Поурочное планирование по теме: Деление десятичных дробей на натуральное число


УЧЕБНЫЙ ЛИСТ
по теме «Деление десятичных дробей на натуральное число»
(3 занятия)
Составила: учитель математики СОШ №34 г. Павлодара О.В.СлобковскаяВ результате изучения темы нужно
ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
1.Правило деления десятичной дроби
на натуральное число. 1.Делить десятичные дроби на
натуральное число.
2.Правило деления на разрядные единицы
10; 100; 1000; … 2. Делить на разрядные единицы
10; 100; 1000; …
3.Правило обращения обыкновенных дробей
в десятичные. 3.Обращать обыкновенные дроби в
десятичные.
4. Решать текстовые задачи на деление
десятичных дробей.
Помните, что работать нужно по алгоритму.
Не забывай проходить проверку, заполнять рейтинговый лист темы.
Пожалуйста, не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время взаимопроверки, это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
ЗАДАНИЕ №1.
Выучите правила и рассмотрите приведенные к ним примеры:
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1)разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2)поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.
Рассмотрите решение примера 1.
Пример 1. Разделим 19,2 на 8 «уголком».
Объяснение:
_19,2 8 1) Делим 19 на 8, в частном получим 2 целых. Запишем эту цифру и
16 2,4 поставим запятую, так как деление целой части закончено.
_ 3 2 2) Остаток 3 единицы дробим в десятые и сносим к ним 2 десятых
3 2 из делимого, получим 32 десятых.
0 3) Делим 32 на 8. В частном получим 4 десятых, а в остатке 0.
Деление закончено.
Решите на выбор два примера и объясните решение:
20,7 : 9 243,2 : 8
961,8 : 6 53,5 : 5 (4 б)
26,1 : 3 81,18 : 9
Если целая часть делимого меньше делителя, то в частном получим 0 целых.
Рассмотрите решение примера 2.
Пример 2.
_ 2,88 4
0__ 0,72
_ 2 8
2 8_
_8
8_
0
Решите на выбор два примера и объясните решение:
7,5 : 30 0,48 : 6
33,2 : 40 0,7 : 25 (4 б)
8,5 : 50 1,75 : 7
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ №1
ЗАДАНИЕ №2
Выполните деление «столбиком»:
96,1 : 10
235,8 : 100 (3 б)
1,452 : 1000
Сравните делимое и частное в данных примерах. Чем они отличаются? На сколько знаков переместилась запятая? В какую сторону? Сделайте вывод. (4 б)
Прочитайте правила 1 и 2:
1) Чтобы разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000; …, надо перенести
запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после
единицы в делителе.
Например, 96,1 : 10 = 9,61; 235,8 : 100 = 2,358.
2) При этом иногда приходится написать перед целой частью нуль
или несколько нулей.
Например, 8,765 : 100 = 008,765 : 100 = 0,08765.
Используя правила (не записывая в «столбик»), решите по 1 примеру из каждого столбика:
243,8 : 10; 1385,2 : 100; 576,8 : 1000; 65 : 10; (4 б)
58,27 : 10; 24,03 : 100; 1349,5 : 1000; 9 : 10;
9,607 : 10; 1,2 : 100 14,706 : 1000; 32,1 : 100;
238,8 : 10; 0,0142 : 100; 0,75 : 10000; 9,45 : 1000.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 2
ЗАДАНИЕ №3
Рассмотрите перевод обыкновенной дроби в десятичную.
Обратим дробь в десятичную:
Первый способ. .
Второй способ. Дробь является частным от деления 3 на 4. Деля 3 на 4, получаем десятичную дробь 0,75.
Значит, = 0,75.
Как обратить обыкновенную дробь в десятичную? Сделай вывод. (2 б)
Представьте в виде десятичной дроби любые четыре из данных обыкновенных дробей: (4 б)

ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 3
ЗАДАНИЕ №4
Зная, что 3595 : 5 = 719, найдите частное:
35,95 : 5;2) 359,5 : 5;3) 3,595 : 5;4) 0,3595 : 5. (4 б)
Выполните прикидку и поставьте в частных пропущенные запятые и нули:
а) 33,28 : 8 = 416;г) 2049,74 : 22 = 9317;
б) 4,23 : 6 = 705; д) 1505,7 : 315 = 478; (6 б)
в) 2558,4 : 41 = 624;е) 22,008 : 42 = 524.
Вычислите устно (по одному примеру из каждого столбика). Результат проверьте умножением:
8,4 : 4:2) 1,6 : 8;3) 0,81 : 9;4) 9 : 2;
6,8 : 2: 2,4 : 4; 0,64 : 8; 1 : 4; (4 б)
10,5 : 5; 6,3 : 7; 0,3 : 6; 2,8 : 70.
Решите на выбор две задачи. (4 б)
Периметр равностороннего треугольника 37,14 см. Найдите длину его стороны.
На продовольственном складе при расфасовке 1503,6 кг риса получилось 28 мешков.
Сколько килограммов риса в одном мешке?
Объем прямоугольного параллелепипеда 302,4 см3, а площадь его основания 72 см2.
Найдите его высоту.
Сплав состоит из 5 частей меди и 3 частей цинка (по массе). Какова масса меди и какова
масса цинка в 2,72 кг сплава?
Первый поезд проехал 251,6 км за 4 ч, а второй поезд – 298 км за 5 ч.Найдите скорости
поездов, сравните их.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 4
Молодец! Теперь ты можешь приступать к проверочной работе №1.
ЗАДАНИЕ №5
Найдите значение выражения (решите на выбор любые три примера): (6 б)
а) 91,8 : (10,56 – 1, 56) + 0,704; д) 15,3 4 : 9 + 3,2;
б) (61,5 – 5,16) : 30 + 5,05; е) (4,3 + 2,4 : 8) 3;
в) 66,24 – 16,24 : (3,7 + 4,3); ж) 280,8 : 12 – 0,3 24;
г) 28,6 + 11,4 : (6,595 + 3, 405); з) (17,6 13 – 41,6) : 12.
Решите на выбор две задачи. (4 б)
Лодка проплыла 16,8 км по течению реки за 2 ч, а вернулась обратно за 3 ч. На сколько километров в час скорость лодки по течению больше, чем ее скорость против течения?
Конфеты расфасованы в коробки по 10,8 кг в каждой. Из одной коробки их разложили
поровну в 9 пакетов, а из другой – в 15 пакетов. Масса каких пакетов меньше и на сколько?
Сплав состоит из 5 частей меди и 3 частей цинка (по массе). Какова масса меди и какова масса цинка в 2,72 кг сплава?
Скорость катера 22,8 км/ч. Скорость течения реки в 6 раз меньше, чем скорость катера. Какое расстояние проплывет катер по течению реки за 1,5 ч?
Первый поезд проехал 251,6 км за 4 ч, а второй поезд – 298 км за 5 ч. Найдите скорости поездов, сравните их.
Периметр квадрата со стороной 9,65 см равен периметру прямоугольника с шириной 8,7 см. Найдите длину прямоугольника.
Для компота купили сухофрукты. Из них 7 частей составляют яблоки, 3 части – урюк и 2 части – изюм. Яблок на 0,6 кг больше, чем урюка и изюма. Сколько всего килограммов сухофруктов купили для компота?
Решите любые три уравнения: (6 б)
а) (х – 5,46) 2 = 9; е) (у+0,5):2 = 1,57;
б) 295,1:(n-3) = 13; ж) 34 (m+1,2) = 61,2;
в) 15 (k-0,2) = 21; з) 7x + 13,48 = 97,9;
г) 57,3 – 11x = 18,14; и) 4,36 – 5,28:x = 1,36;
д) (x – 8,59) 6 = 17,49; к) (5x – 23,8) 8 = 37,6.
ПРОЙДИ ПРОВЕРКУ № 5

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1
Выполните деление, решив на выбор по 3 примера из каждого столбика:
1) 261,6 : 8 (1) 12 )74,8 : 100 (2)
2) 17,78 : 7 (1) 13) 350,2 : 100 (1)
3) 4,8 : 32 (2) 14) 63,7 : 100(2)
4) 437,6 : 8 (1) 15) 1247 : 1000 (2)
5) 45,78 : 14 (2) 16) 405,4 : 10 (1)
6) 0,6 : 250 (3) 17) 26,8 : 1000 (3)
7) 0,72 : 96 (4) 18) 7,8 : 10 (2)
8) 1,12 : 350 (4) 19) 3948 : 10000 (2)
9) 0,19 : 760 (4) 20) 8,9 : 100 (3)
10) 9 : 72 (3) 21) 38,7 : 1000 (3)
11) 30 : 80 (3) 22) 23 : 10(2)
Решите на выбор 1 задачу.
А)Турист шел со скоростью 4 км/ч и прошел 18 км. Сколько километров прошел бы турист
за это время, если бы он шел со скоростью 5 км/ч?(3 б)
Б)Двигаясь со скоростью 12 км/ч, велосипедист проехал 42 км. Сколько километров проехал
бы велосипедист за это же время, если бы его скорость была 14 км/ч?(4 б)
В)Длина прямоугольника 15,5 см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите периметр прямоугольника. (5б)
Г)Длина прямоугольника 27,2 см, а ширина в 8 раз меньше. Найдите периметр прямоугольника. (5б)
Решите любые два уравнения:
а) 87,4 : х = 23; (2 б) в) 134,4 : х = 24; (3 б)
б) 131,6 : у = 28; (3 б) г ) 159,6 : m = 38. (3 б)
Итого: 30 баллов
«5» - 30 б.
«4» - 25 - 29 б.
«3» - 15 - 24 б.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
1. Найдите значение одного из выражений:
а) (120,21 – 37,59):34 + 5,4319;(4 б)
б)(2,37 + 3,86) 17 – 556,89 : 19; (5 б)
в) (78,57 + 76,87):29 – 0,2718. (4 б)
Решите любые два уравнение:
а) 17 (0,6-х)=3,4; (3 б)г) 5х + 2,3 = 3,8; (2 б)
б) (х+2,1) 4 = 15,2;(2 б) д) 3,4 – 9х = 1,6. (3 б)

Решите на выбор 1 задачу.
Длина прямоугольника 7,7 м, а ширина в 4 раза меньше. Найдите периметр. (3 б)
Турист шел со скоростью 4 км/ч и прошел 18 км. Сколько километров прошел бы турист
за это время, если шел бы со скоростью 5 км/ч? (2 б)
Длина прямоугольника 34,3 м, и она больше ширины в 7 раз. Найдите периметр этого прямоугольника. (4 б)
Двигаясь со скоростью 54 км/ч, поезд прошел 351 км. Какой путь прошел бы поезд за
то же время, если бы его скорость была 60 км/ч? (3 б)
Итого: 15 баллов
«5» - 15 б.
«4» - 12 б.
«3» - 10 б.
РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ
по теме: «Деление десятичных дробей на натуральное число»
Ф.И. ____________________________________________________________, класс ________
№ max
балл Балл Кто проверял Кого проверял Оценка
1 4 4 2 3 4 4 3 2 4 4 4 6 4 4 Проверочная работа №1 30 5 6 4 6 Проверочная работа №2 15 Итого 104 Итого: 104 баллов
«5» - 89 – 104 б.
«4» - 80 – 88 б.
«3» - 71 – 79б.