Методическая разработка Парламентского урока по теме Тема: «Роль и значение Конституции РФ в формировании правового государства и гражданской идентичности»
Методическая разработка Парламентского урока по теме
Тема: «Роль и значение Конституции РФ в формировании правового государства и гражданской идентичности»
Крепак Наталья Александровна.
Учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей № 78 им. А.С. Пушкина», г. Набережные Челны, РТ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Возраст учащихся: 10-11 классы.
Цель урока: Выделить роль и значение Конституции РФ в формировании правового государства и гражданской идентичности.
Основные задачи урока:
1.Сформировать представление о Конституции РФ как самом важном правовом документе государства.
2. Продолжить формирование у обучающихся навыков дискуссии, умения находиться в диалоге.
3. Формирование умения анализировать информация, выделять основные понятия, делать выводы.
Основные понятия и термины: Конституция, правовое государство, толерантность, права и свободы, гражданская идентичность.
Оборудование: видеопроектор с демонстрационным экраном для показа презентационных материалов, видеофильмов.
Оформление: флаги РФ и РТ, символы-гербы РФ и РТ.
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте ребята, уважаемые гости!
В течение жизни человек очень часто находится перед выбором: это и выбор будущей профессии, выбор супруга или супруги, друзей, выбор места жительства и многое другое. Но существует и другие выборы, выборы государственного масштаба. 20 лет назад российского общество путем всенародного голосования сделало свой выбор и приняло новый закон- Конституцию Российского государства. 12 декабря 2013 года нашей Конституции исполняется 20 лет.
(звучит гимн России).
Сегодня, самому важному документу нашей жизни- Конституции РФ посвящен наш урок в форме пресс-конференции. Мы ждем от вам активности в участии при обсуждении актуальных вопросов.
Итак, для начала, представляем наших участников:
1. Полномочный представитель Президента РФ по защите прав человека. Основные вопросы, которые составляют компетенцию нашего уважаемого гостя- защита прав человека.
2. Учитель истории и обществознания. На протяжении многих лет замечательные уроки помогли стать ученикам достойными гражданами нашей Родины.
3. Политолог, специалист по вопросам правового обеспечения деятельности власти.
4. Правовед, специалист по законодательным актам.
5. Молодое поколение, которое должно знать, как стать активным участником общественно-политической жизни.
Сегодня, в нашей пресс-конференции мы предлагаем вам стать группами «журналистами». Напомню правила: «журналист», задающий вопрос, должен обязательно представиться и назвать, кому адресован вопрос.
Итак, предлагаю начать с главного вопроса и, в связи с этим, предоставить слово нашему уважаемому историку: какие сложились исторические условия, которые привели наше государство к создании Конституции.
Историк. (одновременно показ слайдов по теме ответа). Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой". Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций. Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Но, 25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция. Власть изменилась! Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов. Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. 31 января 1924 года Второй съезд Советов СССР принял первую конституцию Советского Союза. В декларации была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Конституция СССР 1936 года в народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире. Такой она и останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества". Но, как известно, в 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция. 12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция.
Учитель: пожалуйста, вопросы из нашего зала.
Журналист(1): Скажите, пожалуйста, как вы думаете, чем отличался процесс создания Конституции в РФ от опыта западных стран ?
Историк. Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии. Можно сказать, что идеи появились одновременно, но вот само принятие Конституции у нас произошло на 150-200 лет позднее, чем в США и странах Запада.
Журналист(1): на протяжении ряда лет, а точнее, 20 лет существования Конституции у ряда граждан сложилось мнение, что некоторые статьи несовершенны, требуют доработки, а есть и такие, которые действуют формально. Как современному человеку правильно соориентироваться в данных правовых вопросах?
Учитель: предоставляю слово полномочному представителю Президента РФ по защите прав человека.
Полномочный представитель Президента РФ по защите прав человека.
Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. Возможно, что исходя из меняющейся исторической обстановки нашей страны отдельные части Основного Закона будут изменены.
Журналист(2) : Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». К какой разновидности, на Ваш взгляд, относится наша конституция?
Политолог : Скорее, к «жестким». «Жесткость» Конституции не означает, разумеется, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки - явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию 1993 г. предъявляет повышенные требования к их обоснованности.
Журналист(3): как Вы считаете, сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Как в нашей Конституция отражена эта тенденция?
Историк: Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем. На мой взгляд, национальная идея была уже зафиксирована в преамбуле Конституции Российской Федерации, в которой говорится об утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, о вере в добро и справедливость.
Журналист (4). Как известно, американцы очень гордятся своей Конституцией и считают ее совершенной. Их уверенность основана на том, что многие права и свободы, признанные Конституцией, имеют практический характер, т. е. реализованы. Как Вы считаете, права и свободы нашей Конституции все таки носят практический или декларативный характер ?.
Учитель: слово правоведу.
Правовед. Говорить о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в том случае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку. Само государство должно быть организовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможности его свободного развития. Думаю, что нарушение прав человека, ограничение его свобод это в прошлом.
Историк: Что касается гордости за свою Родину, хочется отметить, судя по состоянию современного общества, что интерес к истории возобновился, очень много работы ведется в ветеранами, работниками тыла. В нашей республике восстановлена тимуровская работа, учениками многих школ пишутся Книги Памяти. Это говорит о том, что мы снова понимает свою причастность к истории страны, понимает неразрывную связь с ней. Я говорю о гражданской идентичности. И безусловно, связующим звеном в реализации нашего пути является Конституция.
Учитель: Ну что же уважаемые гости, учащиеся, подошла к концу наша пресс- конференция. Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Но, следует отметить, что одна из важнейших задач Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость нашего государства. Благодарим наших гостей. И закончить нашу пресс-конференцию хотелось бы такими фразами:
В Конституции нашей прописано все - Основы строя, права и свободы,
О власти судебной, о президенстве, О том, что равны народы!
Единственный закон для одного народа, он-главный и поспорить с ним нельзя,
Сегодня день рожденья у Закона, давайте же поздравим всех, друзья!
15