Технологическая карта урока по физике на тему Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание (8 класс)


Димитренко
Марина Леонидовна
Технологическая карта урока


Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
Тип урока: Урок изучения нового материала
Класс: 8
Авторы УМК: А. В. Перышкин

Цели и задачи урока
Цель: знакомство с процессами плавления и кристаллизации
Задачи:
образовательные: повторить молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях;
объяснить особенность графика изучаемых процессов;
познакомить с удельной теплотой плавления и кристаллизации, формулой для расчета
количества теплоты;
развивающие: способствовать формированию умения оценивать и уточнять изученный материал;
полно и точно выражать свои мысли;
воспитывающая: стимулировать интерес к изучению физики, опираясь на её практическое значение.


Этап урока
Время, мин.
Содержание этапа
Основные реализуемые учебные действия учащихся

Число учеников
Формируемые универсальные учебные действия
(П. – познавательные,
К. – коммуникативные;
Р. – регулятивные;
Л. – личностные)

Формируемые планируемые результаты освоения программы по предмету


Организационный
1
Приветствие учителя. Создание условий для включения класса в учебную деятельность.
Настраиваются на учебную деятельность, взаимодействие с учителем.
22
К.: быстрое включение в учебную ситуацию общения.

Р.: самоорганизация.

Л.: внутренняя позиция школьника


Актуализация опорных знаний
7
Вводная беседа
Вода, лёд, водяной пар. Что общего и что различного?
Какие состояния вещества вы уже знаете из 7 класса?
Где в природе мы можем наблюдать переход из одного агрегатного состояния в другое? Приведете примеры использования человеком разных агрегатных состояний веществ. Наступает холодное время года, и мы будем наблюдать изменение агрегатного состояния. Какое?
Как мы с вами сформулируем тему урока?
Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях?





Работа в парах
В тетрадях напишите особенности молекулярного строения вещества в разных агрегатных состояниях. Эту работу выполните вместе с соседом по парте. Начните с названия и примера агрегатного состояния.
1 ряд пишет о газе, 2 ряд – о жидкости, 3 ряд – о твердом состоянии.
Зачитывание результатов письменной работы.

Отвечают на вопросы, вспоминая учебный материал 7 класса.










Формулируют тему урока.
Отмечают разные промежутки между молекулами, скорость и силы взаимодействия.



Работают в парах.










Участвуют в коллективном обсуждении и выборе правильного ответа. Делают записи в тетрадях.

14


















22

П.: извлечение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; логические рассуждения

К.: полное и точное выражение своих мыслей; формулирование своего мнения; учет разных мнений; учебное сотрудничество

Р.: оценка усвоения учебного материала; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; волевая саморегуляция

Л.: мотивационная основа учебной деятельности; развитие регуляторов морального поведения







Научатся распознавать плавление и кристаллизацию.
Получат возможность научиться приводить примеры практического использования физических знаний.














Научатся различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.












Усвоение новых знаний
15
Сообщающая беседа
Сформулируйте определение процессов плавления и кристаллизации.
Когда же происходит плавление и кристаллизация? А какие это температуры для одного и того же вещества?


Работа с учебником
.Давайте посмотрим таблицу температур плавления разных веществ в учебнике (стр. 39). Какое вещество имеет самую высокую температуру плавления? Что это значит? Какое вещество имеет самую низкую температуру отвердевания? Что это значит? А если вещество имеет температуру ниже (выше) температуры плавления (кристаллизации), что делать? Перед плавлением идет процесс нагревания, а перед кристаллизацией процесс охлаждения до температуры кристаллизации.
Все эти процессы можно представить на графике. Смотрим график в учебнике (стр. 40) и характеризуем все процессы, происходящие с веществом. Обратите внимание на температуру при плавлении и кристаллизации.
Что можно сказать о количестве теплоты при плавлении? при кристаллизации? Физическая величина, необходимая для плавления 1 кг вещества, называется удельной теплотой плавления, а физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при кристаллизации 1 кг жидкости, называется удельной теплотой кристаллизации или отвердевания. Эти значения представлены в таблице.
Назовите вещество с самой малой удельной теплотой плавления (кристаллизации) и с самой большой.
Удельная теплота плавления (кристаллизации) алюминия 3,9.105 Дж/кг. Что означают это число? Запишем наш ответ в тетрадь.
А если берётся больше 1 кг вещества? Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления (кристаллизации) вещества? Запишем формулу. Это основная формула. Как из неё получить производные? В каких единицах измеряются величины, входящие в эти формулы?


Дают определение плавления и кристаллизации, отмечают температуру этих процессов. Делают записи в тетрадях.

Работают с таблицей и графиком. Отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях.

18

П.: подведение под понятие; анализ, обобщение; использование знаково-символических средств; выведение следствий

К.: учет разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения;

Р.: волевая саморегуляция, познавательная инициатива;

Л.: учебно-познавательный интерес


Научатся объяснять на основе имеющихся знаний условия протекания плавления и кристаллизации.



































Научатся описывать изученные плавление и кристаллизацию, используя физическую величину: удельная теплота плавления и кристаллизации.





Закрепление новых знаний
6
Самостоятельное выполнение теста
(Физика.
8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е. А. Марон. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. ТС – 3, стр.38,
№№ 1 – 5, 8, 9)
Индивидуальное выполнение теста.
22
П.: свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание; выделение и формулирование проблемы; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; анализ, сравнение

Р.: волевая саморегуляция, контроль; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Получат возможность разрешать проблему на основе имеющихся знаний о плавлении и кристаллизации.

Самоконтроль и самопроверка
2
Взаимопроверка результатов теста.
Работают в паре.
22
Р.: контроль, коррекция

П.: выделение и формулирование проблемы, анализ, сравнение

К.: достижение договоренностей и согласование общего решения; управление поведением партнера

Л.: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения


Коррекция знаний
4
Объявление правильных ответов с объяснением.
Аргументируют правильный ответ.
7
П.: познавательная инициатива

Р.: самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

К.: достижение договоренностей и согласование общего решения


Подведение итогов
3
Скажите, что мы повторили и что узнали нового на уроке.
Объявление отметок.
Высказывают и обосновывают своё мнение.
5
П.: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.: внутренняя позиция школьника

К.: формулирование и аргументация своего мнения


Инструктаж по выполнению д/з
2
§§ 12 – 15.
Составьте не менее трёх вопросов и ответов по теории. В вопросах, написанных цветной пастой, подчеркните главное. Ответы должны быть полными. Домашнюю работу выполните в правой части страницы.
Записывают домашнее задание.






15