Конспект урока по физике для 7 класса Агрегатные состояния вещества
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Агрегатные состояния вещества
ФИО (полностью)
Кузьменко Инна Вячеславовна
Место работы
МОУ СОШ №73
Должность
учитель
Предмет
физика
Класс
7
Тема и номер урока в теме
Урок №12 по теме «Агрегатные состояния вещества»
Базовый учебник
Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений /А.В. Перышкин - М.: Дрофа.
Цель урока: познакомиться с понятием агрегатные состояния вещества; узнать виды агрегатных состояний. Понимать различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
9. Задачи:
- обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, выяснить в ходе демонстрации опытов свойства твердых тел, жидкостей и газов; объяснить различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов на основе положений молекулярно – кинетической теории.
-развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике. Умения структурировать знания; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
-воспитательные: научиться использовать научные достижения для решения практических задач.
Тип урока: изучение новой темы
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, экран.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время(в мин.)
1
Постановка учебных проблем
Слайд №1, 2, 3
Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.
Воспринимают проблемы урока при постановке целей учителем.
Записывают тему урока в тетрадях.
1 мин.
2
Актуализация знаний
Слайд №4 “Агрегатное состояние вещества”
Слайд №5
Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся:
Нас окружают различные тела. Тела состоят из различных веществ.
В. 1. Какое вещество вы видите на слайде?
(Ответ: вода) В. 2. Когда вода замерзает образуется (лед)
В. 3. Лед, какое это состояние воды? (твердое)
Здесь одновременно существует два различных состояния воды – жидкое и твердое. В атмосфере вода содержится в невидимом глазу состоянии – пар. Когда пара становится много, в атмосфере образуются облака.
В. 4. В каких состояниях может находиться вода? (твердое, жидкое, газообразное)
Эти состояния вещества называются агрегатными. Это и будет темой сегодняшнего урока “Агрегатные состояния вещества”.
Итак, все вещества в природе находятся в трех состояниях – твердом, жидком, газообразном. Сегодня на уроке мы выясним, какими свойствами обладают вещества в различных агрегатных состояниях, а также объясним эти свойства.
Форма подачи материала – рассказ с элементам беседы.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
4 мин.
3
Мотивационный этап
“Развитие представлений о строении вещества”
Рассказ
Историческая справка
Слушают и просматривают изображение на мониторе.
3 мин.
4
Изучение нового материала
“Три состояния вещества”;
Слайд №4 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Слайд №5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Слайд №6 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проводят опыты
Отвечают на вопросы
Демонстрирует интерактивные модели
Отвечает на вопросы учащихся, контролирует правильность работы с ЭОР.
Задает вопросы учащимся на основе демонстраций
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
"Кристалл", связанных с различием в молекулярном строении веществ в разных агрегатных состояниях
Отвечает на вопросы учащихся, контролирует правильность работы
Самостоятельно изучают материал ЭОРа. Делают записи в тетрадях:
Газы. Расстояние между молекулами во много раз больше самих молекул, они почти не притягиваются и свободно движутся. Поэтому газы заполняют весь предоставленный объём, не имеют формы и легко сжимаются. Но если газы сильно сжать или охладить они переходят в жидкое состояние.
Жидкости. Молекулы расположены близко друг к другу, расстояние между ними сравнимо с размером молекул. Они скачками меняют свое место – “прыгают”. Поэтому жидкости не сохраняют форму, они могут течь, их легко перелить. Но сжать их трудно, так как при этом молекулы сближаются и между ними возникает отталкивание.
Твердые тела. Молекулы расположены в строгом порядке расстояние между молекулами сравнимо с размером молекул. Молекулы колеблются около определенной точки, не могут перемещаться далеко от неё. Поэтому твердые тела сохраняют форму и объем. Кристаллические тела.
Учащиеся делают вывод о том, что молекулы одного и того же вещества во всех состояниях одни и те же. Различаются состояния не молекулами, а их взаимодействием, расстоянием между ними и их расположением
20 мин.
5
Закрепление нового материала
Слайд№7 Заполнение таблицы: “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях”.
Слайды №8, 9, 10 - проводят опыты с жидкостью
Слайд №11 опыты
Слайд №13, 14
Слайд № 15
Вывод по таблице
Демонстрирует слайды №7, 8, 9, 10, 11,12, 13,14:
Рассказывает правила заполнения таблицы; объясняет дополнительно материал, используемый в заданиях для развития кругозора.
Заполняют 1-ую строку в таблице.
Заполняют 2-ую строку в таблице.
7 мин.
6
Контрольный этап (проверка усвоения нового материала)
Слайд № 16, 17
Вывод по таблице; развитие кругозора учащихся
Демонстрирует слайды № 16, 17:
Формирует практические навыки и умения; объясняет дополнительно материал, используемый в других заданиях для развития кругозора.
Самостоятельно записывают вывод в тетради. Производят самоконтроль. Взаимопроверку.
7 мин.
7
Итог урока. Домашнее задание.
Рефлексия. Учитель просит учителей продолжить фразы:
Я понял
Я узнал
Я удивлен
Комментирует итог урока. Отмечает наиболее активных учеников.
Задает и комментирует домашнее задание:
Выучить параграфы 11, 12 и таблицу
Задание 3
Слушают учителя, участвуют в работе по подведению итога урока. Записывают домашнее задание в дневники.
3 мин.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
ЭОР № 1 Развитие представлений о строении вещества
ЭОР № 3
Информационный
Информационный
Рисунки, озвученный текст
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2
ЭОР № 4Агрегатные состояния вещества
Информационный
Текст, звук
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3
ЭОР № 3Три состояния вещества
Информационный, контрольный
Анимация, текст, рисунки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный
Анимированная иллюстрация газообразного состояния вещества
5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный
Анимированная иллюстрация жидкого состояния вещества
6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный, интерактивный
Анимированная иллюстрация твердого кристаллического состояния вещества
7
ЭОР № 6-9, 11-13, 15-17 “Свойства веществ в разных агрегатных состояниях”
Контрольный, практический
Текст вопросов с интерактивной иллюстрацией таблицы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
8
ЭОР № 10 Вопросы для заполнения таблицы- на закрепление и развитие кругозора учащихся
Информационный, контрольный, практический
озвученные вопросы с иллюстрацией
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
9
ЭОР № 14Вопросы для заполнения таблицы- на закрепление и развитие кругозора учащихся
Информационный, контрольный, практический
озвученные вопросы с иллюстрацией и с раздачей материалов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
10
ЭОР № 18
Информационный
презентация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
11
ЭОР № 19
Информационный
презентация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
12
ЭОР № 20
Информационный
презентация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13
ЭОР № 21
презентация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
14
ЭОР № 22
презентация
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
15