Всероссийский семинар «Организационно-педагогические аспекты перехода на федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ»


Работа руководителя методического объединения
с педагогами-стажистами при переходе на СФГОС
Кольчугина Л.Г.,
учитель ГБОУ школы-интерната им. И.Е. Егорова

До перехода на новые стандарты
ФГОС

Базисный учебный план, типовые образовательные программы –

ФГОС
СФГОС
Примерные рабочие образовательные программы.

План урока стандартный
Традиционный урок
Составление технологических карт урока с УУД
Современный урок
Разновидностями урока: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения (семинары, викторины, экскурсии, конференции и т.д.)

Урок строгий, регламентированный.
Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо оборудованный кабинет
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
вывод делают сами обучающиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей обучающихся,
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
При подготовке к уроку необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Традиционная деятельность учителя
Подготовка к уроку
жестко структурированный конспект урока, использование учебника и метод.рекомендаций.
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения.
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами.

Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.
Оценивание обучающихся
Учитель сам оценивает работу.
Итог урока
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам


Рефлексия

Обучающиеся выбирают задание по мере своих возможностей.

Триединая цель урока.
Образовательная Развивающая Воспитывающая.
Цель и результат каждого урока –
формирование 3 групп результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить всё, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановки учебной задачи и т.д.

По способу передачи знаний: объяснительно – иллюстративный и репродуктивные методы в традиционном уроке
Деятельностные методы: проблемный, частично-поисковый и исследовательский в современном уроке.


Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности учителей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.

Форма урока
Преимущественно фронтальная
Преимущественно индивидуальная и групповая.
Индивидуальная форма организации работы предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы обучающихся. Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Структура традиционного урока:
1.     Орг. Момент.
2.     Проверка Д/З.
3.     Сообщение темы урока.
4.     Актуализация знаний.
5.     Вариативность (в зависимости от типа и вида урока).
6.     Подведение урока.
7.     Д/з
Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

































Технологическая карта урока (образец)
Основные этапы организации учебной деятельности
 
 
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия



 
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
 




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают  ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль



5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату



















Технологическая карта урока

Дата:___________________________________________________________________________________________________
Класс:__________________________________________________________________________________________________
Предмет: ___________________________________________________________________________________________________
Учитель: ___________________________________________________________________________________________________
Тема: ______________________________________________________________________________________________________
Тип урока: