Образовательный материал


Департамент образования г.MocквыВосточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Специальный (коррекционный) детский дом
Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, V вида N!! 46
lО7497'Россия, г.Москва, ул.Байкальская, д.38 Телефон-факс:469-40-69
Конспект открытого занятия
«Удивительный, красивейший, сказочный
Санкт-Петербург»
Воспитатель Касьян.Т.В Москва 2010
педагогические цели:
- расширять представления детей о Санкт-Петербурге;
- познакомить детей со скульптурными группами на Аничковом мосту
«Укротители коней»;
- закрепить представления детей о скульптурах, украшающих некоторые мосты города (Львиный, Банковский, Аничков, Египетский);
- закрепить У детей понятие «достопримечательности»;
- закрепить умение детей узнавать и называть знакомые места города, памятники, сооружения, объекты: Стрелка Васильевского острова,· памятник Петру 1, Исаакиевский собор, Летний сад, Зимний дворец,
Петропавловская крепость;
- активизировать словарь детей: названия памятников,
объектов, сооружений; достопримечательности, скульптура, скульптор Клодт;
- воспитывать любовь к городу;
- закреплять умение раскрашивать черно-белое изображение, используя необходимые цвета, закрашивать контурный силуэт, не оставляя светлых пятен, равномерно нажимая на карандаш.
Коррекционная работа:
- развитие речи, мышления, памяти детей;
- развитие их зрительно-двигательной координации;
- развитие положительного эмоционального восприятия города.
Материалы и оборудование:
иллюстрации:
Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Летний сад (решетка), Стрелка Васильевского острова, храм Спас на Крови, Львиный мостик, Банковский, Аничков мосты (разные виды скульптур), Зимний дворец, магнитофон, аудиозапись песни «Санкт-Петербург» Содержание занятия
Дети свободно рассаживаются, перед ними выставлены иллюстрации: Летний сад, Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова, памятник Петру 1 и др.
Педагог. Ребята, мы с вами живем в городе, который называется ... (дети хором отвечают - Москва).
Наш город это…(дети столица нашей родины)
А правда говорят, что есть еще одна столица??
Дети :…..да, это северная столица - Санкт-Петербург
Воспитатель: а почему этот город называют второй столицей? (ответы детей)
Леша Г
Санкт-Петербург - гранитный город,Взнесенный Словом над Невой,Где небосвод давно распоротАдмиралтейскою иглой!
Воспитатель: Санкт-Петербург в 2008 году отметил свое 305-летие. Все россияне знают и любят этот город, расположенный на берегах реки Невы. Основал его царь Петр I. Как и Москва, Санкт-Петербург начал свою историю с крепости, расположенной на Заячьем острове. Позже ее назовут Петропавловской.
Сейчас Петропавловская крепость является экскурсионным центром – жители и гости могут посетить Петропавловский собор, который стал усыпальницей всех российских императоров от Петра I до Николая II, погулять по территории крепости. А еще ежедневно ровно в 12 часов дня сигнальные пушки, стоящие у стен крепости совершают холостой выстрел. Это традиция города (с 1865 года), по которой можно сверять часы.
В 1712 году Санкт-Петербург становится столицей России. Он был столицей до начала 20 века. В прошлом веке несколько раз менялось название города с 1914 – Петроград, с 1924 –Ленинград (карточки с названиями вывешиваются на доску). В 1991 году вернулось название Санкт-Петербург.
Мы с вами, видели много удивительно красивых дворцов, памятников, парков, садов, неповторимых улиц и проспектов. Многие места этого города вы полюбили, они стали вам такими близкими. Вы узнаёте их на открытках, в фильмах, на картинах художников, мы с вами рисовали, любимые места этого великого горда.
Назовите, пожалуйста, места Санкт-Петербурга, которые вам нравятся больше всего, скажите, чем привлекают на памятники, строения, если вы увидели их на иллюстрациях, покажите их.
Дети рассказывают о. своих любимых местах Санкт-Петербурга, читают стихи.
Вновь Исакий в облаченьиИз литого серебра...Стынет в грозном нетерпеньи.Конь Великого Петра.
Педагог хвалит их, особенно тех, которые вспомнили и прочитали стихи о городе
Воспитатель: все места, которые вы показали очень красивые, чтобы на них посмотреть, люди приезжают со всей страны и не только, даже из-за границы. Как, одним словом можно назвать эти места?
Дети: (достопримечательности)
Воспитатель: конечно же, вы правы, это достопримечательности города на Неве.
Еще одной достопримечательностью города является Зимний дворец – раньше здесь жили российские цари. Теперь расположен крупнейший в России государственный музей, расположенный в 7 зданиях. Подсчитано, что, если посетитель будет уделять каждому экспонату по 1 минуте, то для просмотра всей коллекции потребуется 9 лет.
Мы с вами смотрели фильм про этот город. В нем много красивых домов, дворцов, памятников, много удивительных улиц, площадей, нарядных садов и парков. Вот как про него сказал поэт…
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
…И майской ночью, на рассвете,
И в завыванье зимних пург,
Ты так прекрасен, наш любимый,
Красивейший Санкт – Петербург!!!
Итак! Как этот город можно назвать??? Правильно - красивейшим городом…..
А сейчас мы с вами прослушаем одну очень интересную сказку
(звучит сказка о грифонах)
Кот и Грифоны
Кот сидел на подоконнике и провожал задумчивым взглядом пролетающих мимо грифонов. Те, заприметив старого знакомого, приветственно муркнули, прежде чем скрыться в темноте наступившей ночи.
Грифоны выбирают для своих ежедневных полетов самое темное время суток, чтобы не привлекать к себе внимания и, по возможности, оставаться никем не замеченными. Ведь всем известно, что на тех, кто не верит в чудеса, встреча с чем-то необыкновенным может повлиять весьма странным образом, не всегда положительным. Особенно, если это «необыкновенное» размером с тигра, с повадками домашней кошки и орлиными крыльями в придачу. Потому-то грифоны и не любят попадаться кому-либо на глаза.
- Ой… А кто это? – девочка с любопытством прилипла к окну, глядя вслед диковинным зверям.
Кот махнул хвостом. У него этот жест был равносилен пожатию плечами.
- Стражи города. Грифоны.
- Грифоны? – удивленно переспросила девочка.
- Да, – подтвердил Кот. – А что такое?
- Но это же просто крылатые кошки! Почему у них такое странное название?
- Люди вообще имеют привычку многим давать странные названия. Ведь чтобы дать кому-то верное имя, нужно сначала разобраться в его сути. А не все этого хотят.
- А почему тогда они так похожи на кошек, если они гре… грифоны? – не унималась девочка, пробуя новое слово. То ей явно чем-то нравилось.
- Потом что они и есть кошки, – хмыкнул Кот. – Просто они очень хотели летать.
- И их желание сбылось?
- Ты же сама видела, – улыбнулся Кот.
- Кот, скажи… А все желания сбываются?
- Конечно! – воскликнул Кот, удивленно посмотрев на девочку. – Это же желания! А желания созданы для того, чтобы сбываться. Главное, искренне в них верить
Воспитатель: Про какие же существа идет речь? как вы думаете, почему их называют Грифонами?
Воспитатель : правильно, в этом городе много сказочных существ которые оберегают его от бед и напастей.
Суровы сфинксы над рекой
У них секрет один есть свой
Они его давно хранят
Уж много тысяч лет молчат
Про кого идет речь? (ответы детей)
Правильно, это и сфинксы на Васильевском острове.
и крылатые кони на арке Главного штаба на дворцовой площади.
А еще…
кто узнает?
У Фнтанки, у Фонтанки,
Триста лет тому назад,
Пограничною заставой,
Начался великий град.
Здесь хозяйничал Аничков,
Он майор с Петровских пор,
Он построил мост отличный
Через бурный вод простор.
Мастер Клодт коней ретивых
Водрузил на том мосту.
(ответы детей)
Правильно, еще кони на Аничкином мосту. Мы с вами уже рассматривали эту удивительную скульптурную группу, а сейчас вы еще раз посмотрите на нее и потом мы проведем небольшую викторину, кто больше всех ответит на вопросы:
Кого изобразил мастер КлодтСколько всего скульптур
Как они расположены на мосту?
Они все одинаковые?
Что делают укротители?
Как ведут себя кони?
Как вы думаете почему?
Какими словами можно сказать об укротителе? (сильный, смелый, мужественный, ловкий)
Какими словами можно описать коней? (сильные, резвые, огромные,неукротимые, необузданные)
Как вы думаете о чем могут мечтать эти кони?
А о чем могут мечтать грифоны?
Все эти диковинные существа придают Санкт – Петербургу неповторимость и как вы думаете что еще???? Правильно – сказочность. Вот поэтому этот город часто называют сказочным Петербургом
А что же они охраняют в Санкт – Петербурге?
Ответы детей (мосты)
“Мост нагнулся над рекой,
Над водою ровной:
Ах, красивый я какой!
Ах, какой огромный!
Вот тяжёлый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный отлитый,
Весь почти кружевной”.
Есть мосты в Петербурге,
Шесть сотен мостов
Людям было б не просто
Обойтись без мостов
Воспитатель:
А как вы думаете, зачем нужны мосты? (ответы детей)
Ведь по ним не смолкая, то вперед, то назад,
Лихо мчатся трамваи и машины спешат,
И идут пешеходы, не замедлив шагов….
Мы с вами много раз смотрели фильм про этот чудесный город, видели много красивых мостов, зданий, памятников. Давайте сейчас вспомним:
Итак:
какая главная река Санкт-Петербурга?
Какие достопримечательности вы запомнили?
Какие сказочные скульптуры охраняют город?
Много всего, красивого, удивительного и сказочного есть в этом городе, поэтому его так и называют УДИВИТЕЛЬНЫЙ, КРАСИВЕЙШИЙ, СКАЗОЧНЫЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
А сейчас вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в городе: статуи, памятники, мосты или еще что-то, а потом мы организуем выставку рисунков
на доске вывешиваются рисунки детей, проводится обсуждение.
Воспитатель: замечательные рисунки, а у меня для вас есть сюрприз. Проводится награждение детей сладкими подарками.
Список использованной литературы:
« стихи о Петрбурге» Анна Ахматова
«Люблю тебя, Петра творенье!» (из поэмы "Медный всадник")
«Петербург.ПригородыЭрмитаж» Игорь Гостев (bereg-a-narod.ru)
Архитектурные ансамбли Петербурга. От основания до наших дней. Справочник. 32912054140835 Валерий Исаченко