Урок по географии 6 класс Географические координаты
Урок по географии в 6 классе.
Географические координаты. Определение географических координат по глобусу и карте.
Цели урока
Образовательные: раскрыть содержание понятий «географическая широта» и «географическая долгота», изучить приемы определения географических координат объекта;
Развивающие: расширить знания о градусной сети; научить определять широту и долготу точки по глобусу и карте, продолжить обогащение словарного запаса новыми географическими объектами;
Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала, практикум.
Методы обучения: беседа, рассказ, работа с глобусом, практические задания по карте., работа в тетради, презентация.
Материально-техническая база: мультимедийный проектор, карта, доска, глобус, тетради, атласы, ручки.
Этапы урока(в соответствии со структурой учебной деятельности)
Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя
Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные
универсальные
Организационный момент
Целеполагание
Изучение нового
Первичное закрепление изученного.
Первичное закрепление изученного
Закрепление.
Рефлексия
Домашнее задание.
Приветствие учителя. Подготовка к уроку.
Слушают учителя, вступают в беседу, обсуждают. Делают вывод.
Записывают в тетради данную информацию.
- Хотя бы один ребенок в классе скажет, что мы это (???) не изучали.
Мы узнаем, что такое «широта» и «долгота». И научимся определять нахождения данного объекта.
Слушают произведение.
Слушают вопрос учителя, участвуют в беседе.
- Учащиеся дают примерный ответ (Линии которые находятся на всех картах – экватор, меридианы, параллели).
Слушают рассказ учителя. Следят за показом иллюстраций; закрепляют полученные ранее данные с помощью презентации.
Слушают рассказ учителя. Дают свои варианты ответов.
- На нулевом меридиане.
- Нулевая, т.е. ноль.
- Это полюса Земли. 90 с.ш.- широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 90 ю.ш.
Дают свои варианты ответов (они, могут быть не полные и не всегда правильные)
- экватор.
- г. Москва 56 с.ш.
Слушают учителя. Формулируют ответ.
- географическая широта показывает, как удалена точка от экватора, в каком направлении и насколько градусов.
Находят в тексте учебника ответы на поставленный ответ. Дают примерные ответы.
Зарисовывают в тетради схему с доски.
Выполняют задание по вариантам. Пытаются давать ответ, аргументировать.
Приходят к выводу, что необходимо закрепление полученных данных.
Зарисовывают в тетрадь схему с доски.
Выполняют задание по вариантам. Пытаются давать ответ, аргументировать.
Приходят к выводу, что необходимо закрепление полученных данных.
Работают в рабочих тетрадях. Находят ответы на поставленные задания. При затруднении обращаются за помощью к учителю.
Слушают учителя. Отвечают на поставленный вопрос.
Слушают учителя. Записывают в дневник.
Приветствие учащихся.
На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля» В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.
Практичность теории ( учитель предлагает практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам, но знаний явно не хватает для ее решения).
Приложение № 1
Учитель дает задание учащимся.
- Не изучали ?
- Итак, вы этого не знаете , значит, что мы с вами на сегодняшнем уроке узнаем?
Итак, на данном уроке мы с вами расширим содержание понятий «географическая широта» и «географическая долгота», изучим приемы определения географических координат объекта; расширить знания о градусной сети; научимся определять широту и долготу точки по глобусу и карте.
Зачитывает произведение.
Приложение № 2.
Формулирует прочитанное произведение. Задает вопросы:
- Как вы думаете, что же нам нужно припомнить?
Показ презентаций.
Обобщение просмотренной информации.
Рассказ учителя.
Приложение № 3
- Найдите, где на глобусе подписывают каждую параллель, проставляют градусы?
- Какова широта экватора?
- Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная.
Беседа с использованием рисунка в учебнике и вопросов к нему.
- Самая большая параллель на глобусе и карте называется?
- Определите географическую широту.
- Итак, о чем говорят нам данные географической широты точки?
Покажите на глобусе важнейшие параллели Земли. Рассмотрите, их показывают пунктиром. Мы будем обращаться к этим линиям всегда, когда станем говорить о климате и природе территорий.
Вывешивает рисунок на доску(изображение Земного шара и расположение на нем широт).
Определите географическую широту следующих объектов:
(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют широту только объектов северного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в южном полушарии)
Приложение 3.1
Рассказ учителя.
Приложение № 3
Задает вопросы:
-Вспомним, что такое меридиан?
- Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отсчет всех долгот?
- На каком меридиане долготы заканчиваются?
Объяснения учителя.
Вывешивает на доску рисунок с изображение долгот.
Определите географическую долготу следующих объектов:(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют долготу только объектов восточного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в западном полушарии)
Приложение 3.2
Объясняет задания, которое разделено на блоки (каждый блок закрепляет определенный этап урока)
Приложение № 4
«Заверши фразу»
Учитель зачитывает данные предложения учащиеся спустя 2-3 минут дают ответ.
1. Уходя с урока я знаю_________________
2. Я умею________________
Учитель зачитывает и объясняет домашнее задание.
Придумать задания на определение географических координат.
Самоконтроль по подготовке к уроку
Умение правильно формулировать свои мысли. Научиться находить долготу и широту. Научиться определять географические координаты; приводить примеры различных географических объектов.
Проверить уровень усвоения.
Умение правильно формулировать свои мысли.
Самоконтроль
Формирование «стартовой » мотивации к изучению предмета.
Добывать недостающую информац
ию при помощи вопросов. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Выделять, анализировать, сравнивать факты.
Постановка цели на урок.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Уметь читать географический текст и соотносить его с иллюстрациями.
Формирование у учащихся способностей находить объекты по данным.
Формирование навыков использования полученных знаний в жизни.
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Формирование мотивации к более подробному изучению географии в дальнейшем; формирование и умение логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод.
Самостоятельно организовывать свою деятельность.
Формирование географического мышления: умение оценивать свою деятельность ; формирование и развитие умения логически рассуждать.
Приложение № 1.
Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова Табор ( 37 ю.ш.. 139 в.д.). Обозначьте остров на карте.
Приложение № 2. Географические координаты.
Воробцова Татьяна Николаевна.
На карте – огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря .
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
Приложение № 3
Мы познакомились с важными линиями на глобусе. На сегодняшнем уроке мы узнаем, что у каждой линии есть свое название, а вместе параллель и меридиан помогают определить «точный адрес» любой точки на глобусе.
Сначала внимательно рассмотрим параллели. Найдите, где на глобусе подписывают каждую параллель, проставляют градусы? (на нулевом меридиане).Градусы обозначают географическую широту, то есть удаление точки от экватора, к северу или югу.
Какова широта экватора?( нулевая, т.е. ноль). На экваторе начинается отсчет широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели, расположенные южнее экватора, называют южные. Города, вулканы, озера и любые другие объекты, если они находятся в северном полушарии, имеют северную широту. Если искомую точку, остров, вершину и любой другой объект мы обнаруживаем на глобусе в южном полушарии, значит широту он имеет южную.
Назовите точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная (это полюса Земли 90 с.ш.- широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 90 ю.ш.)
Беседа с использованием рисунка в учебнике и вопросов к нему. Ответы:
экватор.
Москва расположена на широте 56 с.ш.
Итак, о чем говорят нам данные географической широты точки? (географическая широта показывает, как удалена точка от экватора, в каком направлении и на сколько градусов)
Покажите на глобусе важнейшие параллели Земли (экватор,
Схема в тетради:
2.Первичное закрепление изученного.
Определите географическую широту следующих объектов:(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют широту только объектов северного полушария, а сидящие на 2 варианте – объектов в южном полушарии) Приложение № 3.1
г . Санкт-Петербург (69 с.ш.)
Магелланова пролива (54 ю.ш.)
г . Берлина (53 с.ш.)
станции Мирный (70 ю.ш.)
влк. Фудзияма ( 35 с.ш.)
г . Лондон (52 с.ш.)
3.Теперь поговорим о другой важной характеристике местоположения –географической долготе. Она не менее важна, так как, чтобы найти неизвестный объект на глобусе, нужно знать не только широту, но и долготу точки. Для определения географической долготы мы обратимся к линиям меридианов. Вспомним, что такое меридиан? ( Это линии на глобусе и карте, соединяющие полюса Земли). Какой меридиан географы считают самым важным, от которого начинают отсчет всех долгот?( нулевой, он же Лондонский, начальный, Гринвичский). На каком меридиане долготы заканчиваются?( на 180 меридиане). Итак, все меридианы которые проведены на глобусе к востоку от нулевого и до 180 меридиана – обозначают восточные долготы. Наоборот, западные долготы обозначают меридианы, западнее нулевого меридиана. Западные долготы тоже заканчиваются на 180-ом меридиане.
Схема в тетради:
4.Первичное закрепление изученного.
Определите географическую долготу следующих объектов:
(Условие: ученики, которые сидят на 1 варианте, определяют долготу только объектов восточного полушария, а сидящие на 2 варианте - объектов в западном полушарии) Приложение 3.2
Г. Сан-Франциско (121 з.д.)
Г. Алжир (3 в.д.)
Г. Лондон ( 0 д.)
Влк. Орисаба (97 з.д.)
Г.Багдад (44 в.д.)
Влк.Эребус (168 в.д)
Г.Буэнос-Айрес (59 з.д.)
Приложение № 4.
Блок «Решаем тесты».
1.Условные линии, соединяющие на карте Северный и Южный полюса, называются:
1) параллели
2) полярные круги
3) меридианы
4)изогипсы
2.Значение географической широты изменяется:
1) от 0 до 90
2) от 0 до 180
3) от 180 до 360
4) от 90 до 180
3.Географическая долгота точки отсчитывается:
1)от начального меридиана
2) от экватора
3) от параллели, проходящей через данную точку
4) от полюса
Блок «Работаем с картой»
1.Выпишите названия материков и океанов, которые пересекает:
Экватор
Материки_____________________________
Океаны___________________________________
Гринвичский меридиан
Материки__________________________________
Океаны_________________________________________
Меридиан
Материки_____________________________________
Океаны__________________________________________
2. По карте полушарий определите, какие города имеют координаты:
39 с.ш. 116в.д.
19 с.ш. 99 з.д.
34ю.ш. 19 в.д.
30 с.ш. 32 в.д.
62 с.ш. 130 в.д.
Блок «Смотрим и думаем».
1. Расположите параллели по порядку от самой длинной до самой короткой:
45ю.ш., 25 с.ш., 0 ш., 70 ю.ш., 30 ю.ш., 60 с.ш., 20 с.ш..