Технологическая карта к уроку биологии на тему Кожно-мышечная чувствительность.Обоняние.Вкус

Технологическая карта урока
Урок №3
Тема: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
Цели и задачи урока
Цель/задачи
Для ученика
Для учителя

Цель урока
Изучить строение, принципы функционирования и функции двигательного, вкусового, обонятельного и осязательного анализаторов.
Сформировать у учащихся представление о строении, принципах функционирования и функциях двигательного, вкусового, обонятельного и осязательного анализаторов.

Задачи урока
На знание
Перечислять виды рецепторов, обеспечивающих кожную чувствительность; называть функции двигательного, обонятельного, вкусового и осязательного анализаторов; давать определения: мышечное чувство, осязание, обоняние.
На понимание
Объяснять принцип работы двигательного, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов.
На применение
Приводить примеры характеристик предмета, информацию о которых мы можем получить с помощью осязания.

Образовательные
Перечислить виды рецепторов, обеспечивающих кожную чувствительность; назвать функции двигательного, обонятельного, вкусового и осязательного анализаторов; давать определения: мышечное чувство, осязание, обоняние.

Объяснить принцип работы двигательного, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Привести примеры характеристик предмета, информацию о которых мы можем получить с помощью осязания.

Воспитательные
Формирование научного мировоззрения, представлений о взаимосвязи существования человека и окружающей среды.

Развивающие
Формировать умения: давать определения и объяснения, приводить примеры, выделять главное.


Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-рассказ с элементами беседы
Компонент содержания образования: знания о мире, репродуктивные умения.

План урока
Этап урока
Время
Методы обучения
Средства обучения

Организационный момент
1 минута
Разъяснение; словесный.


Проверка домашнего задания
10 минут
Опрос (письменный, устный); словесный, наглядный
Плакат «Слуховой анализатор»

Изучение нового материала
20 минут
Рассказ, беседа; словесный, наглядный;
Работа в печатной тетради (практический метод).

Учебник, рабочая и печатная тетради, проектор, компьютер (презентация).


Закрепление
11 минут
Опрос (устный); словесный.
Проектор, компьютер (презентация)

Домашнее задание
2 минуты
Разъяснение; словесный
Учебник, тетрадь, дневник

Рефлексия
1 минута
Беседа; словесный
Проектор, компьютер (презентация)


8. Деятельность
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1. Организационный момент
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку.


2. Проверка домашнего задания
Устный опрос
Повторение строения органа слуха (вызвать одного ученика к доске).









Письменный опрос (учитель диктует вопросы и варианты ответа):


В состав внутреннего уха входят:
а)слуховые косточки; б) барабанная перепонка; в) улитка.
Слуховые рецепторы находятся в:
а) барабанной полости; б) полукружных каналах; в) улитке.
Звуковые колебания из наружного слухового прохода в среднее ухо передаются через:
а) слуховые косточки; б) слуховую трубу; в) барабанную перепонку.
Сколько частей выделяют у органа слуха:
а) 2; б) 3; в) 4.
С полостью какого органа слуховая труба соединяет барабанную полость:
а) с полостью носа; б) с полостью рта; в) с полостью глотки.
Сколько слуховых косточек в барабанной полости:
а) 2; б) 3; в) 4.
Жидкость внутри перепончатого лабиринта:
а) эндолимфа; б) перилимфа.
Количество полукружных каналов в органе равновесия:
а) 3; б) 4; в) 5.
Один ученик у доски по плакату «Слуховой анализатор» рассказывает о строении органа слуха, остальные внимательно слушают, поправляют и дополняют.

Письменно, на листочках выполняют задания:

1. в


2. в


3. в




4. б


5. в




6. б


7. а


8. а



Меняются листочками между собой, выполняют проверку работ, выставляют отметку в соответствии с критериями:
«5» - 8 правильных ответов;
«4» - 7-6 правильных ответов;
«3» - 5-4 правильных ответов;
«2» - менее 4 правильных ответов.
Передают работы учителю.

3. Изучение нового материала
Учитель озвучивает тему, цель и задачи урока:
Тема урока: Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус (слайд №1)

Цель урока: Изучить строение, принципы функционирования и функции двигательного, вкусового, обонятельного и осязательного анализаторов. (слайд №2)

Задачи урока:
Перечислять виды рецепторов, обеспечивающих кожную чувствительность; называть функции двигательного, обонятельного, вкусового и осязательного анализаторов; давать определения: мышечное чувство, осязание, обоняние.
Объяснять принцип работы двигательного, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов.
Приводить примеры характеристик предмета, информацию о которых мы можем получить с помощью осязания (слайд №3).
Вступительное слово:
Для поддержания жизнедеятельности организма важную роль играет мышечное чувство. Мышечным чувством называется процесс восприятия раздражений, возникающих при изменении сокращения и расслабления мышц (слайд №4).
В стенках мышц и сухожилий находятся рецепторы, определяющее их положение. Рецепторы постоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышцы. Когда человек представляет какое-либо движение, то нервная система определяет, как мышца должна сократиться или расслабиться, чтобы движение было совершено. Поэтому человек имеет возможность двигать ногами и руками (слайд №5).
Двигательный анализатор обеспечивает постоянный контроль, сообщая мозгу о том, что происходит в мышцах, суставах, и не допускает неловких движений, дает возможность ощущать каждый мускул, помогает совершать координированные движения и выполнять трудовые операции (слайд №6).

Информацию об окружающем мире дает и чувство осязание – это чувство, благодаря которому человек получает представление о поверхности предмета, его форме, размерах, массе (слайд №7, 8).
Если коснуться предмета, держать и ощупывать его, то в нервных окончаниях кожи, а также в рецепторах мышц и сухожилий возникает возбуждение. Возбуждение по нервам передаётся в зону кожно-мышечной чувствительности теменной доли коры больших полушарий головного мозга. Возникают ощущения массы предмета, состояния его поверхности (слайд №9).
Кожную чувствительность обеспечивают болевые, осязательные и терморецепторы.
Кожные рецепторы раздражаются при разных типах воздействий: холод, тепло, давление, прикосновение. Чувство боли предохраняет организм от травм, ожогов, обморожения, сообщает о возникновении заболевания. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега. Эти рецепторы расположены преимущественно в верхних слоях кожи и позволяют человеку ощущать температуру окружающей среды (слайд №10).

Таким образом, кожа, в отличие от всех остальных органов, принимает больше всего сигналов из окружающего мира и помогает нам создать объективную картину реальности.

В настоящее время ученые насчитывают более 400 тыс. запахов, которые может воспринимать человек. Способность воспринимать и различать запахи называется обонянием (слайд №11).
Чувствительность человека к запаху достаточно высока. Запахи важны для человека. Если он ощущает запах несвежей пищи, он понимает, что надо отказаться от нее.
Пахучее вещество должно быть летучим, растворимым в воде или в жирах. Только при этих условиях орган обоняния может его ощутить и оценить (слайд №12).
Орган обоняния расположен в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости (слайд №13). Он представляет собой скопление обонятельных рецепторных клеток, которых около 40 млн. Они имеют булавовидную форму и снабжены ресничками. Именно эти реснички и принимают на себя молекулы пахучих веществ. Затем по нервным волокнам к мозгу направляются импульсы, сигнализирующие о запахе (слайд №14).
Обоняние позволяет определять различные запахи, качество вдыхаемого воздуха, обнаруживать опасные вещества или недоброкачественные продукты (слайд №15).

Обонятельный и вкусовой анализаторы работают в тесном взаимодействии.
Объединенная информация проводится в кору ГМ и анализируется на внутренней поверхности височных долей.
Ощущение вкуса, как и запаха, связано с действием химических веществ на чувствительные клетки (слайд №16).

Орган вкуса располагается в ротовой полости, в начале пищеварительной системы (слайд №17). От вкуса, как и от запаха, зависит, будет пища съедобной или нет (слайд №18).
Вкус пищи человек воспринимает специальными клетками, которые находятся в ротовой полости. Эти клетки располагаются в слизистой оболочке мягкого нёба, в его складках, в надгортаннике, в слизистой оболочке гортани (слайд №19). Но особенно их много в слизистой оболочке языка. Общее количество вкусовых клеток около двух тысяч, и примерно половина из них расположена именно на слизистой оболочке языка (слайд №20).
Вкусовые клетки находятся в особых образованиях, которые называются вкусовыми сосочками. Они представляют собой выросты слизистой оболочки языка, которые снаружи покрыты эпителием и являются рецепторами вкусового анализатора (слайд №21).
Разные участки языка по-разному ощущают вкус пищи. Кончик очень чувствителен к сладкому, а задняя часть языка воспринимает горький вкус, по бокам языка расположились сосочки, реагирующие на кислое, краевые части распознают соленое. Комбинация ощущений дает всевозможные варианты вкусового восприятия (слайд №22).
В каждой вкусовой зоне осуществляются особые реакции, но рецепторы реагируют только на вещества, растворенные в воде. Растворителем в ротовой полости служит слюна (слайд №23).
Первое вкусовое ощущение пищи дают вкусовые рецепторы, а полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и других рецепторов, расположенных в слизистой оболочки ротовой полости, и соответствующих анализаторов (слайд №24).
Вкусовой анализатор получает раздражение от пищи, преобразует его в нервный импульс. По нервным путям импульсы доходят до вкусовой зоны коры больших полушарий (слайд №25).

Теперь мы с вами посмотрим видеофрагменты по теме урока (5 мин.). При просмотре, опираясь также на информацию, изложенную в учебнике, вам нужно выполнить задание в печатной тетради №78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88.


Записывают число и тему урока в рабочую тетрадь.


























Слушают рассказ учителя, прочитывают информацию на слайдах; походу рассказа учителя записывают основные понятия и определения в рабочую тетрадь;
в учебнике, с. 86-89, рассматривают иллюстрации в учебнике, находят на них названные составные части.











































































































































Смотрят видео по теме урока.
Выполняют задание в печатной тетради №78 (расположение рецепторов, информирующих ГМ о состоянии опорно-двигательного аппарата); №79 (определение осязания); №80 (ощущения, которые воспринимают кожные рецепторы); №81 (участки тела, наиболее чувствительные к тактильным воздействиям); №82 (структуры органа обоняния); №83 (зона коры, в которой формируется ощущение запаха); №84 (расположение вкусовых рецепторов); №85 (вкус – зоны языка); №86 (вещества, не имеющие вкуса); №87 (схема «Строение периферического отдела вкусового анализатора»); №88 (путь, который проходит информация о вкусовых раздражителях от рецепторов до коры больших полушарий).

4. Закрепление



Давайте закрепим новый материал.

Устный опрос. Учитель всем задает вопросы:
Что такое мышечное чувство? (слайд №26)







Что такое осязание? (слайд №27)








Что такое обоняние? (слайд №28)




Какие виды рецепторов обеспечивают кожную чувствительность? (слайд №29)




Приведите примеры характеристик предмета, информацию о которых мы можем получить с помощью осязания. (слайд №30)

Назовите функции двигательного, обонятельного, вкусового и осязательного анализаторов. (слайд №31)



































Объясните принцип работы двигательного анализатора. (слайд №32)





















Объясните принцип работы осязательного анализатора. (слайд №33)


















Объясните принцип работы обонятельного анализатора. (слайд №34)







Объясните принцип работы вкусового анализатора. (слайд №35)









Учитель оценивает ответы учеников.
Устно отвечают на вопросы учителя.


1. Мышечное чувство процесс восприятия раздражений, возникающих при изменении сокращения и расслабления мышц.

2. Осязание – это чувство, благодаря которому человек получает представление о поверхности предмета, его форме, размерах, массе.

3. Обоняние - способность воспринимать и различать запахи.

4.Кожную чувствительность обеспечивают болевые, осязательные и терморецепторы.

5. Поверхность предмета, его форма, размер, масса и др.


6. Двигательный анализатор обеспечивает постоянный контроль, сообщая мозгу о том, что происходит в мышцах, суставах, и не допускает неловких движений, дает возможность ощущать каждый мускул, помогает совершать координированные движения и выполнять трудовые операции.
Обоняние позволяет определять различные запахи, качество вдыхаемого воздуха, обнаруживать опасные вещества или недоброкачественные продукты.
Вкус, как и запах, помогает определить, будет пища съедобной или нет.
Благодаря осязанию человек получает представление о поверхности предмета, его форме, размерах, массе и др.

7. В стенках мышц и сухожилий находятся рецепторы, определяющее их положение. Рецепторы постоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышцы. Когда человек представляет какое-либо движение, то нервная система определяет, как мышца должна сократиться или расслабиться, чтобы движение было совершено. Поэтому человек имеет возможность двигать ногами и руками.

8. Если коснуться предмета, держать и ощупывать его, то в нервных окончаниях кожи, а также в рецепторах мышц и сухожилий возникает возбуждение.
Возбуждение по нервам передаётся в зону кожно-мышечной чувствительности теменной доли коры больших полушарий головного мозга. Возникают ощущения массы предмета, состояния его поверхности.

9. Реснички принимают на себя молекулы пахучих веществ. Затем по нервным волокнам к мозгу направляются импульсы, сигнализирующие о запахе.

10. Вкусовой анализатор получает раздражение от пищи, преобразует его в нервный импульс. По нервным путям импульсы доходят до вкусовой зоны коры больших полушарий.


5. Домашнее задание
Задать д/з (слайд №37):
Читать учебник с.86-89, с. 90-91 ответить устно на вопросы, заполнить таблицу «Гигиена органов чувств», подготовиться к контрольной работе по теме: «Анализаторы».
Дополнительное задание
1. Письменно ответить на вопрос:
1) Почему при нарушении мышечного чувства человек не может передвигаться с закрытыми глазами (2,5 балла)?
2) Почему человек ощупывает предмет руками, чтобы лучше изучить его (2,5 балла)?
2. Составление кроссворда по теме: «Анализаторы».
Записывают д/з



6. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Отвечают на вопрос


9. Вывод по уроку (слайд №36)

Таким образом, мы выяснили, что такое мышечное чувство, осязание, обоняние.
Мы узнали, что при помощи мышечного чувства человек ощущает положение частей своего тела в пространстве; осязательный анализатор позволяет получить информацию о свойствах предметов; вкусовой анализатор защищает человека от наличия в пище вредных веществ; обонятельный анализатор принимает участие в определении качества пищи, воды, воздуха.
Также мы познакомились с принципом функционирования двигательного, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов.











Заголовок 315