Проект Конституция РФ — путь к правовому государству


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова, г. Тула.
ПРОЕКТ:
«Конституция России – путь к правовому государству»
(на конкурс, посвященный 20-летию принятия Конституции РФ)
Выполнила: ученица 11 А класса
Федорищева Татьяна

Руководитель: учитель истории
и обществознания Рожкова Л.А.
Тула 2013
Содержание:
Введение.
Понятие и признаки правового государства.
Анализ статей Конституции РФ, закрепляющих принципы правового государства.
Препятствия для становления правового государства в России и способы их устранения
Заключение.
Список использованной литературы.

Введение
Еще недавно понятие правового государства было чуждо русскому человеку. Его считали оплотом буржуазных ценностей, с критикой и скептицизмом подходили к вопросу о его становлении в России. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Политики с экранов твердят нам, простым гражданам, о верховенстве наших прав и свобод, об их гарантии, защищенности государством. Однако на практике мы все еще часто сталкиваемся с противоречиями, ошибками, несовершенствами правовой системы страны. Почему это происходит? Как обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, направить политику именно в это русло? Какое влияние на становление правового государства оказывают законы страны, в частности, Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году?
Итак, цель моего проекта – оценить значение Конституции в становлении правового государства в России. В соответствии с ней выдвигаются следующие задачи:
Изучить статьи Конституции РФ, касающиеся становления и закрепления принципов правового государства в нашей стране;
Проследить действие конституционных принципов в правовом государстве;
Выявить значимость конституционных норм в формировании правового государства
Определить особенности и проблемы формирования правовой государственности в Российской Федерации;
Поиск решений для устранения преград на пути становления правового государства.
Проект направлен на формирование и повышение правовой культуры учащихся старших классов нашей школы. Его использование возможно его на уроках обществознания по темам «Правовое государство» (9, 10 классы), «Конституционное право» (10-11 классы), в также во внеурочной деятельности.
Понятие и признаки правового государства
Понятие «правовое государство» вошло в наш словарный запас сравнительно недавно, однако оно уже успело прочно закрепиться в лексиконе наших политиков и граждан. Правоведы определяют правовое государство как государство, в котором права и свободы человека первичны, а основу общественного регулирования составляют нормы права. Концепция правового государства не так нова, как может показаться на первый взгляд.
Первые предпосылки для создания него появились еще в античности. Политические и правовые идеи, сформированные философами древности, а также основные политико-правовые институты Древней Греции и Рима и первый демократический опыт стали первыми шагами в развитии правовой государственности. Такие мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, высказывали идеи законности правления, выстраивали модели идеального государства, а Цицерон в своем труде «О государстве» впервые определил государство как правовое сообщество граждан, воплощающее справедливость и право.
Дальнейшее развитие эти идеи получают только в XVIII-XIX веках вместе с буржуазными революциями. В сознании передовых мыслителей Нового времени рождаются идеи равенства всех людей перед законом, антиабсолютистские настроения заставляют вернуться к концепциям античной философии. Огромный вклад в развитие теории правового государства внесли Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гроций, Д. Дидро, Вольтер, Т. Джефферсон и другие передовые мыслители XVIII-XIX веков. Они разработали важнейшие для правовой науки теории: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей. Позже происходит формирование немецкой философской школы, родоначальником которой стал И. Кант. В работе «Метафизика нравов» он наиболее близко подходит к определению понятия правового государства, однако впервые этот термин был сформулирован и введен в употребление Робертом фон Молем.
В нашей стране тема правового государства поднималась трудах А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева , Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других мыслителей. В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других.
Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной. Возвращение к ней произошло только в период перестройки, после распада социалистической системы. С опорой на опыт демократических государств в нашей стране началось практическая реализация теории правового государства.
Правовое государство обладает рядом особых признаков, которые отражены в представленной ниже схеме:
Признаки правовогогосударства
Верховенство закона, равенство перед ним всех граждан
Гарантии соблюдения прав и свобод человека
Принцип разделения властей
Высокая правовая культура граждан

Рассмотрим каждый из признаков детально:
Верховенство права и закона. Закон в правовом государстве имеет высшую юридическую силу. Главным сводом законов является Конституция, все другие правовые акты должны соответствовать и не противоречить ей. Основой функционирования государства является соблюдение законов гражданами и государственными органами.
Разделение властей. Деление властей на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для исключения монополизации власти и ее произвола. Этот демократический атрибут призван сохранять баланс между органами государственного управления.
Гарантия прав и свобод граждан. Наличие механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в государстве.
Высокая правовая культура граждан. Единство правовых знаний, уважения к праву и правомерного поведения личности. Наличие у личности позиции активного гражданина, заинтересованность в проблемах общества и государства.
Реализация принципов правового государства зависит еще от ряда условий, в частности, от обстановки в различных сферах общества в стране.
Экономическая ситуация. Для становления правового государства необходимо наличие в обществе рыночных отношений, основанных на разнообразных формах собственности и их законодательном закреплении, свобода экономической деятельности.
Социально-политическая ситуация. Наличие гражданского общества, т.е. многообразных неполитических институтов, способствующих реализации прав граждан, их гарантированности и защищенности. Господство демократии как политического режима, политический плюрализм и отсутствие дискриминации в сфере политических отношений.
Правовая ситуация. Наличие разветвленной системы судебной защиты граждан, независимость суда.
Морально-нравственная ситуация. Выражается в равенстве и свободах граждан, защиты чести и достоинства человека, гуманного и справедливого отношения к нему.
Итак, мы видим, что формирование правового государства возможно только в условиях признания обществом и властью главенства прав и свобод человека и гражданина, высокой политической образованности граждан, а также наличие определенного уровня развития государства.
Основной закон нашей страны – Конституция 1993 года – был принят в переломный момент истории нашего государства. Новая страна, Российская Федерация, нуждалась в качественной смене политических и правовых ориентиров. Принятая референдумом 12 декабря 1993 года Конституция стала лишь первым шагом к построению активно функционирующего правового государства.
Теперь рассмотрим, какие положения Конституции отражают и закрепляют принципы правового государства и как осуществляется их реализация на практике.

Анализ статей Конституции РФ, закрепляющих принципы правового государства
Действующая Конституция РФ – пятый подобный документ, принятый в нашей стране. Первая Конституция РФ была принята в 1918 году, и она провозглашала победу новой Советской власти в России, имела классовые ограничения, обеспечивающие гегемонию пролетариата. С образованием СССР 30 декабря 1922 года появилась необходимость и в новой Конституции, которая была принята 31 января 1924 года. В середине 30-х годов Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) сделала вывод о построении социализма в СССР. Все политические и социально-экономические изменения нуждались в конституционном закреплении, это стало причиной принятия 5 декабря 1936 года так называемой «сталинской» Конституции. Новый этап развития социалистического Советского Союза, этап «развитого социализма» нашел свое отражение в Конституции СССР 1977 года.
Политические и экономические события конца 80-х начала 90-х годов привели к распаду СССР и отказу от командно-административной модели экономики. И основной закон уже не соответствовал новым потребностям общества: содержание Конституции вошло в противоречие с действительностью. Изменения, которые пытались внести в нее власти, не представляли собой единой системы, местами противоречили основному тексту документа. Так назрела потребность в тотальных преобразованиях в области конституционного права.
Новая Конституция была принята 12 декабря 1993 года всенародным референдумом. Она заложила фундамент новой общественно-политической системы, в том числе и основы правовой государственности.
Рассмотрим более подробно те статьи Конституции, которые имеют непосредственное отношение к становлению правового государства.
Глава первая закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации.
Статья 1 определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Впервые в истории нашей страны статус правового государства был закреплен конституционно, из чего можно сделать вывод, что идея правового государства была беспрепятственно принята не только обществом, но и властными структурами страны.
Статья 2 говорит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В этом положении закрепляется один из главных признаков правового государства – гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3 закрепляет основы демократии: народ определяется как носитель суверенитета и единственный источник власти. Это положение создает основу для развития социально-политической ситуации, благоприятной для становления правового государства.
Статьи 4 и 5 закрепляют единство территории России, верховенство Конституции на всей территории страны. Таким образом реализуется верховенство права и закона, равенство и обязательность исполнения для всех граждан – еще один признак правового государства.
Статья 7 определяет Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», т.е., как и статья 2, гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.
Статьи 8 и 9 говорят об основах экономики РФ. В них гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности. Так создаются экономические предпосылки для функционирования правового государства.
Статья 10 имеет особое значение в Конституции РФ, так как сама является одним из главных принципов правового государства – принцип разделения властей. Статьи 11 и 12 более детально раскрывают это положение. Разнообразие и независимость властных органов предотвращают монополизацию власти и диктат как ее следствие.
Статьи 13 и 14 признают идеологическое и религиозное многообразие, запрещает любую дискриминацию по этим признакам. Таким способом реализуется ряд прав человека и гражданина.
Статьи 15 и 16 придают Конституции РФ высшую юридическую силу, тем самым обеспечивая верховенство права и закона в стране. Кроме того, здесь признается верховенство международного права. Таким образом происходит своего рода приобщение законов страны к международным стандартам права.
Глава 2 не менее важная для развития России как правового государства, так как именно в ней закреплены основные права и свободы человека и гражданина. Именно в этой главе наиболее полно раскрыта нацеленность России на становление правовой государственности.
Статьи 17-19 обеспечивают равенства прав и свобод человека и гражданина, запрещая любую дискриминацию, т.е. мы видим непосредственное закрепление в Конституции одного из принципов правового государства. В статьях 20- 65 закреплены основные права и обязанности людей, которые являются естественными и неотчуждаемыми. Особое внимание следует уделить статьям 45 и 46 в которых говорится о защите прав и свобод человека государством. Все это свидетельствует о том, что приоритетом, главной ценностью в нашей стране являются именно права личности, вся деятельность государства направлена на их реализацию и защиту. Так наиболее полно раскрывается сущность России как правового государства.
Глава 3 закрепляет основы федеративного устройства страны. Здесь особенную связь с функционированием правового государства имеет статья 76, которая определяет иерархию законов Российской Федерации. Так обеспечивается единство системы законов, что помогает обеспечить его верховенство и исполнение на всей территории страны.
В главах 4-8 конкретизируются и разделяются функции, обязанности и полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ и судов РФ, а также полномочия органов местного самоуправления. Здесь четко прослеживается принцип разделения властей, их независимость друг от друга. Выборность Президента РФ (статья 81) и Государственной Думы (статьи 95 и 96) дают гражданам возможность не просто участвовать в политической жизни страны, а представлять свои интересы на высшем уровне. И здесь мы вновь видим ориентацию на соблюдение прав человека. Независимость судов (статья 120) также направлена на реализацию этого аспекта концепции правового государства.
Итак, проведя анализ статей Конституции Российской Федерации, мы увидели, что принципы и основы для создания правового государства отражены в ней в полной мере. Однако зачастую мы становимся свидетелями откровенного несоблюдения и нереализации норм и поведения, которое предписывает нам Основной закон страны. Почему же в России правовое государство сформировано только на бумаге, а на деле же не удается воплотить его концепцию в жизнь?

Препятствия для становления правового государства в России и способы их устранения
Итак, чего же не хватает нашей стране, чтобы стать действительно фактическим правовым государством? Для ответа на этот вопрос вернемся к основным принципам правового государства. В Конституции четко закреплены основные права и свободы граждан, разделение властей, верховенство закона, однако один из главных принципов отражен быть в ней не может. Это правовая культура и образованность граждан. Так случилось, что всего за несколько десятилетий в нашей стране резко поменялась правовая система, разрушилась существовавшая ранее идеология, на замену ее пришли новые ценности. Разрушилась существовавшая ранее политическая культура, взрослое поколение еще не до конца приспособилось к новым ценностям, а новое молодое поколение, которое должно было быть воспитано в соответствии с ними, еще не успело сменить старшее.
Получилось, что общество находится в некотором роде в маргинальном положении. Уничтожена старая среда их социального существования, но не создана до конца новая. Несовершенство законодательной системы, множественные противоречия в ней, мощь бюрократического аппарата не дают гражданам отвыкнуть от недавнего советского прошлого. Рыночная экономика также находится только на начальном этапе формирования, об экономической независимости каждого человека речи пока что не может быть и речи. Многочисленный и стабильный средний класс – опора для государства и общества – не был создан в самом начале нового пути, а в конце 90-х годов общество расслоилось на два противоположных полюса – богатые и бедные. Теперь скрасить резкие противоречиями между этими социальными слоями стоит больших трудов, экономические проблемы порождают проблемы социальные и наоборот. Фактически мы находимся в замкнутом круге, который не позволяет гражданам адаптироваться к новой общественной среде.
Для формирования у граждан высокого уровня правовой культуры необходимо комплексное реформирование всех сторон жизни общества. И первый шаг на этом пути уже был сделан 20 лет назад – была принята Конституция. Пусть ее действие пока что не подкреплено фактами и практикой, но российское общество уже встало на верный путь – путь к правовому государству.
Заключение
Итак, на основании проведенной аналитической работы мы можем сделать вывод, что в России правовое государство сформировано лишь теоретически. Становление правового государства – процесс длительный, трудный для общества и властей. Необходимо решение проблем в совокупности, работа над всеми сферами жизни общества, проведение идеологических мероприятий, направленных на приобщение каждого к активному участию в жизни страны. Главный свод законов нашей страны, Конституция, во многом продвинула Россию на пути к правовому государству, однако этого не достаточно. Становление правового государства может занять годы и десятилетия, потому как в одночасье коренным образом поменять жизнь страны и ее населения невозможно. А главное – невозможно в один момент изменить мировоззрение людей. Поэтому необходимо проводить активную работу с подрастающим поколением, агитировать молодежь к участию в политической деятельности, не быть пассивными и равнодушными. Только общими усилиями мы сможем вывести страну на совсем новый уровень – уровень гражданского общества и правового государства.

Список использованной литературы:
Конституция Российской Федерации, М., «Просвещение», 2012.
Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и, проблемы становления российского федерализма, М. , 1999
Никитин А.Ф. «Основы права», учебник для общеобразовательных школ, 10-11 класс, М., «Просвещение», 2012.
Согрин В.В. Реалии и утопии новой России. // Отечественная история 1995, № 2
Филатов С.А. Что значит для России Конституция 1993 года? // Общественные науки и современность, 2003, № 6
Щетинов Ю.А. История России XX век, учебник для профильных классов общеобразовательных школ, М., «Просвещение», 2009.