, а провели экспериментальные опыты с большим количеством детей и нашли пути активизации речи через включение моторики рук в различные виды деятельности.
Диагностические данные детей показали, что уровень речевого развития большинства детей, даёт положительную динамику развития. На логопедических занятиях, наряду с общеизвестными методами развития мелкой моторики, применялись и специфические приёмы. Анализируя, проделанную работу можно сказать, что результаты диагностики, показавшие в основном высокий и средний уровни развития связной речи детей и мелкой моторики рук, подтвердили целесообразность и эффективность проделанной работы. Существенный вклад в повышение ее эффективности внесла интеграция общеизвестных и специфических приёмов развития моторики. Иппликатор Кузнецова, су-джок терапия и другие методы и приемы способствовали развитию мелкой моторики при коррекции устной и письменной речи.
Таким образом, при систематизировании и проведении с детьми, имеющими нарушения речи коррекционной работы по развитию тонкой моторики не эпизодически, а комплексно, включая ее во все виды логопедических занятий, за короткий срок значительно улучшается состояние тонкой моторики детей, повышается эффективность коррекционной работы, а, следовательно, и уровень речевого развития детей. В будущем планируется продолжить работу по развитию мелкой моторики в системе коррекции речевых нарушений, совершенствуя и обогащая описанные выше методы и приемы.
Библиография
Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.
Бельтюков В.И.: Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной речи (в норме и патологии)
Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М.: Просвещение, 1996.
Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн.: Университет, 1999. – 160 с.
Гаврина С. Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия развития", 1998.
Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.
Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Санкт-Петербург 1997.
Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. / Под ред. Д.Н.Исаева, В.Е.Когана. СПб.: Изд. ПМИ, 1994.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 1264 с.
Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 88 с.
Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1.
Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.
Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.
Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. – 384 с., ил.
Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. 1986 - №3 - С. 36.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 320 с.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
Приложение 1
№ п/п
Имя, фамилия
Исследование статической координации движений
Исследование динамической координации
Кинетическая основа движений
Ведущая рука
Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки
Уровень нарушения
Март
Сентябрь
Март
Сентябрь
Март
Сентябрь
март
сентябрь
1.
Анна З.
2
5
1
2
1
3
левая
1
второй
четвертый
2.
Виринея Б.
1
3
0
1
1
3
правая
1
второй
третий
3.
Дмитрий Г.
2
4
1
2
2
4
левая
1
третий
четвертый
4
Виктор О.
2
3
1
2
2
4
правая
1
третий
четвертый
5
Валерия И.
1
4
1
2
2
4
правая
1
второй
четвертый
6
Ксения Е.
2
4
1
2
3
5
правая
1
третий
четвертый
7
Виктория П.
2
4
1
2
2
4
правая
1
третий
четвертый
8
Елена З.
3
5
1
2
3
5
правая
1
третий
пятый
9
Мария З.
3
5
1
2
2
4
правая
1
третий
четвертый
10
Андрей Ш.
2
4
1
2
1
3
правая
1
второй
третий
11
Ольга Т.
1
3
0
1
1
3
правая
1
второй
третий
12
Наташа Т.
2
3
1
2
1
3
правая
1
второй
третий
13
Кирилл К.
1
3
1
2
2
4
правая
1
второй
четвертый
14
Федор Е.
2
4
1
2
3
5
правая
1
третий
четвертый
15.
Олег Ф.
1
3
0
1
1
3
правая
1
второй
третий
Обследование мелкой моторики воспитанников ГБУ КО ЦСП СД « Родник».
Март 2012 – сентябрь 2012.
Символы гласных
А
О
У
Ы
И
Э
С +Г
С А
С О
С У
С Ы
С И
С Э
Участие пальцев
1 – й п
2 – й п
3 – й п
4- й п
5 – й п
все пальцы
Название пальцев
большой палец
указательный палец
средний палец
безымянный палец
мизинец
ладонь