Нравственно-этические беседы для дошкольников.
Нравственно-этические беседы
для дошкольников.
Тема «Будь всегда вежливым».
Программное содержание:
Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.
Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.
Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.
Оборудование:
- Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».
- Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.
Ход беседы:
Воспитатель, обращаясь к воспитанникам:
- Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)
- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.
1 поступок:
Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:
дети помогают ему встать;
дети забинтовывают мальчику ногу;
дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;
дети смеются над плачущим от боли мальчиком.
2 поступок:
Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:
девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;
девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;
девочка проходит мимо;
бабушка сама поднимает упавшую трость.
3 поступок:
Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:
мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;
мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;
мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:
Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
Кто свой гнев одолевает - тот крепче бывает.
Добро творить - себя веселить.
Друга ищи - а найдешь, береги.
Игра «Придумай сказку»
- Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей. (Прослушивание сказок придуманных детьми).
Воспитатель:
- Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?
Тема: «Правила поведения в игре»
Программное содержание:
закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.
Подготовка к беседе: изготовить костюм феи, волшебных очков.
Ход беседы:
Воспитатель в костюме феи входит в группу.
- Ой, ребята, куда я попала?(в детский сад)
- Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Хотите поиграть со мной?
Дети: Да!
Игра «Волшебные очки»
Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками
Описание игры:
Фея показывает детям очки и говорит:
- Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел. (Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)
-Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.
«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать кубики, из которых был построен теплоход.
- Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, — говорили дети.
- А мне какое дело. Хочу и ломаю, — услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.
- Матрос, займите свое место! Приготовьтесь набросить канат, — сказал капитан.
- Сам набрасывай, — ответил матрос».
- Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?
- Какие некрасивые поступки он совершил?
- А у вас есть такие дети, как Андрей?
- Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?
- Ребята, сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре.
- В игре надо соблюдать все правила
- Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры
- Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.
- Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
- Ребята, какие вы молодцы! Мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в детском саду хорошие, умеют играть друг с другом, знают много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными.
До свидания!
Тема: « Правила поведения детей в труде»
Программное содержание:
Закрепить и обобщать знание о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
воспитывать положительное отношение к труду.
Подготовка к беседе:
- приготовить куклу Незнайку.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны?
Читаю стихотворения:
Портниха.
Целый день сегодня шью.
Я одела всю семью.
Погоди немного, кошка.
Будет и тебе одежка.
Переплетчица.
Заболела
Эта книжка: изорвал ее братишка.
Я возьму ее и склею.
Я больную пожалею.
-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?
- можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.
- Ребята, правильно ли сказал Незнайка?
- Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.
- А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
(Ребята называют рассказы)
- Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?
Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.
Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)
- Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)
- Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)
- Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:
- Помочь Мальвине убирать игрушки.
- Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь
- Уважительно относиться к чужому труду
- Действовать в труде совместно, коллективно.
- Помогать друг другу советами в труде
- Незнайка, тебе помогли дети?
- Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения.
До свидания, ребята!
- Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли Незнайке понять что он поступил не правильно.
Скажите, а вы помогаете своим мамам?
Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:
- И я сегодня маме помогала.
- И я тоже, — ответила Люда, — А что ты делала?
- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
- А я ботинки чистила
- Мамины? – спросила Оля
- Нет, свои
- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила?
- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, — сказала Люда.
- Так или не так?
- Ребята, кто же из детей помогал маме?
- Ребята, как вы понимаете пословицы:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде .
Молодцы!
Тема: «Правила поведения на занятии».
Программное содержание:
Продолжать расширять и закреплять полученные знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.
Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.Воспитывать положительное отношение к занятию.
Оборудование:
- разучивание с детьми слов и реплик для инсценировки спектакля «Урок музыки»
- подготовить костюмы Буратино, кота, собаки.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам приехали артисты, которые покажут театральные представления « Урок музыки».
Урок музыки.
(По мотивам сказки А. Островского)
Действующие лица (исполняют дети): — Алеша Почемучкин,
— собака Чижик,
— Буратино,
— учитель Кот.
(Алеша и Чижик готовятся к уроку)
Чижик: (бормочет) до, ре, ми, фа…
Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?
Чижик: Волнуюсь, повторяю. Гав- Гав!
Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.
Чижик: Учитель идет!
(Входит кот)
Кот: Здравствуйте!
Алеша и Чижик: Здравствуйте!
Кот: Начнем урок.
Чижик: (тихо) Ой, боюсь, сейчас меня спросят. Гав!
(В класс вбегает Буратино и падает)
Буратино: Ой- Ой!
Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.
Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!
Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.
Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!
Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.
Алеша: (Поет любую распевку с названием нот) до, ре, ми, фа…
Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.
Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.
Кот: Ты урок забыл?
Буратино: Да! То есть, нет, я выучил.
Кот: Назови ноты по порядку.
Буратино: Почему?
Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.
Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…
Кот: Дальше!
Буратино: (ждет подсказки) ну!
Кот: Дальше!
Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».
Кот: Дальше!
Буратино: Ну! Ре.
Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…
Буратино: Ми- ми.
Кот: Какая нота?
Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.
Кот: Буратино, какая фасоль?
Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.
Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.
Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».
Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)
Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.
Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).
Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».
Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.
Кот: Чтоб изучить науку пения.
Чтоб урок не зря для вас прошел,
Должны набраться вы терпения
И слушать очень хорошо,
Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!
Урок закончен, до свидания!
Воспитатель:
- Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?
Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики.