Инклюзивное образование. Опыт, проблемы, перспективы.



Инклюзивное образование.
Из опыта работы МАОУ СОШ № 50
города Тюмени.
Опыт, проблемы, перспективы.



























Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50» - это общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательную программу среднего общего образования в очной форме обучения.
Средняя общеобразовательная школа № 50 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных способностей и склонностей. Это достигается путём создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для образовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
В течение нескольких лет школа успешно решает следующие задачи:
- освоение всеми обучающимися (ФГОС) федеральных государственных образовательных стандартов;
- удовлетворение запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на образовательные услуги посредством выбора наиболее приемлемой формы обучения и реализации соответствующего учебного плана;
- внедрение элементов инклюзивного образования;
- воспитание гражданско-патриотических качеств личности;
- создание психологически комфортной образовательной среды для общего интеллектуального и нравственного развития каждого обучающегося;
- индивидуализация и дифференциация (внутренняя и внешняя) учебного процесса, личностно-ориентированный подход к обучающимся.
Реализация прав ребёнка на доступное качественное образование в соответствии с концепцией модернизации образования обеспечивается следующими действиями:
- создан сайт ОУ с информационными, просветительскими, методическими материалами в области прав ребёнка;
- гарантируется общедоступность и бесплатность начального и основного общего образования,
- введены элементы инклюзивного образования;
- педагоги школы применяют здоровьесберегающие технологии проведения уроков, используя при этом различные типы уроков
- в школе созданы условия для социализации и адаптации подростков с учётом способностей, склонностей и интересов;
- ведётся психолого – педагогическое и медико - социальное сопровождение обучающихся различных видов компенсирующего обучения;
- осуществляется сопровождение социальным педагогом и инспектором ПДН семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- проводится социально – педагогический мониторинг (разработан социальный паспорт школы);
- отслеживается поступление выпускников в разные образовательные учреждения и их трудоустройство;
- продолжается внедрение предпрофильной подготовки;
- разработаны программы элективных курсов для обучающихся 8 – 11 классов.
Контингент обучающихся школы составляет 409 обучающихся очной (дневной) форы обучения из них:
- дети, проживающие на микроучастке школы;
- дети семей переселенцев из ближнего зарубежья – 20 человек;
- 70 человек – дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), из них 27 инвалидов;
- 7 человек дети сироты,
При приеме обучающихся в школу каждому персонально подбирается та форма обучения, которая для него наиболее приемлема, с учетом запросов родителей, желаний и возможностей самих обучающихся. Для каждой формы обучения школой разрабатывается учебный план на основе федеральных Базисных учебных планов общеобразовательной школы. В основу формирования учебного плана заложены принципы разноуровневого обучения, доступности, взаимоприемственности разных форм обучения, личностно – ориентированного подхода к каждому обучающемуся. Учебный план направлен на реализацию основной цели работы школы по социально-психологической, педагогической адаптации обучающихся. В нашей школе созданы альтернативные условия для плодотворной учебы и воспитания любой категории обучающихся, для умственного, нравственного и культурного развития личности, с учетом запросов, интересов и возможностей каждого.
Контингент обучающихся школы стабильный.
На протяжении нескольких лет накоплен определённый опыт работы с разной категорией обучающихся, в том числе организация обучения детей с ОВЗ.
Одно из инновационных направлений развития МАОУ СОШ № 50 является внедрение в воспитательно – образовательный процесс элементов инклюзивного образования.
Под инклюзивным образованием - мы понимаем - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Таблица 1 представлено количество детей обучающихся по программе 7-8 вида в общеобразовательном классе
В школе была создана творческая группа педагогических работников, состоящая из 25 человек по изучению теоретического материала и разработке основных приемов, форм, методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. У нас в школе есть дети с различными заболеваниями, например: с психическими заболеваниями – 15 человек, речевыми нарушениями – 43 человека, с интеллектуальными нарушениями -5 человек
Для введения в воспитательно – образовательный процесс школы элементов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями была проделана большая подготовительная работа по обучению педагогов, а также необходимо было подготовить детей, которые обучаются в школе и их родителей к принятию в школе детей инвалидов. На педагогических советах и совещаниях обсуждаются актуальные вопросы по данной теме.
В школе проводились педагогические советы, тренинги , семинары.
Для работы педагогического коллектива по введению инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями решаются следующие задачи:
Создание системы воспитания толерантных установок в сознании подрастающего поколения.
Создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Организация системы психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Изменение общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ.
Вводя элементы инклюзивного образования в нашей школе мы пытаемся найти такой подход к обучению и воспитанию, который будет более гибким для удовлетворения потребностей в обучении различных категорий обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями.
Администрацией школы сформирован коллектив педагогов единомышленников, которые подготовлены для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опыт внедрения инклюзивного образования в нашей школе показывает, что учителя и другие работники школы не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Учителя испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Страх и неуверенность связаны с тем, что педагоги боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что.
За годы работы, коллективом школы отработана определённая методика работы с детьми и их родителями.
Также нами наработан опыт обучения таких детей в малой группе.
Работа в малых группах – способ организации учебной деятельности, при котором учащиеся кооперируются в работе друг с другом с целью достижения совместного результата. Обучение в сотрудничестве способствует развитию навыков решения задач межличностного и социального характера.
Пути оптимизации использования данной педагогической технологии:
создание смешанных по составу групп, в которых есть учащиеся с разным уровнем знаний и мотивацией к обучению;
оптимальный состав групп должен быть не более 4-6 человек;
формирование групп должно проводиться учетом уровня активности и возможности взаимодействия ее участников;
отсутствие постоянно закрепленных участников групп;
круговое расположение учебных мест в группе, чтобы все участники видели друг друга и никто не оказывался в «лидирующем» положении;
выбор для работы в группе такого задания по теме изучения, которое ученики станут выполнять с интересом и желанием;
подбор раздаточного материала, стимулирующего участие в работе группы и концентрацию на предмете обучения;
установка правил взаимного участия в групповой работе;
распределение в группе «ролей», необходимых для выполнения данного задания;
обучение участников правилам работы в группе – как следует задавать вопросы, слушать друг друга, делиться, перефразировать;
анализ и наблюдение за взаимодействие учеников в группах;
расположение отдельных групп на достаточном расстоянии друг от друга для снижения отвлекающего фактора;
использование различных форм индивидуальной и групповой ответственности;
применение индивидуальных критериев и требований к заданию для максимальной вовлеченности всех участников группы в ее работу;
комментарии о работе учеников в группе и успешности выполнения задания;
оценка вклада каждого ученика в отдельности в работу группы и всей группы в целом;
признание и поощрение наиболее успешных в работе групп.
С целью социальной адаптации детей с ОВЗ, в школе осуществляется привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, спортивных мероприятиях, волонтёрском движении и др. Наши дети участвуют не только в школьных конкурсах, но и в городских и даже Росиийских.
При приеме обучающихся в школу всем детям подбирается наиболее приемлемая форма обучения, так что присутствие ребят с особыми потребностями не отражается на успеваемости других.
Каждый такой школьник имеет рекомендации психологов, которые обязательно изучаются и учитываются учителями в дальнейшей работе. Регулярно специалистами школы проводится мониторинг успеваемости, состояния здоровья и психологического состояния подростков.
Из мониторинга развития речи обучающихся мы выделили недостатки развития речи, которые чаще всего встречаются:
- Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование;
- Отсутствие полноты и развернутости высказывания;
- Нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий;
- Недостаточная выразительность и др.
Исходя из полученных результатов, задачи по развитию речи обучающихся на уроках русского языка сводятся к следующему:
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса школьников;
Развитие умения грамматически правильно оформлять предложение;
Развитие коммуникативных способностей;
Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
В работе с такими детьми большая нагрузка ложится на школьного психолога. Психолог работает не только с этими детьми, но больше с обычными детьми с целью воспитания у них понимания, милосердия, толерантности.
В школе имеются учителя, имеющие первоначально психологическое образование. Они совместно со школьным психологом всесторонне изучают личность ребенка, определяют потребности ребенка не только в обучении, но и во всей жизнедеятельности в целом, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут с оптимальным для него уровнем сложности заданий, создают психологически комфортную среду, помогают реализовать свои возможности и т.д.
Педагог-психолог занимается не образованием вообще, а образованием каждого конкретного ребенка с учетом его образовательных потребностей.
Педагог обучает, развивает и воспитывает весь класс в целом, а педагог-психолог работает над конкретной проблемой ребенка.

За время работы в данном направлении накопился ряд проблем, решить которые своими силами нет возможности:
1.Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает закрепление за каждым ребёнком помощника учителя (или тьютора), который находится рядом на всех уроках и помогает ребёнку.
2. Выделяемое количество часов учебной нагрузки (от 8 до 12) в неделю, является недостаточным для обучения таких детей. Как правило, им надо больше времени для усвоения учебного материала.
Материально-техническая база школы, позволяет успешно реализовывать воспитательно-образовательную деятельность школы, вводить элементы инклюзивного образования.
В школе имеется: спортивный зал; кабинет информатики, библиотека с большим библиотечным фондом,; кабинет психолога; полностью оборудованный медицинский кабинет; процедурный кабинет; столовая, на 120 посадочных мест; кабинет логопеда с новым современным оборудованием: интерактивная доска, аппараты для коррекции звукопроизношения «Монолог», Диа ДЕНС, эхо-микрофоны, ноутбуки с программой «Дельфа -142», постановочные зонды, методическая литература, предметные картинки, 17 хорошо оборудованных учебных кабинетов;
Инклюзивное образование является принципиально новой системой где ученики и педагоги работают над общей целью доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
яђ Заголовок 115