Влияние природных условий на материальную и духовную культуру жителей села Красновидово Камско- Устьинского района Республики Татарстан
Исследовательская работа
Влияние природных условий на материальную и духовную культуру жителей села Красновидово Камско- Устьинского района Республики Татарстан
Как показывают исторические источники, племена славян пришли сюда в 1Х-Х1 вв. Территория нашего края в то время была не такой, как сейчас: всюду были леса, мало безлесных пространств, пригодных для распашки и возделывания. Волга тоже пришлось по нраву нашим предкам. Да и все природные условия оказались пригодными для обживания и освоения.
Климат того далёкого прошлого, как и сегодня, можно классифицировать как умеренно- континентальный с не слишком холодной снежной зимой и умеренно тёплым и продолжительным летом.
Формы холмисто- равнинного рельефа были удобными для освоения, постройки жилищ, сообщения между населёнными пунктами. Особенности рельефа, а также расположение поселений на берегу Волги привело к тому, что первые поселенцы располагали населённые пункты недалеко друг от друга. Наши далёкие предки нашли применение и горным породам, имеющимся в нашем крае- это , прежде всего, глина и речной песок, которые шли на изготовление посуды, при постройке печи, жилища. Так называемый «дикий камень», что был в изобилии на берегу Волги, использовался для возведения фундамента, мощения улиц, выкладки стенок погребов. Люди научились обжигать гипс и использовать его для побелки печей.
В лесах много дичи, из деревьев можно было построить тёплый дом и до весны отапливать дровами, которые были в изобилии. Волга также привлекала людей своими дарами, поэтому наши предки ловили много рыбы. Таким образом, на территории нашего края пришлые славяне нашли всё необходимое для жизни и остались здесь навсегда.
Природные зоны
Обживать территорию было очень сложно. Охота и рыболовство, сбор грибов, орехов и ягод - этого было мало. Нужна была земля, а кругом стояли леса. Наши предки неустанно трудились, чтобы освободить от леса хотя бы небольшие участки, на которых было бы возможно выращивать хлеб. В местных топонимах нашего села есть интересное название Пильны. Это название относит нас в далёкие времена, когда нашим предкам надо было расчищать землю от леса.
Пильны
Когда сюда пришли впервые люди,
Куда ни бросишь взгляд- росли леса,
Деревья были высоты немалой,
Казалось, упирались в небеса.
Лес был густым, глухим, непроходимым,
Другого не видала здесь земля,
Стоял стеной он непреодолимой,
А людям были здесь нужны поля
Вот зазвенели по округе пилы,
И застучали бойко топоры,
Так появились первые поляны,
И просеки по сторонам пошли.
Оттуда есть- идёт названье «Пильны»,
От родственного «выпилить», «пилить»,
Давно уж нет лесов во всей округе,
Но Пильны не дают о них забыть
Зимовьё
Сторона ты моя нагорная,
Для кого ты себя берегла,
Ты приют в месте, Богом указанном,
Нашим предкам когда- то дала.
Так однажды здесь и осталися,
Огляделись- и не ушли,
Всё , что надо для сносной жизни,
В этом месте пришельцы нашли.
Здесь селились крестьяне бедные,
Промышляли охотой в лесах,
Корчевали пеньки на просеках,
И мечтали о хлебных полях.
Худо- бедно кормились и строились
И пахали под жито поля,
От зари до зари трудилися,
И добром отзывалась земля.
И домишки рубили бревенчатые,
А вокруг заплетали плетни,
Каждый год золотою соломою
Покрывали все крыши свои.
Наши предки трудились без устали,
И любили селенье своё,
И за длинные зимы суровые
Нарекли его- Зимовьё.
Год за годом шумели метели,
И тянулся густой дым из труб,
Коротали суровые зимы
Кому дорог был этот приют.
Наша древняя, славная родина,
Согреваешь ты сердце моё,
Ещё долго до Красновидова,
Есть на Волге село Зимовьё
Со временем охота и рыболовство стало дополнением к крестьянскому труду.
Селяне пахали землю и сеяли хлеб. Невероятно тяжелым был труд землепашца. Древними примитивными орудиями труда люди возделывали землю, бросали зерно и убрали полученный урожай. Много трудностей приходилось переживать нашим предкам- засухи и проливные дожди, зимние бураны и сильнейшие грозы, иссушающие ветры и градобои.
Выжить в таких непростых условиях можно было только сообща, помогая друг другу, поэтому характерной чертой наших далёких предков было оказание помощи ближнему, только вместе и только помогая друг другу можно было противостоять капризам природы.
Уже на ранних стадиях своей истории славяне отличались качествами, которые позволили выжить в суровых пространствах: "Из всех способностей, которыми природа щедро оделила Славянорусское племя, наиболее драгоценными являются, конечно, его предприимчивость, мужество и способность созидательная".
Борьба за выживание в невероятно трудных условиях воспитывала в русском человеке предприимчивость, сообразительность, динамичный и разносторонний ум, непреклонную волю. Объективные жизненные циклы воспитывали в народе привычку к чередованию периодов сверхнапряжения с необходимыми паузами расслабления. Русский мужик был просто обязан зимой лежать на печи, иначе летом у него не хватило бы сил для каторжной работы при сне не более четырех часов в сутки. Так формировался особый человеческий тип, и так характер русского народа отразился в облике государства.
Генетически русский человек наделен эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью, - всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам.
Русский человек унаследовал от своих древних славянских предков талантливый сложный характер и сильный темперамент, необходимый в противостоянии с природными условиями.
Так, в противоборстве с природой несколько веков назад возникло поселение славян, которые пахали и сеяли, ловили рыбу и постепенно, от поколения к поколению, приобретали и накапливали трудовые навыки.
Древнее наше село расположилось в удобном месте на пространстве, ограниченном двумя большими оврагами. Выбор местоположения села не случаен. В планировке села можно усмотреть не только удобное расположение около леса и воды, но и элементы духовной культуры. Наши предки учитывали эстетические достоинства местоположения на высоком берегу реки, открывающиеся речные дали. Поэтому планировка села в основном линейная. С любой улицы была видна Волга, и с Волги село просматривалось полностью.
В более позднее время планировка села менялась. Это было связано с объективными на тот момент причинами. Так, в центре села располагались животноводческие фермы. Это было обусловлено тем, что в период коллективизации часто случались поджоги с целью вредительства. Расположение ферм в центре села позволяло сохранить скот. В настоящее время животноводческие фермы переведены на окраину села, а открывшаяся территория постепенно заполняется домами. Здесь возникла новая улица.
Одним из факторов, определяющих духовные стороны местного населения, несомненно, является природа. Её воздействие во многом первично. Бескрайние волжские дали, необозримые пространства округи, леса- всё способствовало формированию характера наших предков. Это были люди более медлительные, спокойные и рассудительные. Они и более предусмотрительны. Земледелие в наших краях требует больше, чем даёт. Земли мало плодородные, не обеспечивающие больших урожаев. Здесь необходимы определённая стойкость, энергия, смётка, чтобы преодолеть, обойти эту ненадёжную основу хозяйственной жизни. Сложные условия освоения пространства нашего края в прошлом выработали стойкость, терпение, а порой и смирение перед возникающими природными препятствиями.
Окружающий человека мир- это прежде всего среда его обитания. Именно она подлежит оценке с точки зрения её значения для жизни населения.
Жилища современных жителей села Красновидова несут черты далёкого исторического времени. Жилища наших далёких предков- сооружения, укрывающие его обитателей прежде всего от неблагоприятных природных условий (в прошлом - и защиты от нападений). Планировка сельского дома зависит от климатических условий, используемый строительный материал – местный, в прошлом- дерево. Типичный классический сельский дом в нашем крае, как правило, деревянный. Наиболее удобны для строительства- сосны, их легко обрабатывать, пилить на доски. Поэтому сосновые леса вырубались в первую очередь. Деревянная изба тёплая, пазы между брёвнами «подбиты» мхом и не пропускают холода. Наши дома среднерусского типа, у них невысокий подклет ( пространство между полом и поверхностью земли). Тёплая изба соединена с холодной клетью- комнатой, где летом живёт семья или хранится имущество( сейчас эту роль выполняют веранды). Далее идут сени. Важная особенность сельского дома - его тесная связь с хозяйственными постройками, двором. Он образует целостную линию. Можно, не выходя на улицу, пройти к домашним животным, за дровами, сеном. Крыши домов двух - реже- четырёхскатные, они защищают чердачные помещения, избу от дождя и снега.
Такой тип дома сохранился до сих пор, хотя используемый в строительстве материал во многом изменился. Много построено кирпичных, более долговечных зданий, крыши тоже изменились, их делают из современных материалов- кровельного железа , черепицы, редко- шифера.
Образ жизни сельского жителя, несомненно, несёт в себе черты наших предков. Изменились способы обработки земли, на помощь людям пришла мощная техника, но сельскохозяйственный труд по- прежнему сложен - будь то работа в поле или на животноводческой ферме.
Сезонность сельскохозяйственного труда наших предков проявляется и в укладе жизни современных жителей села и заключается в изменении видов занятий по сезонам года - интенсивный летом, когда кроме работы на поле или на току, с животными сохраняется работа на подсобных участках, где местные жители выращивают урожай для своей семьи. Зимой труд менее интенсивный чем летом.
Опора на домашнее хозяйство определяет стабильность экономической жизни, хотя уровень зарплаты в селе ниже, чем в городе.
В книге «Поволжские города и селения» упоминается, что жители Красновидова ХУ11-ХУ111 веков занимались землепашеством, пчеловодством, садоводством и рыболовством. Эти традиционные занятия населения в той или иной мере существуют и сейчас. В селе многие жители работали в колхозе им. М. Горького, который был преобразован в агрофирму. В селе много садов, многие жители по- прежнему занимаются пчеловодством, сохранилось рыболовство.
Развитие многих трудовых навыков населения свидетельствует о длительности хозяйственного освоения нашего края.
До некоторых пор в селе наблюдалась меньшая мобильность населения. Люди жили стабильно, не уезжали. В последнее время мобильность жителей усилилась. Это говорит о нездоровой экономической обстановке в стране, когда сельские жители уезжают из села в поисках работы.
Следуя крестьянскому сельскохозяйственному календарю, наши далёкие предки оставляли время для праздников после выполнения основных видов работ, когда появлялось свободное время. Как и во всей Руси, осенью игрались свадьбы, отмечались другие праздники, строго выполнялись посты.
В наши дни возвращаются утерянные, было, традиции. Жители села с удовольствием участвуют в праздновании Рождества, Святок, Крещения, приобщаются к исполнению обычаев во время празднования Масленицы, Пасхи, Родительской, Троицы и некоторых других праздников. Рождество приходит с прославлением Бога, в Крещение Господнее жители всего села в крещенскую ночь идут за святой водой к роднику, в Святки из дома в дом ходят ряженые. Масленица приходит с блинами, с красивым обрядом сжигания чучела зимы. Пасха приходит с раскрашенными во все цвета радуги яйцами и куличами. Родительская - день поминовения усопших – собирает на местном кладбище сотни людей. Приезжают из города многочисленные родственники, встречаются семьями у ухоженных и облагороженных могил.
Но особую известность получил праздник Троица, ставший для Красновидова праздником села. К этому празднику проводится определённая подготовка. После весеннего сева есть промежуток времени, когда можно немного отдохнуть перед уборкой урожая. Троица приходится на это время. Она собирает сотни людей на Венце - высоком берегу Волги с удивительным видом на окрестности. Организаторы стараются разнообразить праздник, и он получается ярким, красивым, незабываемым. Культурная программа сменяется спортивной, а потом молодёжной дискотекой. До самого вечера звучит на Венце музыка, слышатся песни. Массовость этого и других возрождённых праздников перекликается с далёким историческим прошлым жителей нашего села.
Одежда. Наши предки в своей одежде следовали погодным условиям, поэтому люди имели одежду на лето и на зиму. Крестьяне надевали рубаху- косоворотку, армяк, зипун, а зимой- кафтан и тёплую шапку- ушанку. Ноги и зимой и летом были одеты в онучи и лапти. На голове летом носили картуз.
Одежда современных жителей села тоже имеет сезонный характер. Давно в одежде нет самобытности, например, никто не носит рубахи- косоворотки. Люди одеваются современно, по- европейски. Стиль одежды более демократичен.
Внутреннее убранство жилища. В настоящее время большинство домов в селе имеют современное убранство. Есть мебель, отвечающая запросам сегодняшнего дня. Во многих домах нет традиционной русской печи, так как отопление газовое. Во многих домах есть диваны и кресла, стенки и горки, уголки и гарнитуры «Прихожая», «Кухонный», «Спальный» и поэтому внутренний интерьер отвечает общепринятым меркам. Признаком современности во многих домах является компьютер.
В более старых сельских домах, где преимущественно проживают пожилые люди, сохраняются черты интерьера прошлого. Эти дома отапливаются как когда- то русской печью, которая в далёком прошлом была единственным источником тепла, согревала семью зимой. На печи спали , сушили одежду и обувь, в печи варились традиционные для наших предков щи и каша, парилась картошка, поэтому, благодаря печи, люди выживали в непростых погодных условиях, а целебное тепло раскалённых печных кирпичей лечило простуду. Прогревшись ночь на печи, человек утром чувствовал себя хорошо. Сохранились детали интерьера далёкого прошлого- на кровати- подзорник, часто из «городков»- связанных крючком из белой тонкой нити кружев, По всей вероятности, «городки»- это была дань моде, возникшей в городе и перенятая сельскими рукодельницами. Сохранились вышитые полотенца, на которых отражены либо растительные орнаменты, либо сюжеты крестьянской жизни. Такая же вышивка украшает киоты- уголки для икон, праздничные скатерти на столах.
В современных домах на полу располагаются паласы, а прообразом паласов были домотканые или связанные крючком половики, которые украшают пол в некоторых современных домах. Назначение и половиков и паласов одинаковое: зимой пол в домах холодный, чтобы не озябли ноги и придуманы эти детали интерьера. Вторая сторона- они красивы, придают дому уют.
Транспорт. В настоящее время село связано с другими населёнными пунктами , с городами посредством шоссейной дороги, по которой налажено автобусное сообщение. В последнее время усиливается роль автомобильного транспорта и уменьшается роль водного транспорта. Речной транспорт связывает село с другими населёнными пунктами в период навигации – с апреля по конец октября. Такой режим работы диктуют речникам природные условия нашей местности- почти полгода река покрыта льдом.
Из других транспортных средств в пользовании жителей села имеются мотоциклы и мотороллеры, много личных автомобилей. Как возвращение к далёкому прошлому- использование лошадей для перевозки небольших грузов. В последнее время лошадей мало, но они всё- таки используются сельскими жителями. Во- первых, лошади используются для работы на животноводческой ферме для подвоза кормов, во- вторых, многие огороды сельских жителей по- прежнему пашутся весной лошадьми.
Лошадь всегда была добрым помощником крестьянина. Это животное прекрасно адаптировано к природно- климатическим условиям нашей местности, для лошади имеется кормовая база из трав, произрастающих здесь. Лошадь одинаково хорошо переносит зиму и лето. В период перестройки лошадей в колхозе и в личном пользовании осталось мало, но в последние годы вновь усиливается роль этого животного, которое на протяжении многих веков помогало человеку выжить в нелёгких условиях.
Пища. До настоящего времени в рационе местных жителей сохранились блюда, которые употреблялись нашими далёкими предками и которые соответствовали энергетическим затратам организма на преодоление зимней стужи, физических нагрузок. Это традиционные блюда- щи, различные каши, тушёная картошка с мясом, блины с начинкой, жареная рыба, уха. Предпочтение отдаётся белковой пище, более «плотной», калорийной. В настоящее время появились новые блюда- плов, шашлык, рагу, борщ. Но калорийность их по- прежнему высока, что является традиционным для населения нашего села и соответствует нашим климатическим условиям.
Некоторые жители села строго следуют постам- Великому, Успенскому и другим, но это не характерно для всех жителей.
Фамилии. Как говорят исторические исследования, фамилии появились в ХУ11 веке. Проанализировав красновидовские фамилии, мы выделили три относительно большие группы по происхождению.
Фамилии, произошедшие от имён
Фамилии, произошедшие от кличек или от каких- либо характерных признаков
Фамилии, произошедшие от занятий людей
Алексеевы- Алексей
Авксентьевы- Авксентий
Артамоновы- Артамон
Агеевы- Агей
Александровы- Александр
Власичевы- Влас
Давыдовы- Давыд
Ивановы- Иван
Изотовы- Изот
Исаевы- Исай
Кирсановы- Кирсан
Капитоновы- Капитон
Макаровы- Макар
Матвеевы- Матвей
Павловы- Павел
Романовы- Роман
Сергеевы- Сергей
Савиновы- Савин
Федотовы- Федот
Таловы
Маловы
Горбуновы
Поляковы
Шаговы
Обидины
Букушкины
Мухины
Сычевы
Шутовы
Зубовы
Галкины
Котковы
Чичины
Чипчины
Рожины
Мочаловы
Коноплёвы
Утеевы
Гусевы
Толокновы
Лаптевы
Столбиковы
Лыковы
Саловы
Масловы
Фамилии, произошедшие от рода занятий людей, показывают связь с хозяйственной деятельностью человека, которая всегда отражала и отражает климатические условия нашего края. Эти фамилии говорят о занятиях наших далёких предков.
Природа определяет образ жизни населения, типы хозяйственно деятельности, культуру труда и быта, трудовые навыки. Образ территории нередко оказывает влияние на выбор профессии, укрепляет желание оставаться в родном краю. Многие религиозные нормы, внутренний мир человека также связаны с природой.
Воздействие природы особенно проявляется в сельском образе жизни. Он, в свою очередь, как устойчивый тип жизнедеятельности населения села формирует нормы поведения и ценности культуры, быта, семейной жизни. Для него характерны:
А) Тесная связь с природным окружением, сменой годовых сезонов и циклов сельскохозяйственных работ. Экологическая обстановка в сельской местности наиболее благоприятная;
Б) Тесные отношения жителей нашего села, да и ближайших поселений, расположенных недалеко друг от друга, большая эмоциональная насыщенность этих отношений, взаимное удовлетворение ими. У каждого жителя нашего села много знакомых людей;
В) Крепкие родственные связи, готовность оказать помощь друг другу в затруднительных случаях. Сельские семьи более устойчивы, чем городские и остаются в своей основе в настоящее время;
Г) Сохранение традиций взаимопомощи, обычно доброжелательное отношение к соседям, другим жителям;
В нашем селе существует прекрасный обычай, который называется кратко: «помощь». Суть его в том, что к жителю села, который задумал построить дом, в один из дней сходятся родственники, соседи и просто односельчане, чтобы оказать помощь в возведении дома своим трудом. Причём этот труд бесплатный, как правило, тяжёлый, например, заливка фундамента, кладка стопы дома. Эта работа сообща приносит радость хозяину: как правило, бывает выполнен большой объём работ, слаженная работа ещё больше объединяет и сплачивает жителей. Причём каждый из них может тоже воспользоваться помощью, когда это действительно необходимо;
На этих примерах мы показали влияние природных условий на материальную и духовную жизнь населения нашего села. Конечно, двести лет назад эта связь была намного теснее, чем сейчас. Природа полностью определяла жизнь человека в природно- климатических условиях, диктовала человеку виды занятий. Человек использовал те ресурсы, которые его окружали. Эти связи прослеживаются и сейчас.
Литература
1. В. Ларионов «Расовые и генетические аспекты этнической истории русского народа».
2. В. и Л. Замятины «Пространства России и русский характер»;
3. Поволжские города и селения. Сборник, 1892г.