Внеклассное мероприятие на тему Прощание с Азбукой и Элифбе


Утренник "Прощание с Азбукой и Элифбе"

Цели:
привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках;
воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;
развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, стремления к самовыражению; формирование коллектива.
Оборудование: 
плакаты "Азбука - ступенька к мудрости", "Кто много читает, тот много знает", "Книгу читаешь, как на крыльях летаешь"; ободки с буквами; буквы-значки для детей, компьютер, проектор, экран.

Ход утренника

Дети входят в зал под музыку
Ведущий.
- Селям алейкум, урьметли ана-бабалар, азиз талебелер!
Бугунь биз «Элифбе» байрамында  булунамыз. тез кечип кетти айлар. сиз энди окъумагъада да, язмагъада билесинъиз. Ана тилинде сизни лаф этмеге ве язмагъа элифбе огретти. бизим татлы, гузель, муляйым  тилимизде чокъ шиирлер, йырлар бар. Мен сизни бу байрамнен хайырлайым! Элифбе байрамына хош кельдинъиз!
- Дорогие, ребята, родители! Вот и закончились ваши первые учебные книги, Элифбе и Азбука. Кажется, что только вчера вы переступили порог своего класса. А сегодня посмотрите, какие вы красивые! Ведь вы за это время очень выросли, многому научились и многое узнали. Выучили буквы, научились читать и даже писать. А помощники-буквы познакомили вас, ребята, с прекрасными словами, сказками и рассказами.

Затем выходят дети, читают стихи.

Хош кельдинъиз, къартаналар!
Хош кельдинъиз, аналар!
Хош кельдинъиз, мусафирлер
Бу байрамгъа кельгенлер!

Селям санъа, гузель байрам
Элифбе севинч байрамы
Мусафирлер, бизден сизге
Бугунь байрам селямы!

Авесликнен окъудыкъ
Элифбе арифлерин.
А-дан тутып Я-гъадже
Огрендик биз эр бирин.


Сеслерни догъру айтып
Арифлерни таныдыкъ.
Эджалардан сёз япып
Окъумагъа башладыкъ.

Биз ойле бир балалармыз
Эм ойнаймыз, эм йырлаймыз
Шенъликсиз байрам кечмез
Оюн кулькю ич битмез.

Энди ана тилинде
Эм окъуймыз, эм язамыз,
Китаплардан эр шейни
Окъумагъа азырмыз.

-Биз бугунь айтамыз (Хош кельдинъиз Элифбе байрамына!)

Песня «Ана тилим»

- А давайте мы вспомним как у нас всё начиналось. 
  
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
   Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. А теперь на книжной полке Нас другие книжки ждут.
Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам – строчкам шли. Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли.
Теперь мы знаем буквы, слоги, Умеем говорить, считать, И постепенно, понемногу Мы научились все читать.

Машинисты и ткачи, Трактористы и врачи, Лесорубы и шахтеры, Космонавты и актёры.
Все хором.
Все когда-то в первый класс Приходили в первый раз.

Ну а сейчас ребята нам споют песню о школе. Песня «Чему учат в школе».

- А сейчас давайте посмотрим как же у нас всё начиналось. 

Просмотр фильма

- Скажите ребята, а кого же на нашем празднике не хватает? (Азбуки и Элифбе)

Элифбе: Селям алейкум, балалар!
Меним адым элифбе,
Сенден гъайрет, менден-ярдым.
Мени севип окъуп оссенъ,
Пек окъумыш олурсынъ сен.
Менден башлана илим, фен
Биль, оджалар оджасым мен.

Азбука (выходит на сцену): - Здравствуйте, ребята! Я слышала, как вы меня вспоминали
Я – азбука, учу читать Меня никак нельзя не знать Меня изучишь хорошо – И сможешь ты тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда.
Ведущий: - Ребята хотели сказать Вам «спасибо» за то, что вы научили их читать.
Ведущий: элифбе мы говорим: (все): Сагъ ол, Элифбе!
Ведущий: азбуке мы говорим: (все): Спасибо азбуке !

Азбука: - Я очень рада, что вы научились читать. Желаю и в дальнейшем больших успехов в учёбе. А сейчас я хотела бы проверить, хорошо ли ребята узнают буквы? Я буду описывать букву, а вы, ребята, попробуйте догадаться, о какой букве идет речь.

Есть два столба наискосок, а между ними поясок. (А)




Ну, посмотрите, кто такой, Загородив дорогу, Стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу. (Б)
К единице три приставим, что за букву мы составим? (В)
И подобно кочерге, горбит спину буква.(Г)

Эта буква широка и похожа на жука.. (Ж)
Посмотри на колесо и увидишь букву (О)
Ходит пешком калач с посошком. (Ю)
Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (С) Викторина

Элифбе – А я приготовила для вас загадки.
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Ручка) 
Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. (Карандаш) Стоит чудесная скамья, На ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта)
Ты беседуй чаще с ней, Станешь вчетверо умней (Книга) То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь) В этой узенькой коробке Ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки, Что угодно для души. (Пенал)

Ведущий: - Дорогие Азбука и Элифбе мы вам приготовили подарки. Сейчас ребята покажут, чему они научились. Ну а вы посидите, и на подарки поглядите.



Учитель: Сегодня к нам в гости пришли все 33 буквы русского алфавита. Сейчас мы покажем вам, чему мы научились с помощью Азбуки.
- Гласные здесь? - Согласные здесь? - Буквы, которые не обозначают звуков?
- Все собрались и готовы о себе рассказать.

А- Всем известна буква А
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Б –Посмотрите - кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой
Согнув баранкой ногу.
В – Вот буква В Видна вдали- Красивая, витая. Как будто крендель Испекли, Приезжих поджидая.
Г – Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
Д – Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная.
Е – На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась.
Ё и Е - родные сёстры, Различать сестёр непросто. Но у буквы Ё две точки, Словно к лесенке гвоздочки.
Ж – Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издает жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж.
З – На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.
И – На калитку посмотри: Чем она не буква И ? Между двух прямых досок Одна легла наискосок.
Й – Букву Й зовут «И кратким”. Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши.


К Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как буква Ка.
Л – Алфавит продолжит наш Буква эЛь – лесной шалаш.
М – Вот качели – Буква эМ!
Здесь качаться Можно всем!
Н – На букве эН Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки!
О – В этой букве нет угла, От того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла.
П – На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле.
Р – Буква эР – на мачте парус, Вдаль плывёт, небес касаясь.
С – Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом.
Т – Молоток стучит: “ Тук – тук! Букве Т я старый друг.”
У – У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У.
Ф – Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф.
Х – Забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка- Ветру вольному подружка.
Ц – Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка.
Ч – Первой букве В слове чтение – Букве Ч Моё почтение!
Ш – Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё.
Щ – играющий щенок. Кверху лапками он лёг.
Ъ – Из ведра не просто так
Нам воды напиться: Нужен ковшик – твёрдый знак, Чтобы не облиться.
Ы – А бедняжка буква ы Бродит с палочкой, увы.
Ь – Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась.
Э – Это – Э С открытым ртом И большущим языком.
Ю – Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри – ка, Что случилось: Получилась .буква Ю.
Я – Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая.

УЧИТЕЛЬ. Дети пусть отдохнут, а для родителей следующее задание. Интересно, как родители помнят сою школьную жизнь?
1. Самый главный праздник школьников? (1 сентября)
2. Чего ждут с большим нетерпением все школьники мира? (Каникул)
3. Самая любимая отметка учащихся? (5)
4. Ответственный за порядок в классе? (Дежурный)
5. Как называют ученика, имеющего по всем предметам «круг лые пятерки»? (Отличником)
6. Человек, любимым занятием которого является чтение книг? (Книголюб)
7. По ней чертят в школе? (Линейка)
8. Учащийся, который не любит учиться и выполнять домашние задания? (Лодырь)
9. Хранилище книг? (Библиотека)
10. «Комната отдыха» для учителей? (Учительская)
11. «Жалобная книга». (Дневник)
12. Это есть только у умных людей. (Ум)

- Для всех гостей в этом зале мы дарим танец с букварём
Танец с букварём

- А с помощью Элифбе мы познакомились с буквами крымскотатарского алфавита, научились читать и говорить на родном языке.
Энди ана тилинде
Эм окъуймыз, эм язамыз,
Китаплпрдан эр шейни
Окъумагъа азырмыз.



- А сейчас ребята для всех вас споют песню «Элифбе».

Учитель: Вместе с вами, дорогие ребята, постигали науку и ваши родители.
Дорогие родители! Я благодарна вам за помощь, которую вы оказываете мне в воспитании и обучении ваших детей. Берегите своих дочек и сыновей, помогайте им, будьте к ним предельно внимательны и терпеливы.

Мы вам дарим песню «Мамина улыбка»

Учитель: Дорогие первоклассники! Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти дипломы «Прочёл азбуку!» и желаю вам новых успехов.

(Вручение дипломов).
Азбука. Ну вот мне пора прощаться с ребятами. Шагала я с ними с самого сентября. Вот теперь я подожду других первоклассников. А с вами, ребята, продолжат путь другие мои сестрицы – книги. Это Чтение и Русский язык. Надеюсь, и с ними вы подружитесь также крепко, как и с Букварём. Они помогут вам еще лучше научиться читать и любить книги.

Элифбе. Машалла! Машалла!
Мени къувандырдынъыз!
Меним байрамымны
Пек гузель яраштырасыз!
Оюн, шиирлер, шенълик
Бегендим мне эр шейни!
Сагълыкънен къалынъыз!
Учитель: Ребята, давайте попрощаемся с Букварём и споём песню.

- А сейчас слово предоставляется завучу школы Османовой Сивиле Серверовне.

- Слово для поздравления предоставляется нашим родителям.
- Ну а сейчас ребята хотят пригласить своих родителей на общий зажигательный танец «Хайтарма»
Айтыныз бизге
Бир хайтарма чалынсын
Ортагъа тюшейик
Бир оюн тошейик.

Общий танец «Хайтарма»
- На этом наш праздник заканчивается. Желаю вам новых побед, успеха и удачи! Спасибо всем, кто пришёл на праздник, здоровья всем, счастья, мира и солнечного тепла.


















ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ
Буквы разные писать Тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, Малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. К четырём прибавить два, По слогам читать слова Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Книжки добрые любить И воспитанными быть Учат в школе, учат в школе, учат в школе.



Дружба с букварём
1 куплет
Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили видно вы не зря
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев:
Буквы разные от А до Я
Наши лучшие теперь друзья
Гласные и согласные подружки дорогого букваря 2 раза
2 куплет
Мне не нужно к маме больше приставать
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря
Буквы изучали мы из букваря.
Припев:
3 куплет
Радуются дети, мамы и отцы
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев:








Элифбе байрамы
Авесликнен окъудыкъ
Элифбе арифлерин.
А-дан тутып Я-гъадже
Огрендик биз эр бирин.
Багълама:
А, Б, В, Г, Гъ, Д, Е
Ерлештилер сыранен.
Ерлештилер сыранен
А, Б, В, Г, Гъ, Д, Е

Элифбе байрамына
Азырландыкъ эпимиз
Эр феске бирер ариф
Яздыкъ бизлер эпимиз.

Багълама:








Слово предоставляется библиотекарю нашей школы


Библиотекарь.

Я приглашаю Вас в библиотеку читать интересные книги. Библиотека – это чудесный книжный город, а я хозяйка этого города и зовут меня

Библиотекарь.

Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжный город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать!


(Читает клятву)

Брать книги только чистыми руками.

-Клянёмся!

Обернуть книгу, вложить в неё закладку.

-Клянёмся!

Не перегибать книгу при чтении.

-Клянёмся!

Вовремя возвращать книгу в библиотеку.

-Клянёмся!


Вы дали клятву читателя. Будьте же достойными жителями в этом городе.


Уч. Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас и вручаем вам эти удостоверения об окончании курса Букваря.


























 
·