Преподавание русской литературы в школе: опыт, проблемы, перспективы. «Вот послушай, загадка такая..» ( Интерпретация стихотворения Тимура Кибирова «Исторический романс»


Гилемзянова Фарида Ахметовна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк, Бижбулякского района
Республики Башкортостан
Преподавание русской литературы в школе: опыт, проблемы, перспективы.
«Вот послушай, загадка такая..» ( Интерпретация стихотворения Тимура Кибирова «Исторический романс»)

Исторический романс, 1996 г
Что ты жадно глядишь на крестьянку,
подбоченясь, корнет молодой,
самогонку под всхлипы тальянки
пригубивши безусой губой?
 
Что ты фертом стоишь, наблюдая
пляску, свист, каблуков перестук?
Как бы боком не вышла такаяэтнография, милый барчук.
 
Поезжай-ка ты лучше к мамзелямиль к цыганкам на тройке катись.
Приворотное мутное зелье
сплюнь три раза и перекрестись.
Ах, мон шер, ах, мон анж, охолонь ты!
Далеко ли, Ваш бродь, до беды,
до греха, до стыда, до афронта,
хоть о маменьке вспомнил бы ты!
 
Что ж напялил ты косоворотку?
Полюбуйся, мон шер, на себя!
Эта водка сожжет тебе глотку,
оплетет и задушит тебя!
 
Где ж твой ментик, гусар бесшабашный?
Где Моэта шипучий бокал?
Кой же черт тебя гонит на пашню,
что ты в этой избе потерял?
 
Одари их ланкастерской школой
и привычный оброк отмени,
позабавься с белянкой веселой,
только ближе не надо, ни-ни!
 
Вот послушай, загадка такая:
Что на землю швыряет мужик,
ну а барин в кармане таскает?
Что? Не знаешь? Скажи напрямик.
 
Это сопли, миленочек, сопли!
Так что лучше не надо, корнет.
Первым классом уютным и теплым
уезжай в свой блистательный свет!
 
Брось ты к черту Руссо и Толстого!
Поль де Кок неразрезанный ждет.
И актерки к канкану готовы.
Оффенбах пред оркестром встает.
 
Блещут ложи, брильянты, мундиры.
Что ж ты ждешь? Что ты прешь на рожон?
Видно вправду ты бесишься с жиру,
разбитною пейзанкой пленен.
Плат узорный, подсолнухов жменя,
черны брови да алы уста,
ой вы сени, кленовые сени,
ах, естественность, ах, простота!
 
Все равно ж не полюбит, обманет,
насмеется она над тобой,
затуманит, завьюжит, заманит,
обернется погибелью злой!
 
Все равно не полюбит, загубит!
Из острога вернется дружок.
Искривятся усмешечкой губы.
Ярым жаром блеснет сапожок.
 
Что топорщится за голенищем?
Что так странно и страшно он свищет?
Он зовет себя Третьим Петром.
Твой тулупчик расползся на нем.
Словарная работа
Корнет — первичное обер-офицерское звание в кавалерии (за исключением казаков и, некотрое время, драгун) до 1917 года.
Этногра́фия (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и γραφω — «пишу») — отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в...
Охолонь — разг. остынь, освежись
Афронт- (устар.) позор, посрамление, неудача.
Мон шер - (франц.) голубчик
Мон анж - (франц) ангел
Моэт - шампанское Моэт Шандон из сочетания трёх сортов винограда - Шардоне, Пино Нуар и Пино Менье. В 1743 году представитель древнего рода Клод Моэт основал собственное предприятие, назвав его "Maison Moet".
Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. 
Ментик- короткая куртка, опушенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая поверх доломана; один из предметов гусарской одежды
Мамзель — устар., разг., иногда пренебр. то же, что мадемуазель; девушка; молодая незамужняя женщина.
Белянка - Светловолосая или белокожая, белолицая женщина, девушка.
Пейзанка — (пейзанин), (фр. paysan крестьянин) устар. ироническое название фальшиво, слащаво изображенных крестьян в художественных произведениях конца 18 и нач. 19 вв.
Жак Оффенба́х (1819-1880) — французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист еврейского происхождения, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты. И. Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века».
Шарль Поль де Кок(1793-1871) — чрезвычайно плодовитый французский писатель XIX века, автор бульварных романов. Отец романиста и драматурга Анри де Кока. Сын голландского банкира, в период Великой Французской революции отправленного на гильотину (1794).
Белл-Ланкастерская система — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.
Школьная программа по литературе в выпускном классе предусматривает изучение реалистических и модернистских течений XX века во всем многообразии. Но при этом такое ведущее направление конца века как постмодернизм во многих авторских программах для общеобразовательных школ вовсе отсутствует. В лучшем случае рекомендуется обзорное изучение в рамках одного урока или факультативно
творчества следующих писателей
• JL Петрушевской - рассказ «Свой круг» и хроника конца XX века «Новые Робинзоны»;
• В. Ерофеева - рассказ «Галоши», маленькое эссе «Два Михаила»;
• В. Пелевина - романы «Омон Ра», «Жёлтая стрела».
Обзорное изучение сложнейшего для восприятия явления как постмодернизм обучающимся дает весьма скудное представление об этой литературе.
 Между тем постмодернизм — одно из ведущих направлений в мировой литературе и культуре последней трети ХХ века, отразившее важнейший этап религиозного, философского и эстетического развития человеческой мысли, давшее немало блистательных имен и произведений, изменивших традиционные представления о литературе. Проблемой для учителей является отсутствие качественных методических пособий с анализом этих произведений на содержательном, структурном и языковом уровнях. Без знания литературоведческих терминов, законов построения произведений, без знания основ постмодернистской философии невозможно иметь полное представление о постмодернизме как о литературном направлении.
Наиболее ярко признаки постмодернизма проявились и в творчестве известного современного поэта Тимура Кибирова. ИБИ́РОВ Тимур Юрьевич (наст. фам. Запоев) (р. 1955), русский поэт. Первые публикации одновременно появились на Западе и в СССР в 1988 («Сантименты») и сразу привлекли к себе внимание ернической интонацией, пере смешничеством, особенно в изображении недавних реалий советской истории («Елка в Кремле»). Вначале был близок концептуалистам (Д. АПригову и др.). В 1989 было опубликовано его «Послание» Л. С. Рубинштейну и т.д. Стихотворение Тимура Кибирова «Исторический романс», датированный 1996 годом, на мой взгляд, является образцом постмодернистской литературы. Комплексный художественный анализ данного произведения на уроке может способствовать расширению представления старшеклассников о ведущем направлении литературы конца ХХ века. Для работы учащимся заранее можно предложить следующие вопросы.
Прокомментируйте название стихотворения «Исторический романс». Каковы жанровые характеристики романса (сюжетно-тематическое ядро, система мотивов, стихотворный размер, система художественных средств)? Каким из этих характеристик автор следует, а какие сознательно нарушает?
Сравните стихотворение Кибирова с его очевидным «прототекстом» – стихотворением Некрасова «Тройка» (1846). Каковы возможные отношения героев? Кому сочувствует автор? Какова роль мотива рока в том и другом стихотворении? Сравните стихотворный размер, систему рифмовки стихотворений (обратите внимание на последние строфы).
Сравните стихотворение Кибирова с еще одним поэтическим произведением – стихотворением Александра Блока «Россия» (1908). Какие общие образы и мотивы вы можете обнаружить?
Найдите в стихотворении цитаты и аллюзии, отсылающие к другим произведениям русской литературы. Как вы думаете, почему стихотворение содержит такое количество явных и скрытых цитат?
Проанализируйте лексику стихотворения (просторечия, галлицизмы и т.д.). Зачем автору нужен такой «стилистический винегрет»?
Стихотворение написано в виде эмоционального монолога-обращения. Как вы думаете, чей это монолог и к кому он обращен?
Стихотворение полемично по отношению к некоторым социальным и историческим концепциям ХIХ века. Что это за концепции? Какое отношение имеют к ним Толстой, Руссо, ланкастерская школа, косоворотка и т.д.?
Как вы понимаете социально-историческую концепцию Тимура Кибирова: отношения образованного класса и народа, предопределенность будущих революционных событий, влияние социально-политических теорий на поступки конкретных людей и жизнь государства в целом. (Отвечать на все вопросы не обязательно, главное обоснованно выразить свою собственную точку зрения).
Стихотворение написано в форме монолога, обращенного к обобщенному лицу, светскому молодому человеку. Множество обращений, риторических вопросов и восклицаний в тексте являются средством создания эмоционального напряжения от сочувствия к герою до предостережения. При этом герой лишен всяких индивидуальных качеств, обезличен. Для литературы постмодернизма вообще характерно стремление к разрушению литературного героя, персонажа как психологически и социально выраженного характера. В тексте герой вращается в какой-то бессмысленной хаотичной среде: цыгане, пейзанки, мамзели, кан-кан, брызги шампанского.  По словам исследователя постмодернизма Ильина, «восприятие человека обречено на …на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность».. В понимании постмодернистов, любая история - это история создания и интерпретации текста . Реальности так таковой просто нет. Постмодернистский текст творит новую - метареальность Именно с этой матареальностью вступает в диалог автор-повествователь на уровне интертекстов, идей, концепций.
Структуру стихотворения составляют - прототексты или интертексты - это цитаты из предшествующей литературы. Множество ссылок, намеков, т.е. аллюзии на известные факты создают его исторический фон. Извлеченные из контекста, удаленные от времени написания цитаты из произведений Н. А Некрасова, А А Блока, А С Пушкина, перестают нести единственно возможный смысл, превращаются в некие коды, передающие информацию,  которые в данной авторской комбинации необходимо расшифровать. Автор рассчитывает на эрудированного читателя, способного разбираться в его смысловых комбинациях – загадках.
Обратимся к названию произведения. В традиционном понимании романс – это музыкально - поэтический жанр, в основе которого любовные переживания героев. . Авторский замысел связан с романсами эпического содержания как народные и городские романсы. Диссонансное звучание приобретает то, что заимствованный из контекста материал помещен в новую маргинальную плоскость. Отсюда некий антиромантизм, ироничность повествования. Ирония в тексте несет концептуальную позицию. Несоответствие идеалов и повседневности порождает исторический пессимизм по отношению к перспективам общественного развития
При внимательном чтении у читателя возникает ряд литературных ассоциаций Начало первой строфы - это очевидный прототекст из стихотворения «Тройка» Н.А.Некрасова. В ней звучат мотивы любовных переживаний, тоски от безысходности судьбы. Другая явная ссылка на стихотворение А.Блока «Россия». Те же мотивы смерти, безысходности. Россия, она вся та же, у нее особенная «разбойная краса», а песня ямщика звенит «тоской острожной». Бунтарство, стремление к свободе – неотъемлемая характерная особенность русского народа. В последней строфе упоминается император Петр Федорович (1761 – 1762), прозванный в народе Петром Третьим. Многие выдавали себя за него, одним из самозванцев был Емельян Пугачев. Автор завершает логическую цепочку мотивов аналогией с историей о заячьем тулупе Петра Гринева из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина.
Какова роль этих мотивов в авторском миропонимании? Поэт не случайно в изображении социальных сословий использует прием противопоставления: «крестьянка» - «барчук»,«мужик» - «барин», «блистательный свет, ложи» - «изба, кленовые сени». Автор считает, что между этими сословиями непримиримые противоречия, отличаются классы, прежде всего уровнем культуры, мироощущением. Поменяв «ментик» на «косоворотку», т.е крестьянскую рубашку, проблемы сословных взаимоотношений невозможно разрешить. Это вечная проблема, вечное противостояние, возможно, поэтому в стихотворении нет ни начала, ни логически завершенного конца.
В истории было много попыток обустроить общество мирным и насильственным путем, руководствуясь разными идеями и учениями. Поэт упоминает ланкастерскую школу, существовавшую в 1798 годах в Англии, в основе учения которой была разновозрастная система воспитания, основанная на взаимопомощи. Упоминает Руссо, который проповедовал учение о воспитании человека, не испорченного собственностью, Лева Толстого с его учением об общественном переустройстве по принципу взаимопонимания, любви и согласия и т. д. По мнению автора, идеи и концепции в современном мире перестают быть догмой. Век революционных потрясений канул в прошлое, потому что тоталитарная идеология исчерпала свои ресурсы. Наступила эпоха плюрализма. Из плюрализма, отрицания превосходства одной идеологии над другой вытекает критическое отношение к любой политической модели. Автор не столь оптимистичен в своих прогнозах в развитии классовых взаимоотношений образованного класса и народа. Каждый из них представляет собой сумму унаследованных моделей поведения и способов восприятия реальности. Принцип плюрализма связан с постмодернистским термином ризома - это такое устройство корневища, при котором отсутствует один центральный корень, оно состоит из множества маленьких и равнозначных корешков. Идеал ризомы обозначает такую структуру социального устройства, при котором общество распадается на множество подвижных групп-субкультур, каждая из которых обладает своим особым языком, системой ценностей. При этом ни одна из подобных социальных и мировоззренческих систем не может быть догматично признанной "истинной". Автор предостерегает от того, какую опасность представляет толпа с маргинальным сознанием, если появится идейный вдохновитель как Пугачев.
Главная загадка в стихотворении заключается в том, что для автора важны не образы в произведении и не определенные идеи. Его главная – показать мнительность всяких универсальных ценностей, концепций, разрушение мифов. Человек должен сознательно выбирать для себя правила, а не повторять то, что было сказано гениями, преследующими свои интересы. Особую роль в этом плане играет своеобразная лексика. Смешение лексики разных стилей от просторечия: «напялил», «швыряет», «охолонь» и т. д. до галлицизмов: « мон шер», «мон анж» расширяет рамки разговорного стиля, согласно своему замыслу автор пытается передать в тексте многозвучность голосов, каждый из которых должен быть услышан. В целом поэт отстаивает право конкретного человека на свой простой, уютный мир без всякого вмешательства в их жизнь разных борцов за немеркнущие идеи.
Погружение в процесс постижения данной литературы учащимся в дальнейшем поможет совершать свои маленькие открытия, создавать разные творческие работы. Например, данный комплексный анализ может завершиться написанием развернутого эссе по стихотворению Тимура Кибирова «Исторический романс»
В заключении хочется сказать, изучение литературы постмодернизма для учителей может стать универсальной экспериментальной творческой площадкой, открывающей возможность создания новых, часто парадоксальных стилей и направлений, сделает возможным оригинальное переосмысление классических эстетических ценностей в искусстве.
Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с её настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой.
Изучение русской постмодернистской литературы обогатит представление учащихся о современном этапе историко-литературного процесса, будет способствовать обнаружению интеграционных, преемственных связей между русской классической и современной литературой, будет способствовать стимулированию самостоятельной исследовательской деятельности старшеклассников и вызывать к ней интерес.
Литература.
Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
Орищенко С.С. Постмодернизм в школьном изучении. («Другая проза» Людмилы Петрушевской на уроках внеклассного чтения в 11 классе) // Сб: Ознобишинские Чтения. Т.З. - Инза - Самара, 2005.
П. А. Ковалев. Концептуалистский почерк Тимура Кибирова 4. Итернет –ресурсы
Заявка для участия в конференции Собор русский Башкортостана.
Фамилия ГилемзяноваИмя ФаридаОтчество АхметовнаУченое звание -
Должность Учитель русского языка и литературы высшей категории
Место работы МОБУ СОШ №2. с Бижбуляк, Бижбулякского района РБ
Контактный телефон 8-927-952-11-96
Домашний адрес Республика Башкортостан,Бижбулякский район, с Бижбуляк, ул. А.Николаева, д.16
e-mail
HYPERLINK "https://e.mail.ru/messages/inbox/" farida.giliemzianova@mail.ruТема доклада Преподавание русской литературы в школе: опыт, проблемы, перспективы.
Потребность в гостинице -