Краткий отчет о реализации программы эксперимента за 2009-2014 гг. по теме: «Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса»



















ПРОГРАММА
МБОУ «Инсарская СОШ № 2»
на 2009 - 2015 годы


«Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса»










Актуальность темы эксперимента. Развитие массовой физической культуры и спорта является одной из важнейших государственных задач по оздоровлению нации и воспитанию подрастающего поколения. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и залогом успешной социализации. При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни.
Одним из приоритетных направлений образовательной стратегии развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» является обеспечение и сохранение здоровья, создания условий для активного занятия физической культурой и спортом. С этой целью в школе создана достаточная материально-техническая база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся: спортивный зал, спортивная площадка, мини-стадион, игровая площадка, тренажерный зал, медицинский кабинет. Школа расположена в одном секторе с ДЮСШ и парковой зоной, что позволяет систематически работать по сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.
В школе богатые спортивные традиции:
- ежегодные осенние и весенние Дни Здоровья, целью которых является популяризация ЗОЖ, организация активного здорового отдыха, основанного на традиционных спортивных играх - состязаниях;
- спортивно-массовые мероприятия, туристические выходы детей, организованные совместно с родителями; соревнования команд: «Родители» – «ребята» по волейболу, баскетболу, лыжным гонкам, «Папа, мама, я – дружная семья»;
- организация плановой внеклассной работы по физической культуре через работу спортивных секций («волейбол», «баскетбол», «лыжи», «теннис», «туризм»), развитие военно-спортивного направления через деятельность детского объединения «Орбита»;
- участие в межрегиональных военно-патриотических мероприятиях;
- ежегодное участие в районных соревнованиях среди допризывной молодежи.
На протяжении многих лет учащихся школы лидируют в районных, зональных соревнованиях школьников. Выпускники школы - члены сборных команд Республики Мордовия и страны: мастера спорта РФ Кирдяпкин Сергей, Потёмин Владимир, Бакулин Сергей, Ерохин Игорь, Тришкина Анастасия, Уткина Юля, Несмеянова Мария, Ломакин Евгений, Ломакин Александр, Азыркина Алёна, Несмеянова Наталья, братья Морозкины и многие другие.
Определенный опыт организации физкультурно-массовой деятельности среди детского и взрослого населения, инновационный опыт позволили школе в 2005-2006 учебном году выиграть Грант Президента РФ «Лучшие школы».
Традиционными стали следующие спортивно-массовые мероприятия:
матчевая встреча школ города;
соревнования по футболу, волейболу и пионерболу между дворовыми командами; шахматно-шашечный турнир;
мини-спартакиада среди отрядов пришкольного лагеря;
спортивные праздники, посвященные Дню защиты детей, Дню молодежи, Дню физкультурника,
Вся массовая спортивно-физкультурная деятельность школьников осуществляется непосредственно в школе, предмет «Физическая культура» является одним из самых востребованных в процессе воспитания физически здоровой и гармонично развитой личности, с высоким уровнем физической культуры.
В январе 2007 года на базе школы был открыт муниципальный экспериментальный спортивный класс. Работа спортивного класса стала осуществляться в рамках школьного эксперимента. В состав спортивного класса вошла сборная группа учащихся 4,5,6 классов. Сегодня 12 учащихся занимаются спортивной ходьбой под руководством С.В.Митрошина, тренера ЦОП, 13 учащихся – лыжными гонками, тренер ДЮСШ г.Инсар – Н.И.Баймаковская, воспитатель- Т.К.Синичкина.
Режим дня учащихся: 8-00 зарядка, 9-00 урок, 9-45 завтрак, 13-00 обед, самоподготовка, 15-00 занятия по спортивной направленности до 17-00. Финансирование осуществляется по следующим направлениям: расходы на питание, участие в выездных соревнованиях, оплата тренерско-преподавательского состава и приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Средства для работы спортивного класса выделяются администрацией муниципального образования г.Инсар
Результативность:
В 2006-07 учебном году на республиканских соревнованиях ребята легкоатлетической группы завоевали 4 призовых места, соревнования проходили в поселке Кадошкино, г. Ковылкино (Асташкина К., Вергасова О., Ломакин С., Киселева И.). Летом у ребят продолжаются тренировки. Они выезжают в спортивный лагерь.
2007-2008 учебный год – это рекордный год юных атлетов и лыжников школы.
На республиканских соревнованиях «Быстрая лыжня» ребята завоевали три призовых места - Донин Н, Лошкова А., Кильдишова Л.. Очень хорошие результаты показали Морозкина О., Зубкова П., Кузюткин В., Метликина О. Легкоатлеты пополнили копилку «золотом», «серебром» и «бронзой». В итоге 19 призовых мест.
Учащиеся принимали участие в республиканских соревнованиях в г.Саранске, г.Ковылкино, п.Кадошкино, г. Инсаре. Мы гордимся успехами Загороднова Дениса, Киселевой Инги, Коньковой Алины, Ломакина Сергея, Шепелёва Саши.
На международном форуме «Одаренные дети» Загороднов Д., Киселева Инга, Конькова Алина представляли себя в номинации «Юные спортсмены», где получили высокую оценку за свой труд.
Двое учащихся этим летом (Загороднов Д., Шепелев С.) повышали свое спортивное мастерство в ЦОПе.
Стимулирование деятельности спортивного класса предполагает участие в спортивных соревнованиях разного уровня, осмысление собственной значимости, а также материальное вознаграждение (форма, обувь, спортивный инвентарь). Успешное выступление на спортивных соревнованиях происходит на основе постоянной работы (деятельности) по повышению спортивного мастерства. Педагогическое воздействие активирует эту деятельность, принимается учащимися, соответствует его внутренним стремлениям, становится для него личностно значимым.
Вв педагогическом коллективе МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» возник замысел изучить воздействие педагогических условий на развитие личности учащегося спортивного класса, изучить особенности деятельности спортивного класса, как не только системы воздействий на развитие спортивного мастерства физически одаренных учащихся, но и системы формирования социальной активности и здорового образа жизни.
Такой подход был обусловлен рядом противоречий, продолжающих существовать в современном обществе:
– между необходимостью развития спортивной культуры личности учащегося общеобразовательной школы и отсутствием системы педагогических условий, способствующих их формированию.
– между возросшими требованиями к критериям спортивной культуры учащихся и низким уровнем подготовки педагогов и педагогов-тренеров общеобразовательной школы к проведению данной работы.
Поиск путей разрешения данных противоречий определил проблему исследования в МБОУ «Инсарская СОШ № 2», которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие спортивной культуры личности учащегося общеобразовательной школы?
Необходимость решения предопределила выбор темы эксперимента «Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса».
Объект эксперимента: образовательный процесс МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» г. Инсара.
Предмет эксперимента: комплекс педагогических условий, направленных на развитие спортивной культуры личности учащегося спортивного класса.
Цель эксперимента: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие спортивной культуры


Задачи эксперимента:
– проанализировать проблему развитие спортивной культуры личности учащегося общеобразовательной школы;
– разработать и апробировать комплекс педагогических условий, направленных на развитие спортивной культуры личности учащегося спортивного класса;
– разработка и экспериментальная апробация критериев развития спортивной культуры личности учащегося спортивного класса;
– анализ и обобщение полученных результатов;
– диссеминация полученных результатов в систему образования Республики Мордовия.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что соответствующая современным требования подготовка учащихся спортивного класса и формирование их спортивной культуры могут быть достигнуты, если образовательной среде будут реализованы следующие педагогические условия:
– создана научно обоснованная стратегия развития спортивной культуры личности учащегося спортивного класса;
– разработан и реализован комплекс учебно-воспитательных занятий, нацеленный на личные спортивные достижения, на нравственно-волевую самоорганизацию деятельности и саморегуляцию поведения учащихся-спортсменов, формирование спортивных компетенций;
– обеспечено взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров, обеспечивающих интегрированный подход к решению проблемы;
– обеспечено формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на работу по формированию спортивных компетенций учащихся и развитие спортивной культуры как результата этой деятельности;
– организована работа по расширению образовательного пространства развития спортивной культуры личности учащегося.
Изучая теоретико-методологическую основу эксперимента, планируется изучить труды В.В.Давыдова, В.В.Краевского, В.К. Бальсевич, И.М. Быховской, Ю.М. Николаева, М.Я.Виленского, А.А.Карелина, Л.С.Когана, Ю.А.Лебедева, Л.И.Лубышева, В.Г.Мамиашвили, Ю.А.Шулика и др.
Для решения поставленных задач будет использован комплекс методов: теоретический анализ, педагогический эксперимент.
Этапы эксперимента:
I этап – проектно-аналитический – 2009-2010 гг.
II этап – внедренческий – 2010-2013 годы
III этап – обобщающий – 2014-2015 учебный год
Прогнозирование результатов эксперимента: Как показывает весь предыдущий опыт работы, создание специально организованных педагогических условий обеспечивает не только рост спортивных результатов, но и формирует другие элементы и качества личности, которые сегодня можно обозначить как спортивная культура личности учащегося. Особое внимание в рамках эксперимента планируется уделить психологическим элементам данного понятия. Для этой цели планируется разработать систему особых учебно-воспитательных занятий, тренингов и т.п., направленных на расширение представлений учащихся о человеке и на формирование метапредметных компетенций, положенных в основу спортивной культуры.
Через разработку специально организованных методик планируется осуществить диагностику развития спортивной культуры учащихся. Планируемый результат - повышение показателя на 30 %. Результатами экспериментальной работы также являются результаты спортивных побед, выполнение социальных и образовательных проектов по заданной тематике.
Результатом эксперимента становится повышение профессиональных компетенций педагогов на 30%, выраженное в повышении квалификации, квалификационных категориях специалистов, уровне их инновационной работы и т.д. и т.п.
Кадровое обеспечение эксперимента
Группа
Функции
Состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы

Консультативная
Координация реализации программы
Проведение консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность
Заместитель директора по ВР
Тренеры ДЮСШ
Тренеры ДЮСШ

Педагоги школы
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Учителя физической культуры



Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Диагностика
Участие в мероприятиях школы и города.
Специалисты МРИО

Тренеры ДЮСШ
Тренеры ДЮСШ Учителя физического воспитания


Методическое обеспечение системы работы с учащимися спортивного класса
Направление деятельности
Содержание

Информационное обеспечение













1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положение о спортивных мероприятиях
О проведении школьного тура предметных олимпиад
2. Программное обеспечение (типовые программы спортивных школ).
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с учащимися спортивного класса.
2. Изучение обобщения опыта работы педагогов и тренеров.
5. Мониторинг работы системы.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи

Тренировочные занятия
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.

Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Формирование информационной культуры учащихся.

Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.



Предложения по возможному распространению в школах Республики Мордовия: Внедрение педагогических условий, направленных на формирование спортивной культуры личности учащегося спортивного класса.
Основанием для возможного распространения результатов эксперимента являются критерии рациональной затратности ресурсных средств; эффективной результативности в процессе обучения в школе и после ее окончания; востребованность в практике работы школ, обусловленная ее актуальностью и практической целесообразностью.
Предполагаемый результат:
Образовательный эффект
Социальный эффект

- рост общефизической подготовки учащихся;
- разнообразие учебной и внеучебной деятельности;
- рост показателей спортивных достижений учащихся на уровне школы, города, республики;
- профориентация старшеклассников (выбор педагогических вузов);
- снижение пропусков уроков по болезни в связи с закаливанием организма;
-профилактика простудных заболеваний.
- школа – центр спортивно-массового отдыха в микрорайоне;
- вовлечение трудных детей микрорайона в секции и мероприятия клуба,
-привлечение родителей к сотрудничеству в ФСК (физкультурно-спортивный клуб), созданный на базе школы;
- организованный спортивный досуг в каникулярное время через краткосрочные спортивные модули,
- вовлечение родителей в физкультурно-массовые мероприятия школы.




















П Р О Г Р А М М А
эксперимента по теме: «Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса»
№/№
Содержание работы
Методы
Предполагаемый результат
Сроки выполнения
Ответственные исполнители

I этап эксперимента – проектно-аналитический (2009-2010 годы)

1.1.
Создание рабочей группы по реализации программы эксперимента

Планирование работы группы


Целенаправленная работа по программе эксперимента
Сентябрь 2009 г.
Руководители эксперимента

1.2.
Разработка локальной нормативно-правовой базы эксперимента

нормативно-правовой базы эксперимента
2009-2010 учебный год
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.3.
Анализ теоретического и методологического материал по теме эксперимента, основных тенденций развития данного направления деятельности
Работа с литературой и другими источниками
Анализ имеющейся практики
2009-2010 учебный год
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.4.
Составление программы (плана) действий по реализации концепции эксперимента
Анализ, планирование
Целенаправленная работа в рамках эксперимента
Сентябрь – октябрь 2009 г.
Руководители эксперимента

1.5.
Расширение возможностей образовательного учреждения как учреждения инновационного типа путем выявления и реализации педагогических условий, позволяющих развивать спортивную культуру учащихся спортивного класса
Проблемный анализ
Аналитическая справка
2009-2010 учебный год
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.6.
Составление программы диагностики спортивной культуры учащихся спортивного класса

Экспертиза и утверждение программы диагностики спортивной культуры учащихся спортивного класса

Программа диагностики спортивной культуры учащихся спортивного класса

I полугодие 2009-2010 учебного года
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.7.
Разработка диагностического инструментария (тестов, методик, анкет и т.д.)
Эмпирические, исследовательские
Кейс диагностического инструментария (тестов, методик, анкет и т.д.)
I полугодие 2009-2010 учебного года
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.7.
Первичный мониторинг развития творческого мышления и познавательной сферы учащихся (выборочно по классам )
Подбор и разработка методик и анкет для проведения процедуры мониторинга

Аналитическая справка, рекомендации
II полугодие 2009-2010 учебного года
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.8.
Первичный мониторинг педагогических условий развития спортивной культуры учащихся спортивного класса

Подбор и разработка методик для проведения процедуры мониторинга, разработка критериальной базы оценки среды развития

Аналитическая справка, рекомендации
II полугодие 2009-2010учебного года
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

1.9.
Проведение совещания по итогам первого этапа эксперимента

Сводный отчет по итогам первого этапа эксперимента
Май 2010 г.
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

II этап эксперимента – внедренческий (2010 – 2013 гг.)

2.1.
Разработка модели педагогических условий формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса
Аналитические и эмпирические методы работы с материалом
Модель педагогических условий формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса
2010-2013 учебный год
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

2.2.
Опытно-экспериментальная апробация модели и ее корректировка в соответствии с концепцией эксперимента
Проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Итого промежуточных этапов формирующего эксперимента
II полугодие 2010 г.
Руководители эксперимента, члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы

2.3.
Обновление механизма формирования спортивных классов, изучение заказа на развитие данного направления, конструирование содержания учебной и внеучебной, внеурочной деятельности относительно темы эксперимента
Выстраивание индивидуальных маршрутов развития учащихся спортивных классов на основе проведения мониторинга.
Тестирование. Работа с родителями.
Аналитическая справка, рекомендации
2009-2013 гг.
Руководители эксперимента, члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы

2.4.
Организация постоянно действующего проблемного семинара по теме: «Педагогические условия формирования спортивного мастерства учащихся школы: промежуточные итоги эксперимента»
Программа, методические рекомендации
Аналитическая справка, рекомендации
Май 2010, май 2011 гг.
Руководители эксперимента, члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы, учащиеся

2.5.
Промежуточный мониторинг педагогических условий развития спортивной культуры учащихся спортивного класса

Подбор и разработка методик для проведения процедуры мониторинга, разработка критериальной базы оценки среды развития

Аналитическая справка, рекомендации
II полугодие 2010 г.,
II полугодие 2011 г.


Руководители эксперимента, члены рабочей группы

2.6.
Проведение педагогических советов, совещаний при руководителях ОУ
Программы совещаний, педагогических советов
Справки, протоколы
Постоянно по внутришкольному плану
Руководители эксперимента

2.7.
Организация диссеминации ППО по теме эксперимента
Обобщение и интерпретация промежуточных результатов эксперимента
Апробация на конференциях, педчтениях, совещаниях, семинарах. Публикации по результатам работы.
Постоянно
Руководители эксперимента, члены рабочей группы

2.8.
Внедрение плана работы спортивных соревнований
Рост спортивного мастерства учащихся, выраженный в результативности
Призы, грамоты и т.д.
Постоянно по внутришкольному плану
Руководители эксперимента

2.9.
Пополнение банка методических разработок по теме эксперимента
Круглые столы по проблеме определения наиболее эффективных методов, приемов, средств, форм организации деятельности учащихся и педагогов школы
Банк методического опыта
Постоянно по внутришкольному плану
Руководители эксперимента,
члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы, учащиеся

IV этап эксперимента – обобщающий (2014-2015 гг.)

3.1.
Оформление результатов исследования
Анализ проведенных исследований по проблеме, разработка методических рекомендаций
Апробация на совещаниях, конференциях, публикаций по результатам работы
2014-205 гг.
Руководители эксперимента,
члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы, учащиеся

3.2.
Итоговая научно-практическая конференция «Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса»
Программа конференции
Рекомендации по итогам научно-практической конференции
Обозначение перспектив дальнейшей работы.
Май 2015 г.
Руководители эксперимента,
члены рабочей группы, учителя-экспериментаторы, учащиеся















Краткий отчет
о реализации программы эксперимента за 2009-2014 гг.
по теме: «Педагогические условия формирования спортивной культуры личности учащегося спортивного класса»

Как показала практика, создание системы специально организованных педагогических условий, учебных занятий и тренировок обеспечивает не только техническое исполнение, но в первую очередь способствует спортивному мастерству учащихся спортивного класса.
Особое внимание на первом этапе эксперимента уделялось формированию психологического элемента как фактору формирования спортивного мастерства. Для этой цели была разработана система специальных учебно-воспитательных занятий, включающая беседы, психологический анализ тренировок, видеозаписей соревнований, самоанализов и др.
Результатом таких занятий явились сформированные умения и навыки понимания других людей и самих себя. Как показали результаты мониторинга, в совокупности с другими педагогическими условиями, эти виды занятий способствуют формированию спортивного мастерства учащихся спортивного класса.
Одним из направлений экспериментальной работы является формирование профессиональных компетентностей педагогов и педагогов-тренеров, работающих в спортивном классе. В рамках эксперимента внедряется программа повышения квалификации. В нее входят теоретические занятия по психолого-педагогическим аспектам развития учащихся и формирования их спортивного мастерства, тренинги профессионального роста, деловые игры, анализ тренировок, семинары и т.д.
Следующим направлением в рамках проекта является работа с родителями учащихся спортивного класса. Система взаимодействия с родителями строится на основе непосредственно активного участия педагогов и родителей в образовательно-воспитательном процессе. Основные формы работы: диагностика изучения семей и их образовательных потребностей, дискуссии, лектории, групповые консультации и другие формы и методы работы с целью вооружения родителей знаниями о специфике формирования спортивного мастерства; организация разнообразных форм познавательной деятельности; выпуска информационных листов для родителей по различной тематике, дней открытых дверей (позволяют родителям увидеть возможности своего ребенка, его достижения) и др.
Наличие учащихся – победителей и призеров спортивных соревнований и т.д. за последние три года на уровне:
- муниципальном – 45
- республиканском – 67
- межрегиональном –28
- всероссийском – 3 (Спортивная ходьба, г.Буй - 4 место,
лёгкая атлетика, г.Краснослободск – 3 место,
лёгкая атлетика г.Саров – 2 место).
Три воспитанника спортивного класса являются членами сборной команды Центра Олимпийской подготовки по Спортивной ходьбе.
Для определения эффективности внедрения педагогических условий был осуществлен процесс мониторинга результатов формирования спортивного мастерства учащихся спортивного класса. В качестве доказательства приводятся данные сравнительного анализа результатов выполнения заданий, направленных на диагностику психологического элемента спортивного мастерства (данные стартового и промежуточного мониторинга в %):
Сроки проведения мониторинга
Правильное выполнение
Частичное выполнение
Выполнение неверное

Сентябрь 2010 г.
50
33
17

Октябрь 2012 г.
70
20
10

Таким образом, промежуточный мониторинг показал более высокие результаты.
Работа по программе эксперимента продолжается.








13PAGE 15


13PAGE 141815























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 5 Заголовок 615