Материал на интернет-конференцию региональной научно-практической Интернет-конференции «Преподавание истории Великой Отечественной войны в школе: актуальные проблемы, инновационный опыт» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Региональная научно-практическая Интернет-конференция
«Преподавание истории Великой Отечественной войны в школе:
актуальные проблемы, инновационный опыт»
(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Секция 3.
Человек в Великой Отечественной войне: опыт преподавания на уроках истории.
Руководители секции: Надолинская И.В., Альхова Т.А.
Тема работы: «Проектная деятельность обучающихся как способ осмысления ими роли Человека (Солдата, Работника тыла, Участника партизанского движения, Гражданина) в Великой Отечественной войне.»
Сапрунова Стелла Артуровна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 3
г. Новошахтинск Ростовской области
8-961-405-93-64
stelartur@mail.ru2015г
Рассматривая историко-культурный стандарт как основу исторического образования в современной школе, изучая его концептуальные основы, нельзя не обратить внимание на то, какая большая и важная задача образования и воспитания отводится роли личности в истории. И главная цель учителя сегодня, описывая глобальные исторические процессы и анализируя действия больших социальных групп, напомнить своим ученикам о тех, кто, собственно, и делал нашу историю. Изучая историю России через призму множества «малых» историй граждан своей семьи, города, района, учащиеся наиболее полно способны осмыслить глобальные исторические процессы, сформировать чувство гордости за свою страну, что, в свою очередь, поможет сегодняшним ученикам в определении своей гражданской идентичности. Человек в истории, человек прошлого века-это наш родственник, земляк, такой же гражданин России, как и мы. И к 70летию Великой Победы был выбран самый яркий образ-Человек-солдат, спасший мир от фашизма.
В 2014-2015году в рамках преподавания курса истории учащимся 5-11 классам МБОУ СОШ № 3 г. Новошахтинска были предложены следующие темы проектов:
1.Родные люди. Предполагается изучение родословной семьи, истории участия в Великой Отечественной войне членов семьи, ближайших и дальних родственников.
2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, военных биографий известных выпускников и учителей школы,
Проектная деятельность, и всем коллегам это известно, начинается с создания мотивации и постановки проблемы, а затем уже-сбор материала, оформление и выступление. Начиная работу по проекту к 70-летию Великой Победы я опиралась на уже достаточно полно реализованный проект Первого канала «Бессмертный полк». «Бессмертный полк» всегда на марше, продолжает бороться против фашистов, поэтому подвиг этих людей никогда не будет забыт. Перед учащимися школы была поставлена задача-провести в своих семьях поисковую работу к 70-летию Великой Победы, чтобы затем на уроках и во время внеклассных мероприятий рассказать о своих дедах и прадедах, участниках Великой Отечественной войны, о партизанах, о работниках тыла, о детях войны.
Поисковую работу сегодня трудно переоценить: огромный материал из семейных документов и фотоархивов еще не исчерпан до конца и ждет своих поисковиков. Цели нашей работы определились следующим образом: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, деятельность во благо Отечества, стремление быть творческой личностью, овладевая навыками и приемами исторического исследования. Все это предполагалось реализовывать на уроках истории как дополнительный краеведческий материал по предмету.
Историческими источниками стали документы, семейные фотоархивы и воспоминания. Учащиеся брали интервью, записывали рассказы, фотографировали медали и ордена, переводили в электронную форму фотографии и документы.
Основными действиями для нашей группы стали -изучение документации в семейных архивах, содержащей информацию об участниках боевых действий, о партизанах, о работниках тыла;
-опрос населения и сообщение сведений об именах и фамилиях погибших и пропавших без вести при защите Отечества в музей МБОУ СОШ №3;
-информационная деятельность среди родителей и учащихся и освещение в средствах массовой информации мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Но во время своих поисков группа столкнулась с вполне ожидаемыми трудностями - нет информации, умерли очевидцы, не сохранились фотографии. Все это требовало от учителя объяснений, рассказов о том, как работать с собранным документальным материалом, какие сайты министерства обороны и поисковые группы нам помогут. Работа руководителя проекта определялась не только постановкой проблемы, но и профессиональными навыками работы с архивными и документальными источниками, фотографиями, правилами обращения с наградами. Так, в частности, когда поисковая группа знакомилась с наградами Великой Отечественной войны, пришлось обратиться к истории создания орденов и медалей, определить для учащихся ценность и значение правительственных наград, поговорить о том, кто имеет право наследовать награды. Итогом работы с фотоархивами жителей стала фотовыставка в школе, а также участие в конкурсе военных фотографий.
Это была настоящая плодотворная работа. Впервые учащиеся сами писали историю жителей своего города и своей страны. В результате нашего поиска удалось восстановить забытые или и вовсе неизвестные страницы военной истории. Вот только некоторые из них, которые были отражены в проектах: был расстрелян фашистами начальник смены шахты им. М. Горького И. Безус за отказ добывать уголь во время оккупации, прошел от Ладоги да Кенигсберга фронтовой шофер А. Петренко, всю войну с 1941 по 1945гг прошли рядовой С. Мирошниченко и полковник А. Красников, принял командование батареей и геройски погиб на Украине И. Лисовой, бежал из плена и бил фашистов М. Болотов, работала на шахте после освобождения города двенадцатилетняя девочка А. Савельева. Всего было подготовлено 12 работ в виде презентаций и статей. Они были заслушаны на уроках истории в 9х и 11 классах. Например, при прохождении темы «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» в урок были включены воспоминания участника Курской битвы.
Данная тема для нашей школы особенная. Ведь школа носит имя Героя Советского Союза военного разведчика Михаила Ерохина, ученика 3-й школы г. Новошахтинска. На школе установлена мемориальная доска в его честь. Ежегодно в школе учащимися старших классов и преподавателями истории организуется Урок Мужества, на котором они рассказывают учащимся 2-5 классов о подвиге нашего земляка.
На городской конкурс интерактивных работ участники проектно-поисковой группы, ученики 9го класса, подготовили видеоролик по материалам Интернета и фотоархива Яндекс «Мы вас никогда не забудем», посвященный танковым войскам и собственно танку Т-34.
На определенном этапе к работе поисковой группы присоединилась наша городская газета «Знамя шахтера» и ее корреспондент Л. Желтобрюх. Итогом совместной работы стали статьи «Похоронка» и «У него на памятнике-звездочка...» Сотрудничество продолжается и сегодня.
Согласно реализуемому образовательному стандарту и тематическому планированию, в рамках темы «Великая Отечественная война 1941-1945гг», на уроках истории, учащиеся рассматривали итоги Великой Отечественной войны, итоги Нюрнбергского процесса над фашистами. Уроки истории постепенно наполнялись краеведческим содержанием. Так родился проект внеклассного мероприятия в форме общешкольной конференции «Они сражались за Родину против фашизма!» для учащихся 9-11 классов, на которой был представлен весь материал, собранный поисковой группой «Память сердца». Итогом Великой Отечественной и 2 мировой войны, учащиеся в своих сообщениях назвали приговор Нюрнбергского процесса, что стало возможным благодаря победе СССР над нацистской Германией. Нельзя забывать историю и то, какой великой ценой завоевано право на мирную жизнь -такой вывод был сделан участниками поисковой группы.
Проекты подготовлены, материал собран и систематизирован, успешно использован на уроках, оценки получены, конференция проведена, а материал сдан в школьный музей. Подведем итоги.
В современной школе проектно-поисковая работа приобретает гораздо более масштабный и социально-значимый характер. Участники группы выступали в газете, по городскому телевидению, работали на сайтах Министерства Обороны РФ, подключались к электронному музею города. Учащиеся сделали электронную обработку семейных фотоархивов, и документов. Полученная таким образом информация способствовала огромному интересу к истории, как учебному предмету, стал понятен смысл выражения «гражданин своей страны». Такие формы работы играют большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции.
Все проекты были обсуждены на уровне класса, школы, города, что способствовало как формированию позитивной мотивации к изучению истории России, так и повышению поисковой активности учащихся. Городской комитет по празднованию 70летия Великой Победы пригласил учащихся, авторов проектов, на праздник 9 мая в группу «Бессмертный полк» нашего города.
В данной статье я ставила перед собой задачу проанализировать сегодняшнее обновление исторического образования через внедрение концептуальных основ историко-культурного стандарта; его реализацию через систему работы с проектами по предмету, их взаимное позитивное действие. Проектно-поисковая работа по восстановлению памяти о Великой Отечественной войне, в целях выявления и установления неизвестных широкой общественности имен всех участников Великой Отечественной войны, наших земляках будет продолжена. Если на уроках истории звучат имена и истории жизни близких людей, то история обязательно становится отечественной и родной.