Инструкционно-технологическая карта для практической работы по МДК 02.01 специальности 23.02.03 на тему Расчет тарифа грузоперевозок
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №19
для выполнения практического занятия
по дисциплине «Экономика отрасли»
Тема: Расчет тарифа грузоперевозокЦель работы: Изучить методику расчета тарифов на грузоперевозки
Время занятия: 2 часа
Место проведения: аудитория колледжа
Приборы и инструменты: линейка, калькулятор
Умения и навыки: Знать метод расчета тарифов на грузоперевозки. Уметь рассчитывать показатели для определения тарифа на грузоперевозки
Программа работы:
Исходные данные для расчета
Показатели Единицы
Марка и модель грузового автомобиля МАЗ-544005
Марка и модель прицепа МАЗ-9397
Грузоподъемность автомобиля 15 тонн
Расстояние перевозки по группам дорог 28 км: по городу – 4, по загородным дорогам – 24, из них 20 – по асфальтированным дорогам, 4 – с гравийным покрытием
Расстояние подачи (нулевой пробег) 5 км
Пробег автомобиля с начала эксплуатации 350 тыс. км.
Амортизируемая стоимость автомобиля 1900 тыс. руб.
Амортизируемая стоимость прицепа 520 тыс. рубСтоимость используемого автомобильного топлива 37 руб.
Стоимость используемых шин 42 тыс. руб.
Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку 0,4 час
Время на подачу подвижного состава заказчику, ч; 0,2 часа
Норма пробега 44,6 км\час
Коэффициент использования грузоподъемности Кгр0,75
Коэффициент использования пробега Кп0,75
Методика расчета
Задание 1.
1. Расчет показателей транспортной работы за один автомобиле-день работы
Количество ездок с грузом за смену (Ке) определяется по формуле:
Ке = Тр/(Де.гр/Кп*Ст + Тп-р), (1)
Где Тр – продолжительность рабочего дня водителя за смену, ч.
Тр = 8 – Тп-з – Тп, (2)
Где 8 – продолжительность рабочего дня водителя за смену, ч;
Тп-з – подготовительно-заключительное время (с учетом времени предрейсового медицинского осмотра) равно 25 мин или 0.417 ч.
Тп – время на подачу подвижного состава заказчику, ч;
Ст – норма пробега, км\час
Де гр – длина ездки с грузом, км;
Кп – коэффициент использования пробега.
Тп-р – время простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой за одну ездку, ч.
Пробег автомобиля за смену (Пс) в километрах определяется по формуле:
Пс = Ке*Де.гр/Кп. (3)
Общий пробег автомобиля за смену (Побщ) в километрах определяется по формуле:
Побщ = Пс + По (4)
По – нулевой пробег, кмОбъем перевозок грузов автомобилем за смену (Огр) в тоннах рассчитывается по формуле:
Огр = Ке*ГРа*Кгр. (5)
ГРа – грузоподъемность автомобиля
Объем транспортной работы (грузооборот) за смену (ТР) в тонно-километрах:
ТР = Огр*Де.гр. (6)
Задание 2
2. Расчет себестоимости перевозок по статьям затрат
Заработная плата :
ЗП = ЗПв + ЗПр + ЗПс, (7)
Где ЗПв – заработная плата водителей, руб.;
ЗПр – заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих, руб.;
ЗПс – заработная платав руководителей, специалистов и служащих, руб.
Заработная плата водителей:
ЗПв = (Ктр*ТС1р/Др)*Кзп, (8)
Где Ктр – тарифный коэффициент водителей грузового автомобиля (автобуса) в зависимости от грузоподъемности этого автомобиля;
ТС1р – тарифная ставка первого разряда, действующая в организации, руб.;
Др – среднемесячное количество рабочих дней,
Кзп – коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты работы и специальные виды премий, доплаты и надбавки к заработной плате водителя и т.д.
Ктр = 2,59
Тарифная ставка 1 разряда = 12800 руб.
Др = 21,5 дней
Кзп = 2,1
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется по формуле:
ЗПр = Нзп* ТС1р/РНрв *Побщ/1000 * Кнз, (9)
Где Нзп – норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, руб. (403 руб. )
РНрв – расчетная среднемесячная норма рабочего времени, ч; (171,5 )Кнз – коэффициент корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава. (1)
Нзп = 403 руб.
Заработная плата руководителей, специалистов и служащих составляет 70% от заработной платы водителей
«Налоги и отчисления от средств на оплату труда»
Озп = ЗП * Нн/100, (10)
Где Нн – сумма нормативов налогов и отчислений от средств на оплату труда, %. (30%)
«Топливо»
Зт = Рт * Цт, (11)
Где Рт – расход топлива на плановое задание, л; (86,8 литров)
Цт – цена 1 л автомобильного топлива без учета налога на добавленную стоимость, уплаченного при его приобретении, руб.
«Смазочные и другие эксплуатационные материалы»
Зсм = Зт *Нсм/100 * Кпрс, (12)
Где Нсм – норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 рубль затрат на топливо, %. (5,76%)
Кпрс – повышающий коэффициент к норме расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на работу с полуприцепом (1,2)
«Ремонт автомобильных шин» рассчитывается отдельно по автомобилю и отдельно по прицепу.
Зш = Цш *Кш * Ни/100 * Побщ/1000, (13)
Где Цш – цена одного комплекта автомобильных шин, руб.;
Кш – количество шин, установленных на автомобиле, ед; (6 штук) ; на прицепе – 8 шин
Ни – норма износа шин в процентах на 1000 км пробега к стоимости шин. (1,195%)
Нип - норма износа и затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин полуприцепа (1,075%)
«Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава»
Зр = НЗзч * Побщ/1000 *Иц/100 *Кнз, (14)
Где НЗзч – нормо - затраты на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, тыс. руб. на 1000 км пробега. (6500 руб.)
Иц – индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом к декабрю прошлого года, %. (128%)
«Амортизация основных средств»
АОос = АО * Кп.ос, (15)
Где АО – амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов), руб.;
Кп.ос – коэффициент, учитывающий сумму амортизации прочих основных средств, приходящихся на данный вид перевозок (1,4)
Амортизационные отчисления на полное восстановление автотягача (АОа) определяется по принятому в организации производительному методу в соответствии со следующей формулой:
АОа = Ва * Нао/100 * Побщ/1000 * Ка, (16)
Где Ва – амортизируемая стоимость автомобиля, руб.;
Нао – норма амортизируемых отчислений, %; (17%)
Ка – коэффициент корректировки норм амортизации подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации. (1,1)
Амортизационные отчисления на полное восстановление полуприцепа определяются линейным способом:
АОп = Вп/Дгр *Нао/100 * Кп, (17)
Где Дгр – количество рабочих дней в году. (250 дней)
Нао – норма амортизационных отчислений, %. (10%)
Кп – коэффициент корректировки норм амортизации полуприцепа (0,7)
«Общехозяйственные (накладные) расходы»
Зн = ЗПв * Кох (18)
Где Кох – коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы приходящиеся на 1 рубль заработной платы водителей (0,8)
Кроме перечисленных затрат, в себестоимость включаются также налоги и платежи (Нвр), предусмотренные действующим законодательством. В нашем случае они составляют условно:
Нвр = 125,6 руб.,
Себестоимость перевозок (З) определяется как сумма вышеперечисленных затрат по статьям с включением налогов и платежей:
З = ЗП + Озп + Зт + Зсм + Зш + Зр + АОос + Зн + Нвр, (19)
Задание 3
3. Расчет прибыли
Плановая прибыль (ПР) определяется по формуле:
ПР = З * РН/100, (20)
Где РН – рентабельность перевозок нормативная (планируемая), %. (30%)
Задание 4
4. Расчет стоимости перевозки
Стоимость перевозки (СТп) определяется как сумма себестоимости, прибыли и налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых из выручки (Нвр):
СТп = З + ПР+ Нвр, (21)
Налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые из выручки, исчисляются в соответствии с действующим законодательством
Для расчетов примем Нвр = 4814,5 руб.
Стоимость перевозки с учетом налога на добавленную стоимость (СТНДС) определяется по формуле:
СТНДС = СТп * (100 + Нндс)/100, (22)
Задание 5
5. Расчет тарифа
Для определения тарифа необходимо полученную стоимость перевозки разделить на соответствующий объем транспортной работы:
– тариф за 1 тонну:
Тт = СТНДС/Огр, (23)
– тариф за 1 отправку груза:
Тк = СТНДС/Ке, (24)
– тариф за 1 тонно-км:
Ттр = СТНДС/ТР, (25)
– тариф за 1 км пробега:
Ткм = СТНДС/Побщ, (26)
Контрольные вопросы:
Что такое цена?
Что такое тариф?
Что нужно рассчитать для определения тарифа на грузоперевозки?
Задание на дом:
Повторить методику расчета тарифа на грузоперевозку.
Повторить методы начисления амортизации
Литература:
Лавриков, И.Н. Экономика автомобильного транспорта / И.Н.Лавриков, Н.В.Пеньшин. – Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2011.
Туревский И.С., Экономика отрасли. Автомобильный транспорт. –М.: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2013. – 288 с.