Урок математики по теме Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число
«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
Тема: « Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» - это урок обобщения изученных правил умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обучения, технология применения игры как процесса обучения. Основной целью урока является закрепления у школьников умения применять правил умножения и деления десятичной дроби на натуральное число. На уроке наряду с традиционными заданиями были даны задания творческого характера. В уроке использованы приемы, которые побуждают обучающихся к учению и создают ситуацию успеха.
Цели урока:
Образовательная: закрепить умение умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, применять данные правила при выполнении заданий
Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитывающая: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.
Тип урока:
обобщающий урок изученного материала, закрепления знаний.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: «Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим город «Десятичные дроби».
Ведущая. Здравствуйте! Я – Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в математике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где-нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В городе десятичных дробей, куда я вас сегодня и приглашаю, я буду вашим экскурсоводом. Город дробей – древний город. Много занятных историй на его веку. Мы пройдемся по набережной Правил, выйдем на проспект Эрудитов, заглянем в любимый фитнес-центр. Очень вам советую побывать на улице Бережливых и выйти на Театральную площадь. Начнем наше путешествие с посещения Музея истории дробей.
Музей истории дробей
Выступление учащихся
Ученик 1. С незапамятных времен при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин.
Древние египтяне использовали лишь единичные (основные) дроби, то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять лишь специально обученные люди
Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар.
Ученик 2. Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение “ попасть в дробь”, что означает “ попасть в тупик, в трудное положение”. Даже еще в 18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.
Ученик 3. Описал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин ал-Каши в своей книге “Ключ к арифметике”. Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик Иоганн Ке
·плер
Учитель: Я начинаю осваиваться в вашем городе. Как раз мы вышли на набережную Правил.
Устная работа. НАБЕРЕЖНАЯ ПРАВИЛ
№1.Вычислите 2,8+3,2 4,43-1,1
:10 *10
+1,4 -3,3
*0,8 *1,8
? ?
№2.Упростите выражения
(2,28х+1,63х)-1,28х (2,63x) ; 4,45у-(2,4у+0,05y) (2y) ПРАВИЛА
№3. 56,77 14,14 2,03
1) Прочитайте числа: 56,77 14,14 2,03
2) Округлите их до целых (57 14 2) ПРАВИЛО
3) Округлите их до десятых (56,8 14,1 2,0)
4) Уменьшите каждое в 7 раз. (8,11 2,02 0,29)
№4.Верно ли выполнено действие (написать примеры на закрытой части доски)
а) 0,26
·5=0,130 (1,3) б) 3,92:7=0,056 (0, 56) в) 14,4 :12=12 (1,2)
г) 642,5:10=6425 (64, 25) д) 4 + 207 = 607 (211) е) 9:4=0,225 (2,25)
№5. Верно ли найден корень уравнения?
640 : х=6,4 54,26 : у =0,5426
х=100 у=10
№6. Задача. Купили 5,6 кг картофеля за неделю израсходовали 13 EMBED Equation.3 1415 от всего картофеля. Сколько кг картофеля израсходовали за неделю? (5,6:8*3=2,1 кг.)
ПРОСПЕКТ ЭРУДИТОВ. Вот, ребята пройдя набережную Правил, мы вышли на проспект Эрудитов. А кто это нас встречает? Это наши хозяева - десятичные дроби.
1 дробь.
Мы отчего десятичными стали?Мы просто решили определиться,Как легче множиться и делиться.
2 дробь.
Мы абсолютно без напряженияИдем меж собой на любое сближение.Сложение, скажем, или делениеМы делаем просто на удивление.
3 дробь.
Мы не кривляки, мы не калеки. Просто удобней в компьютерном векеДробям на экране появляться в строку.
Чтоб удивлять детвору. Понятно?
Учитель, обращаясь к ребятам. Понятно!
В огромном городе дробей очень легко заблудиться. Пока мы знакомимся с достопримечательностями этого проспекта, пусть кто-нибудь из вас поможет нам выяснить, куда же мы пойдем дальше. Для этого вам надо разгадать шифровку, в которой указано место назначения.
Конкурс дешифровщиков (карточки с заданием)
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
№1. Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
Т
Е
Ф
Н
И
Ц
Е
С
Т
Р
Н
0,09
0,3
0,2
3,8у
0,4
1,7у
2,9
1,3
0,0357
2,34
3,62х
·5
1)6,6:33= 0,2
2)0,08
·5=0,4 3)32.0,01 = 0, 09
4) 4,5у-2,3у+1,6у = 3, 8у
5) 4х-х=8,7 х=2,9
6) 2
·0,7 = 1,3
7) 4
·13 QUOTE 1415=1,7у
8) 1,8:6=0,3
9) 1,02х+2,6х
·5= 3,62х - 5
10)35,7:1000=0,0357
11)9х+х=23,4 х=2,34
Ответ: ФИТНЕС-ЦЕНТР
Ребята поднимают карточки с написанным словом: ФИТНЕС-ЦЕНТР
ФИТНЕС-ЦЕНТР Физкультминутка.
Руки в боки, руки – шире.
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше
Приседаем – ниже, ниже.
Встали – присели Встали – присели
А теперь за парты сели
Учитель Несколько задач для закрепления
Улица БЕРЕЖЛИВЫХ
Учитель Посмотрите на эту красивую улицу, но мы наверное с вами хотим, чтобы такая красота была не только в сказке, но и в нашем любимом городе. А для этого мы должны беречь город и охранять природу. Начинать надо с малогоЕжедневно мы используем природный газ, воду, электроэнергию. Экономное их использование поможет нам сохранить природные богатства.
Ребята, а вам известно, как ваши родители платят за свет, газ, воду? Есть специальные счетчики, которые представляют данные об использованных кубометрах воды, об использованной электроэнергии.
А давайте начнем прямо сейчас!
Вчера утром показания счетчика-12754,6 кВт/ч, сегодня -12762,3 кВт/ч. (Условие записываю на доске)
1)Сколько электроэнергии израсходовали за день?
12762,3-12754,6=7,7 (кВт/ч)
2) Сколько заплатите за это количество электроэнергии, если 1 кВт/ч стоит примерно 3 рубля?
7,7
· 3=23,1(р.)
А если бы каждый из вас будет всегда выключать за собой свет в ванных комнатах и коридорах, не позволит работать впустую телевизору, компьютеру, то можно ежедневно экономить до 1,5 кВт/ч.
3) Сколько рублей составляет экономия? 1,5
·3=4,5 р.- в день
4) А за месяц, скажем март этого года? 4,5
·31=139,5 р.
Учитель Вам кажется, что это немного?
5) А за год сколько можно сэкономить? 139,5 *12=1674 рублей.
6)А какое наибольшее количество цветов для посадки в клумбах города , вы могли бы купить на сэкономленные за год деньги, если один цветок стоит 60 рублей?
1674: 60=27,9
Ответ: 27 цветов.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ. Сценка
Кто больше? Кто главнее?
Поспорили один раз 1/2 и 0,5 кто из них главнее в математике.
0,5 говорит: - “ Я главнее тебя!”,
а 1/2 говорит: - “Нет, я главнее!”.
Что вы спорите , уважаемые дроби, ребята вам помогут спор разрешить?
Ребята должны ответить, что они равны.
- Как представить обыкновенную дробь в виде десятичной.
Вот видите, значит, вы равные, идите и живите мирно.
Представьте обыкновенную дробь в виде десятичной 1/4,1/8,3/4,2/5,3/5.
(1/4 = 0,25; 1/8 = 0, 125; ѕ = 0,75; 2/5 = 0,4; 3/5 = 0,6)
Если останется время
Выполните действия
Вариант1. Вариант2.
9/60
·0,6+9/60
·3,4 7/4:8+0,25:8
Рефлексия
Дроби всякие нужны,Дроби разные важны.Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.Если будешь дроби знать,Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115