Профилактика правонарушений детей и подростков. Доклад рассмотрен на областном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и психологов, опубликован в Республиканском научно – теоретическом журнале «Психология в школе»
Профилактика правонарушений детей и подростков.
Доклад рассмотрен на областном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и психологов, опубликован в Республиканском научно – теоретическом журнале «Психология в школе» № 3(69) 2014 г.
Автор: Билоус Оксана Нурулловна
психолог высшей категории, средняя школа № 32 , с.Новоишимка, Целиноградский район, Акмолинская область.
Изменения современного социума, возрастание темпов экономического и научно-технологического развития, по-новому ставят вопросы вхождения молодежи в систему социальных отношений, определяют социальный заказ на деятельность системы образования, обеспечивающей подготовку юных граждан к жизни в обществе, формирование личности, способной успешно действовать в рамках характерной для общества культуры. Словами Сухомлинского: «Воспитание личности – это воспитание такого стойкого, неодолимого начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других»
Социализация личности - это совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Семья и школа - основные социальные институты, посредством которых общество может осуществлять управляемую социализацию молодежи, готовить к решению стратегических задач социально-экономического развития.
Школьное образование, как и семейное воспитание - значимые механизмы культуры, являющиеся ведущим источником формирования у подрастающего поколения уровня социальной зрелости, достаточного для обеспечения автономности личности, её самостоятельности в разрешении личностно значимых проблем в различных сферах жизнедеятельности, а также способствующие развитию базовой культуры личности.
Упоминая о переходе ребенка от детства к юности, необходимо помнить, что такой переход не происходит сам - собой: это взрослые готовят ребенка к вхождению во взрослую жизнь. Говоря о последнем столетии необходимо отметить, что пора детства в календарном отношении увеличилась с 11 до 17 - 18 лет, казалось бы совсем недавно как массовое социальное явление сформировался подростковый возраст, а теперь при условии всеобщего среднего образования возникает особый старший школьный возраст. Этот факт чрезвычайно важен для всего хода развития личности. Пока ребенок готовится стать взрослым, сохраняется материальная зависимость его от семьи, сохраняются функции воспитателей у родителей и учителейСитуация эта таит известные противоречия, последствий которых необходимо коснуться.
Взросление, как становление готовности жить в обществе в качестве полноценного и полноправного гражданина – это не только готовность объективная (умение делать все то, что делает взрослый), но и субъективная, необходимая для усвоения тех требований, которое предъявляет общество к поведению взрослого, к тому, как он строит свои отношения с другими людьми.
Все чаще педагоги сталкиваются с безысходностью фразы родителей «Моего ребенка как – будто подменили». Отметим как сопутствующие факторы раннего взросления ребенка акселерацию физического развития, растущую самостоятельность детей, ввиду занятости родителей, либо пассивной позиции в отношении воспитательных вопросов, смену интересов и общения, касательно детей из неблагополучных семей, где круг общения подростка разнится с его возрастными показателями в разы. Неравноправие ребенка в отношениях со взрослыми отражено в особой «морали непослушания», которая выработана в обществе, в ее обычно неписанных нормах и требованиях зафиксирована несамостоятельность ребенка, зависимость от взрослых, условно прогнозируемые последствия «гиперопеки».
В момент становления личности – период переходного подросткового возраста, единственно важной задачей воспитательного процесса в целом, и успешности воспитательного воздействия на подростка, выдвигается задача установления сотрудничества общественных институтов семьи и школы.
В период взросления подросток претендует на новые права. Претензии обнаруживают себя прежде всего в отношениях подростка со взрослыми.
Взрослый в представлении подростка – личность самостоятельная, свободная от ограничений и контроля, равноправная с другими взрослыми. Подросток буквально «требует» аналогичного отношения к себе, становится особенно чутким к отношению и мнению взрослого, возникают протесты, ранее не проявлявшиеся. Семья и школа склонны связывать развитие взрослости с более серьезным и ответственным выполнением обязанностей, расширением круга обязанностей. Важно отметить, что научить подростка находится в гармонии с изменениями личности, задача солидарная, требующая непосредственно деятельного участия как родительской общественности, так и педагогического коллектива в целом. Однако вступает в силу ряд психологических противоречий, блокирующих происходящие социальные изменения со стороны родителей подростка: во – первых, расширение прав представляется естественным прежде всего с изменением социального положения – статуса личности, но социальный статус в период взросления остается неизменен, ребенок – ученик, во – вторых, у подростка сохраняется материальная зависимость от семьи и родителей, а за ними закреплена роль воспитателей – наставников, в – третьих, сказывается привычка взрослого контролировать, поучать, наказывать и т.п. и как банальное инертность взрослого, желающего искусственно отсрочить период взросления подростка, тем самым насильственно нагнетая зачастую не работающую систему условного контроля ребенка.
В случае последнего неблагоприятных последствий не избежать, ведь поведение взрослого, прежде всего, противоречит задачам воспитания, проще говоря, тормозит развитие социальной зрелости личности подростка, неизбежно противоречит стандартам воспитательной работы школы, а так же с представлениями подростка о собственной зрелости, его претензиями на новые права. Важно, чтобы именно от взрослых – семьи и школы в купе, исходила инициатива в изменении отношений: только в этом случае можно сохранить контроль над ситуацией, ходом событий, возможностью руководить развитием отношений подростка в различных социальных группах, тем самым профилактируя развитие девиаций, вызывающих как следствие правонарушения и преступления. Если же ввиду вышеуказанных причин инициатором перемен становится подросток, вероятность трудностей велика, ведь эта инициатива вынужденная, она – ответ на инертность, пассивность взрослого в формировании социальной позиции подростка.
Девиации проявляются сугубо индивидуально, но условно можно выделить несколько вариаций.
Вариант первый. Дезадаптация усугубляет конфликт. Бездействие или деспотизм взрослых вызывает сопротивление подростка, протест, неизбежными становятся столкновения, инертность взрослых тормозит переходный период ребенка, конфликт может принять хроническую форму, оставляя необратимые изменения в личности подростка, нигилизм – демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще в крайних формах жестокости и агрессии. По данным ДВД Жамбыльской области, где только в городе Тараз стоят на учете 358 несовершеннолетних на 15 % вырос уровень преступности среди подростков из неблагополучных семей.
Вариант второй. Взрослые, вопреки собственным взглядам, под напором подростка, перекладывает ответственность на ребенка, процесс непоследователен: по факту разрешается все, что запрещалось, или наоборот. Безнаказанность, ситуация внутреннего конфликта, как следствие правонарушения, преступления несовершеннолетних.
По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан за прошедший 2012 год 6 % от общего количества совершенных преступлений приходится на долю подростков и несовершеннолетних детей. Наибольшее количество совершенных преступлений в ВКО – 748, ЮКО – 705 преступлений, Карагандинской области – 549.
По данным информационного агентства Новости – Казахстан от 18 октября 2013 года, сообщается, что количество преступлений среди несовершеннолетних увеличивается в период учебного года. Как сообщает пресс – служба прокуратуры Акмолинской области: «Наличие денег, по мнению подростков, влияет на самоутверждение среди ровесников». За 2012 год уровень подростковой преступности вырос в Актобе на 111,3 %. По мнению начальника ювенальной полиции, причина в отсутствии организации досуга.
Вариант третий. Взрослые переоценивают ситуацию со временем, воспринимают подростка как взрослую личность, отношения перестраиваются, социализация происходит адаптировано ситуации личностного развития.
Во всех этих вариациях трудности зачастую возникают избирательно: только в семье с родителями, только в школе с учителями, и для взрослых подросток бывает разным, с одними он «трудный», с другими вполне успешный и коммуникабельный. В этом случае подросток сохраняет конфликт только с теми взрослыми, кто по – прежнему не воспринимает его в новой социальной роли. И вновь на передовой воспитательного процесса вопрос взаимодействия и сотрудничества семьи и школы, как необходимых институтов формирования социальной позиции подростка.
Эффективное солидарное воспитательное взаимодействие общественных институтов семьи и школы с целью предупреждения формирования поведенческих девиаций подростка возможно при учете минимума направлений представленных далее:
- адаптивное взаимодействие семьи и школы – происходит на уровне формирования контактов между всеми участниками учебно – воспитательного процесса в целом.
- коммуникативное взаимодействие – происходит на этапе установления более тесных связей, различного тематического характера в процессе осуществления учебно – воспитательного процесса над объектом воспитания.
- превентивное направление взаимодействия – иначе говоря, профилактическое сопровождение хода воспитательного процесса, где необходимыми условиями являются полная информированность всех субъектов о характеристиках несовершеннолетнего, особенностях эмоциональной и волевой сфер, социальных связях, формах и методах педагогического воздействия на личность подростка.
В соответствии с вышеуказанными направлениями возникают задачи солидарного воспитательного взаимодействия семьи и школы:
- предупреждение асоциального поведения, формирование отрицательного отношения к правонарушениям, как фактору, подрывающему благополучие в обществе.
- предупреждение негативных последствий асоциального поведения и девиаций, своевременная коррекция таковых.
- просвещение всех участников учебно – воспитательного процесса по правовым вопросам, формирование правовой культуры.
- формирование единого социально – педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений и преступлений среди подростков и несовершеннолетних.
Эффективная воспитательная деятельность возможна при следующих условиях:
- воспитательные задачи формулируются в позитивной форме, то есть включают описание тех норм поведения, которые должны быть сформированы (не носят ограничительный, запрещающий, запугивающий характер)
- задачи воспитания реалистичны и соотнесены с продолжительностью и интенсивностью работы.
- воспитательные воздействия разнообразны, основываться на постоянных требованиях.
- воспитательные влияния производятся с учетом перспектив и предусматривают не только конкретные показатели, но и возможности воздействия этих показателей на смежные проявления активности.
Отталкиваясь от теоретической базы вопроса в форме практических пунктов солидарного воспитательного превентивного воздействия помимо общепринятых и отработанных форм проведение мониторинга посещаемости учебных занятий не только состоящими на учете, или под наблюдением, всеми учащимися школ, отслеживание вовлеченности во внеурочную деятельность, мониторинг правонарушений, административных проступков среди учащихся школ,
можно предложить:
- анализ вовлеченности несовершеннолетних в условиях семьи, быта, составление карт занятости учащихся в период каникул.
- проведение широкомасштабных общественных акций с освещением в СМИ «Подросток и закон», «Правопорядок», рейды, с целью анализа социального окружения учащегося.
- составление социальной картотеки ученического коллектива (карт социального исследования).
- организация эффективной работы социальных служб повсеместно, социально - педагогического сопровождения в условиях общеобразовательных школ, отработка механизмов сотрудничества.
- родительско – педагогические консилиумы «Воспитание законопослушного гражданина», «Административная и уголовная ответственность подростков, родителей несовершеннолетних».
- дни открытых дверей в организациях и структурах контроля правопорядка, встречи родительской общественности, подростков с представителями закона.
- введение в практику воспитательной работы школы тематических дней социальной направленности «День инспектора», «День медицинского работника», «День родителя» с привлечением общественности и общественных структур.
- информативно – просветительская работа социально – правовой тематики (стенды правовой тематики, семинары социальных педагогов, разработка инструктивно – методических рекомендаций).
- разработка и создание базы специальных коррекционных учреждений, «летних коррекционных/адаптационных школ», «креативной реабилитации» по развитию социальной компетенции несовершеннолетних.
- создание центров занятости несовершеннолетних, с целью вовлечения в общественно – полезный труд во внеурочное, каникулярное время.
Воспитательные воздействия профилактического характера, как система формирования социальных навыков школьников, обеспечивающая эффективное вхождение школьников в социальную среду, предполагают необходимость постоянного тактичного, конструктивного сотрудничества школы и семьи, так как только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность способствуют формированию активной общественной позиции подростка, основанную на высоком уровне культуры.
15