Урок по географии на тему Размещение основных природных ресурсов. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (10 класс)
Дата ______________ Урок 10 класс
Тема: «Размещение основных природных ресурсов. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран».
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о закономерном размещении основных природных ресурсов мира.
Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать и систематизировать знания полученные с помощью карты и статистических данных.
Воспитательные:
- воспитать в детях бережное и рациональное отношение к исчерпаемым видам ресурсов.
Оборудование:
Учебник 10 класса Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», стр. 26-27, рис.7,8,9; Атлас 10 кл. «Дрофа» стр.12-13 «Минеральные ресурсы мира», контурные карты; цветные карандаши, калькуляторы.
Тип урока: урок-практикум
Ход урока
Содержание урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, чтобы у вас на столе лежали: учебник, атлас, тетрадь, дневник, ручка, линейка, цветные карандаши, калькуляторы.Садятся,
успокаиваются.
Проверяют.
Сегодня, у нас урок-практикум. Сейчас я каждому раздам инструкцию, где вы должны будете выполнить задания на контурной карте и в тетради. Работа будет по вариантам на весь урок, кто не успеет доделает дома. За этот урок вы получите по две оценки: одна за контурную карту, а другая за тетрадь. Слушают
Выполнение практической работы Практическая работа №2
Тема: «Размещение основных природных ресурсов. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран».
Тема: Мировые природные ресурсы.
Проводится в течение урока.
Цели:
Образовательные:
- сформировать представление о закономерном размещении основных природных ресурсов мира.
Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать и систематизировать знания полученные с помощью карты и статистических данных.
Воспитательные:
- воспитать в детях бережное и рациональное отношение к исчерпаемым видам ресурсов.
Оборудование:
Учебник 10 класса Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», стр. 26-27, рис.7,8,9; Атлас 10 кл. «Дрофа» стр.12-13 «Минеральные ресурсы мира», контурные карты; цветные карандаши, калькуляторы.
Выполняется на контурной карте и в тетради, делаются выводы.
1 вариант
Инструкция:
1.Надпишите на контурной карте и в тетради название практической работы: «Размещение основных природных ресурсов. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран».
2. Проанализировав карту атласа 12-13 «Минеральные ресурсы мира», ареалом и фоном выделите на контурной каоте бассейны:
а) нефтегазоносные (фиолетовым цветом);
б) угольные (коричневым).
3. Условными значками покажите рудные пояса Земли.
4. По рисунку 9, стр. 26 учебника выделите лесные пояса контуром зеленого цвета.
5. Проанализировав рис.7, стр.26 учебника выпишите в тетрадь:
а) страны, имеющие наибольшую обеспеченность пашней на душу населения;
б) страны и регионы с максимальной долей обрабатываемых земель.
Ведущие страны по обеспеченности земельными ресурсами
Таблица №1
Страны, обеспеченные пашней
Страны и регионы с максимальной долей обрабатываемых земель 1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5.
Сделайте вывод.
6. Проанализировав рис.8, стр.27 учебника, выпишите в таблицу:
а) регионы с максимальной и минимальной обеспеченностью водными ресурсами;
б) страны наиболее и наименее обеспеченные водными ресурсами.
Ведущие страны и регионы по обеспеченности
водными ресурсами.
Таблица №2
Регионы Страны max min наиболее обеспеченные наименее обеспеченные 1.
2. 1.
2.
1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5. Сделайте вывод.
7. Рассчитайте ресурсообеспеченность стран по определенным видам сырья, если известно.
Вид ресурса Страны Запасы Добыча Численность населения Ресурсообеспеченностьнефть
Индия 900 млрд.т16,2 млн.тР=З/Д (на ск.лет)
США 3,8 млрд.т42,1 млн.тПашня
Индия 170 млн.га 11,2 млн.цР=З/Ч (на душу насел.)
США 200 млн.га 16 млн.цРезультаты занесите в таблицу.
Сделайте вывод.
2 вариант
Инструкция:
1.Надпишите на контурной карте и в тетради название практической работы: «Размещение основных природных ресурсов. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран».
2. Проанализировав карту атласа 12-13 «Минеральные ресурсы мира», ареалом и фоном выделите на контурной каоте бассейны:
а) нефтегазоносные (фиолетовым цветом);
б) угольные (коричневым).
3. Условными значками покажите рудные пояса Земли.
4. По рисунку 9, стр. 26 учебника выделите лесные пояса контуром зеленого цвета.
5. Проанализировав рис.7, стр.26 учебника выпишите в тетрадь:
а) страны, имеющие наибольшую обеспеченность пашней на душу населения;
б) страны и регионы с максимальной долей обрабатываемых земель.
Ведущие страны по обеспеченности земельными ресурсами
Таблица №1
Страны, обеспеченные пашней Страны и регионы с максимальной долей обрабатываемых земель
1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5.
Сделайте вывод.
6. Проанализировав рис.8, стр.27 учебника, выпишите в таблицу:
а) регионы с максимальной и минимальной обеспеченностью водными ресурсами;
б) страны наиболее и наименее обеспеченные водными ресурсами.
Ведущие страны и регионы по обеспеченности водными ресурсами
Таблица 2
Регионы Страны
max Min наиболее обеспеченные наименее обеспеченные
1.
2. 1.
2. 1.
2.
3.
4.
5. 1.
2.
3.
4.
5.
Сделайте вывод.
7. Рассчитайте ресурсообеспеченность стран по определенным видам сырья, если известно.
Вид сырья Страны Запасы Добыча Численность населения Ресурсообеспеченность
уголь
Индия 380 млн.т24 млн.т1025 Р=З/Д
США 5,6 млрд.т46 млн.т285,9 леса
Индия 145 млн.га 12,8 млн. 1025 Р=З/Д
Р=З/Ч
США 189 млн.га 24 млн. 285,9 Результаты занесите в таблицу.
Сделайте вывод.
Рассказ учителя
Беседа по карте
Работа с контурной картой Чтобы успешно справиться с заданием 3, я вам помогу. Сейчас я вам буду по карте показывать где размещаются рудные пояса, а вы должны их нанести на контурную карту. Будьте внимательны.
Месторождения рудных ископаемых располагаются неравномерно.
Выделят три рудных пояса Земли.
Почему выделяют пояса? Потому, что там, где проходит пояс, концентрация полезных ископаемых велика.
Итак, железный рудный пояс простирается на востоке Бразилии (в Южной Америке), из Западной части Африки переходит в Центральную и в Индию (от центра на восток).Отмечаем на контурной карте.
Второй пояс – медный. Проходит вдоль Кордильер и переходит в Анды.
В Европе: от Кордильер до побережья Черного моря, затем до западной части Индии.
В Африке – на юге.
Отмечаем на контурной карте
Оловянный пояс проходит от Чукотки, вдоль Тихоокеанского побережья (Охотское, Японское моря), на востоке Китая, через полуостров Индокитай, в Индонезии, через Австралию.
Отмечаем на контурной карте.
В условных знаках вы должны это все отобразить цветом и штриховкой, правильно и аккуратно подписать.
Итак, я надеюсь вы справились с этим заданием, приступайте к остальным. Отмечают на
к/к
Отмечают
Домашнее задание Откройте дневники и запишите домашнее задание. Доделать практическую работу, подготовиться к уроку – семинару.
Урок окончен. До свидания! Записывают
домашнее
задание
в дневник