Статья ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Чаленко А.В.1, Христиди Т.А.2
Луганский национальный университет имени Владимира Даля,
МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга МО Туапсинский район
Краснодарского края
Введение. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине.Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Раздел 1.
Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса
«Социальная модель» обучения – основа концепции инклюзивного образования в России
Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:
причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки. Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни». По существу, Конвенция недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования.
Организационно-педагогическое обеспечение инклюзивного процесса
В развитии инклюзивного образовательного пространства необходимо участие: учителей начальных классов; учителей-предметников; учителей-логопедов; педагогов-психологов; педагогов-дефектологов; инструкторов по ЛФК; воспитателей; педагогов дополнительного образования; врачей различных профилей (педиатров, психиатров, невропатологов, ортопедов, генетиков, физиотерапевтов, сурдологов, офтальмологов и т.д.).Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.
Описание контингента детей
В МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга обучается 656 учащихся, из них 7 детей с ограниченными возможностями здоровья. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
На сегодняшний день в школе на инклюзивном обучении ученица 9-Б класса Сорокина Арина. В следующем учебном году по просьбе родителей планируется перевести на инклюзивное обучение еще трех учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому.
Архитектурные условия
В каждой общеобразовательной школе есть дети с особыми образовательными потребностями, большинство из которых – дети с ОВР. Но в подавляющем большинстве случаев для них там пока не созданы необходимые условия. Наверное, потому, что времени со дня принятия Программы прошло не так много, неясен вопрос финансирования, да и программа развития инклюзивного образования с последовательными шагами и определением ответственных структур и органов в стране не принята. В связи с тем, что в школе обучаются дети с ОВЗ, предусмотрен школьный пандус, широкие двери. Материально-техническое, в том числе информационное, оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность создания и использования информации с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.).
Как одно из важных условий материально-технического плана должно быть обеспечение проведения массовых мероприятий, собраний, представлений с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, а также безбарьерная (архитектурная) среда для организации отдыха и питания с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
Научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса
Под базовым компонентом понимается профессиональная педагогическая подготовка (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:
– представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
– знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
– знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
– умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где инклюзивно обучаются дети с ОВЗ. Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он может быть выстроен по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с ОВЗ и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
Составление учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического обеспечения позволяют осуществлять образовательную инклюзию, обеспечивать условия для получения знаний учениками с разными образовательными потребностями.
Организационно-методическое обеспечение инклюзивного процесса
При составлении штатного и предметного расписания, утверждении учебного плана и тематических планирований педагогов учитываются следующие основные моменты:
1. Принципы формирования классов.
2. Распределение нагрузки педагогов и специалистов.
3. Организацию единого пространства обучения и развития.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
– непрерывность обучения. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
– системности. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
– обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
– индивидуально-дифференцированный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Сетевые формы взаимодействия с ресурсными организациями
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.
Программно-методическое обеспечение
п/п Учебники, принадлежащие к системе
учебников Класс Издательство
1 Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 9 Дрофа
2 Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. и др. Литература 9 Просвещение
3 Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык 9 Титул
4 Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра 9 Мнемозина
5 Погорелов А.В. Геометрия 7-9 Просвещение
6 Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 БИНОМ. Лаборатория знаний
7 Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени 9 Русское слово
8 Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И. и др. История России 9 Русское слово
9 Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание 9 Просвещение
10 Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство 9 Дрофа
11 И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Под ред. И.Н. Пономарёвой
«Биология.9 класс». 9 ВЕНТАНА-ГРАФ
12 Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 Дрофа
13 Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 Просвещение
14 Лях В.И. Физическая культура 8 - 9 Просвещение
15 Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 9 Просвещение
Большое внимание уделяется междисциплинарному взаимодействию специалистов сопровождения в обучении. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Предлагаем основные темы по физике при инклюзивном обучении для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий (табл. 1).
Таблица 1.
Материал по здоровьесбережению на уроках физики
при инклюзивном обучении детей с ОВЗ
№ Компонент здоровья Тема урока Содержание материала по здоровьесбережению7 класс
1 Физическое здоровье Физические явления Сообщение учителя на тему «Влияние физических явлений на организм человека»
Скорость движения молекул и температура тела Презентация «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека»
Атмосферное давление. Санбюллетень «Влияние состояния атмосферы на здоровье человека»
Водный транспорт. Сообщение учителя «Влияние состояния водных ресурсов на организм человека»
Воздухоплавание. Реферат или сообщение учеников «Влияние разрушения озонового слоя на организм человека»
2 Духовно-нравственное здоровье Физика и техника. Презентация «Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду»
Атмосферное давление. Санбюллетень «Влияние человека на состояние атмосферы»
Превращение одного вида энергии в другой. Энергия рек и ветра. Эссе «Использование энергии рек и ветра»
3 Экологическое здоровье Физика и техника. Сообщение учителя «Охрана окружающей среды от влияния хозяйственной деятельности»
Скорость движения молекул и температура тела Реферат «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека»
Атмосферное давление. Презентация «Сохранение нормального состояния атмосферы от влияния человека»
Водный транспорт. Выпуск памятки «Загрязнение водных ресурсов Земли»
Воздухоплавание. Сообщение «Загрязнение воздушной оболочки Земли»
Превращение одного вида энергии в другой. Энергия рек и ветра. Презентация «Экологические проблемы энергетики»
8 класс
1 Физическое здоровье Конвекция. Влияние парникового эффекта на организм человека.
Излучение. Влияние излучения на организм человека.
Количество теплоты. Влияние избыточного веса на физическое здоровье человека (Калорийность еды).
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Влияние загрязнения окружающей среды на физическое здоровье человека.
Влажность воздуха, способы ее определения. Влияние влажности воздуха на самочувствие человека
Электризация тел. Электрическое поле. Влияние статического электричества на организм человека
Электрический ток в металлах. Действие и направление электрического тока. Применение электрического тока в медицине и его влияния на организм человека
Магнитное поле тока. Влияние магнитного поля на организм человека
Источники света. Распространение света. Роль освещения для работы человека.
Глаз и зрение.
Близорукость и дальнозоркость. Дефекты зрения и способы профилактики
2 Духовно-нравственное здоровье Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Перевод транспорта на газовое топливо.
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Меры снижения вредных веществ в окружающей среде.
Работа электрического тока. Необходимость экономии электроэнергии.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Достоинства электродвигателя с точки зрения охраны окружающей среды.
3 Экологическое здоровье Конвекция. Снегозадержание, парниковый эффект.
Излучение. Влияние осушения водоемов.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Экологические проблемы энергетики.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. Влияние засоленности воды на температуру льдообразования.
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Загрязнение окружающей среды, меры снижения вредных веществ
Электрический ток в металлах. Действие и направление электрического тока. Вредные последствия применение электрического тока в медицине, сельском хозяйстве и т.д.
Работа электрического тока. Необходимость экономии электроэнергии.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Достоинства электродвигателя с точки зрения охраны окружающей среды.
9 класс
1 Физическое здоровье Длина и скорость распространения волн. Влияние шума на физическое и психическое состояние человека
Электромагнитное поле Влияние электромагнитного поля на физическое состояние человека
Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция. Действие радиации на биологические объекты
2 Духовно-нравственное здоровье Термоядерная реакция. Нравственные аспекты применения ядерного оружия
3 Экологическое здоровье Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция. Действие радиации на биологические объекты
Содержание уроков физики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.
Предлагаем следующую классификацию задач по физике, учитывающую здоровьесберегающие технологии для обучения детей с ОВЗ:
1. Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. Например, в седьмых классах ребятам предлагаю составить альбомы: “Физика и архитектура”, “Физика и оборона страны”, “Физика и медицина”, “Физика и сельское хозяйство”, “Физика и спорт”. В эти альбомы ребята собирают и составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать задачу, но и подобрать соответствующие иллюстрации. Эта работа также увлекает ребят. Они сами составляют очень интересные задачи, используя периодическую печать.
2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.
3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи работникам сельского хозяйства, о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.
4. Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.
5. При составлении задач, способствующих военно-патриотическому воспитанию школьников, можно использовать технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставлять их с соответствующими показателями техники противника. Например: Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”.
6. Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса физики, обнаружить в них общую, сильную идею, достойную удивления.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление, во многом зависит от правильно составленного учебного занятия. Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, которые учитываются при планировании и проведении уроков.
Раздел 2.
Практическая часть инклюзивного образовательного процесса
2.1. Эссе на тему: «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»
В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем, и это приносит много неудобств, проблем как ребенку, так и его родителям. В мире очень много бед и страданий – это болезни, потери, разрушения, катаклизмы, и трудно определить, что страшнее в этом списке. И каждый, кому приходится пережить страдание или беду, зачастую остается один на один со своей болью. Но есть одно страдание, которое можно выделить из общего списка – это страдание не за себя, а за собственного ребенка, который по воле судьбы родился не таким, как все. Его терзания нельзя сравнить ни с чем, а его жизнь полна боли. В мире много особенных детей, а ведь они полноправные члены общества, к которым нужно относиться с уважением.
Наше общество и государство проявляют заботу о таких детях, однако часто дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Каждому ребенку, каким бы он ни был, необходима забота и поддержка не только близких, но и посторонних людей. Каждый ребенок имеет право на счастье, равенство, защиту от насилия, свободу мысли и слова, на учебу в стенах школы. Дети-инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, так как многие еще не научились воспринимать их как обычных людей, способных на полноценную жизнь, разве что через интернет. Постепенно такой ребенок замыкается в себе и слишком рано узнает, что такое одиночество, получая необходимую информацию и обучение только при помощи интернета. Обычно таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения. Помочь может в этом учитель.
Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он учит ребенка, вкладывает в него душу, отдает сердце. Главным показателем уровня педагога является полноценная разносторонне развитая личность. Работая, учитель должен уметь чувствовать ребенка и уважать его. Нужно строить свою деятельность таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку.
Учитель должен обладать этической культурой. Именно учитель должен стать опорой для детей с ограниченными возможностями и поддержать их морально. Ведь каждый отдельный ребенок – это личность. Он должен вырасти с осознанием того, что на многое способен и многое умеет. У инвалидов множество талантов. И среди них есть те, кто внес огромный вклад в жизнь общества. Это известные актеры, актрисы, знаменитости, певцы, политики. Среди деятелей искусства можно выделить выдающихся людей, которых нужно ставить в пример детям: композитор Людвиг Ван Бетховен (потерял слух с возрастом), музыкант Стиви Уандер (слепота), Кристофер Рив – американский актер, сыгравший роль Супермена (паралич после падения с лошади). Среди политиков и военных можно выделить М.И. Кутузова (слепота одного глаза), Ф.Рузвельта (полиомиелит) и Дэвида Бланкета – британского политика, слепого от рождения, который был министром образования, министром занятости, внутренних дел, труда и пенсий в правительстве Тони Блэра. Среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями много выдающихся спортсменов, победителей олимпиад, ученых, писателей. Мигель Сервантес – испанский писатель, автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (состоял на военной службе во флоте, принял участие в сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом и потерял левую руку). Иван Гончаров, спортсмен – паралимпиец, который принимал участие в соревнованиях по биатлону и лыжным гонкам. Он защищал честь страны в Сочи – 2014. Эти люди, имея физические недостатки, могут виртуозно играть на пианино, учиться на художественно-графическом факультете, создавать общие теории поля, писать и защищать диссертации. К таким уникальным людям в науке относится, например, Стивен Хокинг – британский физик-теоретик, изучавший фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. В двадцать с небольшим лет, во время работы над диссертацией Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и оставался в этом состоянии всю свою жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютерным синтезатором речи, который за него говорит.
Хокинг с 1979 года возглавляет кафедру прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета, ту самую кафедру, которой когда-то заведовал сам Исаак Ньютон. Ведь недаром этот сильный духом человек родился в 1942 году, в день 300-летия со дня смерти Галилео Галилея и в год 300-летия со дня рождения И.Ньютона. Стивен не только выжил, но и стал самой яркой личностью в науке второй половины XX века.
Современные тенденции развития инклюзивного образования ставят перед педагогической наукой и практикой задачи поиска оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными нарушениями и требующие специальные образовательные программы и условия обучения. Эмпирический опыт показывает, что для обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ необходим дифференцированная система специальных учреждений с учетом тех или иных технологических особенностей детей. Для этого необходимо внедрить в систему образования новый подход в обучении детей с ограниченными возможностями – это интегрированные учебно-методические комплексы предметов одного и того же цикла. Например, обучать не отдельным предметам: математике, физике, химии и т.п., а одной дисциплине, объединяющей эти предметы в естественнонаучный цикл, внедряя комплексный интегрированный подход.
«Инвалид»… – это очень резкое и страшное слово, тем более по отношению к ребенку. Наверное, поэтому в европейских странах, таких как Англия и Германия никогда не употребляется термин «ребенок-инвалид». Таких детей там называют «детьми с нарушениями», «детьми с ограниченными возможностями» или «детьми с образовательными трудностями». Современное общество должно помочь детям с ОВЗ поверить в себя. И главная роль в этом процессе отводится именно учителю, педагогу, «провожатому», «ведущему». Давайте сделаем так, чтобы в мире стало больше счастливых и талантливых людей! Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одинаковое значение.
Литература:
«Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв. ред.: М.Ю. Перфильева. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол-пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
Инклюзивное образование: перспективы развития в России (материалы к конференции) – Москва, 23-24 июня 2004 г. – 108 c.
Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика / Сост. М. Л. Новиков. – М.: РООИ «Перспектива», 2008. С. 71.
Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики: Колл. сб. ст. / Т.М. Малева, С.А. Васин, О.Ю. Голодец, С.В. Бесфамильная // Бюро экономического анализа. – М.: РОССПЭН, 1999. С. 214.
Конвенция ООН о правах инвалидов; http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.htmlО положении инвалидов в городе Москве (2006-2008) / Департамент социальной защиты населения г. Москвы. – М.: ООД «За здоровую Россию», 2008. С. 68.
Синявская О., Васин С. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью // Интернет-сайт Независимого института социальной политики; http://www.socpol.ru/publications/pdf/Disability.pdf