Урок по географии на тему Агропромышленный комплекс Казахстана (9 класс)


тема: "Агропромышленный комплекс"
Цели:
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства Казахстана.
Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденногоВыполнение теста (слайд 2-14)
– Назовите и покажите основные центры сельскохозяйственного машиностроения
– Какие трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение?
III. Изучение нового материала
Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.
Казахстан — традиционно земледельческая страна
Сегодня мы познакомимся с АПК
Работать мы будем по плану (слайд 15)
План на доске:
1. Что такое АПК и его главная задача.
2. Состав АПК.
3. Особенности сельского хозяйства
4. Сельскохозяйственные угодья.
5. Земледелие (зерновые, технические культуры).?- А что такое АПК? (слайд 16)
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).Пользуясь текстом учебника (стр.58) и словами для справок, дополните схему отраслевого состава АПК (слайд 17)
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК
? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).К сожалению. На сегодняшний день, 1 звено не полностью обеспечивает АПК нужной продукцией. Для нормальной работы АПК требуется 4 --- видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому ещё используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность сельскохозяйственных растений и продуктивность животных. Перерабатывается лишь малая доля уже произведённой продукции. При большом количестве работающих в АПК страна покупает много продовольствия за рубежом.
– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Сельское хозяйство делится на 3 категории. (стр. 59) Назовите эти категории и запишите определения в тетрадь:
Сельхозпредприятие – это юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с основным видом деятельности в сфере сельского хозяйства.
Крестьянским хозяйством признаётся семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства, переработки и реализации сельхозпродукции.
К хозяйствам населения относятся личные подсобные хозяйства населения, коллективные сады и огороды, дачные участки.
Работа с учебником.
? - Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.
Ответ:
Отличительные особенности сельского хозяйства:
1) Оно зависит от природных условий.
2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.
3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.
4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.
(слайд 20) Слайд – определение.
Земли, которые используются в сельском хозяйстве,
называются сельскохозяйственными угодьями.
Найдите в учебнике и запишите, что мы относим к сельскохозяйственным угодьям (стр.59)
(слайд 21) Пастбища – сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота, а также земельные участки, пригодные для выпаса, не используемые под сенокосы и не являющиеся залежью.
Пахотные земли – это систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав и чистые пары.
Сенокосы – сельскохозяйственные угодья, постоянно используемые для сенокошения.
? Какие угодья занимают наибольшую площадь в нашей стране?
?Чем обусловлена такая структура сельскохозяйственных угодий Казахстана?
(слайд 22) Структура сельскохозяйственных угодий в разных частях нашей страны неодинакова.
?Какие части Казахстана отличаются самой высокой долей сельскохозяйственных угодий?
?Где самая большая площадь пашни? Сенокосов??С чем, по вашему мнению, это связано?
(слайд 23)
Сельское хозяйство включает две взаимосвязанные отрасли – растениеводство и животноводство. Они дают соответственно 56% и 44% сельскохозяйственной продукции.
– В нашей стране возделывается около 50 видов сельскохозяйственных растений. Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство (2/3 всех посевных земель). К зерновым культурам относятся –пшеница,(1/2 объёма всех посевных полей страны), рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.
(слайд 24)В нашей стране выращивают 2 вида пшеницы – яровую и озимую. Для роста пшеницы большое значение имеют почва и тепло. Она требует чернозёмные и каштановые почвы. На севере Казахстана, где зимы суровые и малоснежные, выращивают яровую пшеницу, которую сеют весной. Именно северная часть нашей республики получила название Пшеничный пояс. Почему?
?Какие области входят в состав пшеничного пояса? (Костанайская. Акмолинская, Северо-Казахстанская) Они дают 4/5 всего зерна республики. Также яровую пшеницу выращивают в Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях.
На тёплом юге возделывают озимую пшеницу, которую сеют осенью, под зиму. Она созревает рано, в июне, и даёт устойчивые урожаи, так как используют осенние и весенние осадки.(цветом выделяются все названные районы на карте)
Работа с книгой.
Откройте учебники на странице 63 (от слов «Озимая рожь…») и заполните таблицу, пользуясь текстом учебника и картами атласа.
Заполнение таблицы.
Культура Где выращивается
Взаимопроверка.
Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.
Подведение итогов и выставление оценок.
?– Назовите 3 звена АПК.
– Какая связь существует между звеньями АПК?
– Назовите отрасли сельского хозяйства.
– Какая культура занимает 1-е место в Казахстане по сбору среди зерновых культур.
– Назовите технические культуры, выращиваемые в Казахстане.
Домашнее задание. §13
Задание 1-3, страница 65