Урок по географии на тему Агропромышленный комплекс России


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области
Юридический адрес: 445560 Самарская область, муниципальный район Приволжский, с. Приволжье, ул. Строителей, дом 44
тел/факс 8(846)4792545 e-mail:schoolprivol2@mail.ru
Методическая разработка урока по географии на тему: «Агропромышленный комплекс России»
Выполнела: Елакова Мария Ивановна
Учитель географии
Тема: Агропромышленный комплекс: состав, значение. Тип урока: открытие новых знаний Технология: практико-ориентированная Цель урока: изучить состав и значение Агропромышленного комплекса, основные факторы размещения отраслей Задачи урока:
предметные:
знать основные звенья АПК, уметь устанавливать связи между ними;
знать основные очаги земледелия и животноводства на территории России и уметь находить их на карте.
знать факторы размещения отраслей АПК РФ метапредметные:
уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;
уметь устанавливать причинно-следственные связи.
уметь анализировать статистические данные
личностные:
давать нравственно-этическую оценку материалу урока;
обладать готовностью к самостоятельной деятельности;
высказывать свои предположения, приводить доводы
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование: Интерактивная доска , карта «Агропромышленный комплекс России», атлас 9 класс, учебник, рабочий лист
Технологическая карта
№ Этап урока Время Методы и формы Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент 1 минута Диалог.
Учитель - класс Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места. Проверяют готовность к уроку. Смотрят соответствие рабочего места.
2 Актуализация опорных знаний.
Сообщение целей и задач урока 4 мин Словесные, репродуктивные, частично-поисковые, эвристическая беседа Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем с вами урок географии.
А начать я хотела бы со слов французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него нам просто некуда». 
На Земле существует множество глобальных проблем.
Какие знаете вы?
Давайте посмотрим слайд, который приведет нас к одной из главных проблем человечества!
Посмотрите, пожалуйста, что вы можете сказать.

К 2050 году население планеты, по прогнозам, достигнет девяти миллиардов, по сравнению с 7,3 млрд сегодня. Большое количество людей, начинают больше потреблять, еды — что только увеличивают общую нагрузку на аграрный сектор Планеты.
Как вы думаете, какую проблему человечества характеризует этот рисунок (Увеличение численности населения приведет к перебоям с продовольствием и голоду)
- Ребят, возникает вопрос, а при чем тут мы, россияне? Ну растет население планеты, как это может коснуться нас? Чтобы ответить на этот вопрос давайте вернемся к началу урока, где я вам процитировала слова Экзюпери (все мы пассажиры одного коробля и пересесть нам не куда)
Значит продовольственная проблема, проблема голода, касается и нас с вами.
- Как можно решить эту продовольственную проблему??: (Развитие сельского хозяйства, увеличение с/х площадей, выведение новых сортов растений и пород животных, повышение биологической продуктивности сельскохозяйственных угодий)
- Все что вы сейчас перечислили призван изучать Агропромышленный комплекс.
Итак, тема нашего урока Агропромышленный комплекс
Давайте запишем нашу тему в рабочие листы которые лежат у каждого на столе. (Приложение 1) Смотрят на слайд, рассуждают.
Записывают тему в рабочие листы
3 Изучение нового материала 22 мин Наглядные, частично-поисковые, словесные, беседа Что же такое Агропромышленный комплекс?
«агро» - сельской местности, сельскому хозяйству.
«промышленный» - промышлять, промысел — совокупность предприятий занятых производством чего либо
«комплекс» - означает совокупность отраслей промышленности
Итак, что у нас получилось, Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя
Этот комплекс занимает особое место в нашей жизни, так как он обеспечивает нас продовольствием
Давайте с вами подробнее разберем состав АПК – откройте учебник на стр 118
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою функцию.  Основой АПК является сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства и животноводства
- Назовите отрасли растениеводства, которые вам знакомы? - А теперь, назовите отрасли животноводства, которые вам знакомы?
Молодцы!!
Но сельское хозяйство одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности.
Как выдумаете, что необходимо с/х, без чего оно не будет полноценно развиваться?
Конечно, сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы) удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений – все этим обеспечивает сельское хозяйство – 1 звено.А куда идет продукция с/х: зерно, лен, свекла, мясо и другие?
(на переработку)
Это и есть 3 звено которое участвует в переработке и хранении всего того что было выращено и собрано в сельском хозяйстве – пищевая и легкая промышленность.
Кто знает и может назвать отрасли легкой промышленности, а пищевой?
А теперь вместе приведем еще несколько примеров для всех отраслей.
Давайте с вами посмотрим на слайд и расставим отрасли АПК в нужные звенья, параллельно работаем в своих рабочих листах, в таблице №1, все нашли нужную таблицу.
Таблица заполнена, давайте обобщим полученные знания:
Сколько звеньев входит в состав АПК
Назовите отрасли 1 звена
На какие части делится 2 звено?
Назовите отрасли животноводства?
Растениеводства?
На какие части делится 3 звено?
Назовите отрасли легкой промышленности?
Пищевой?
Молодцы!!!
На примере России в целом мы с вами познакомились с составом и структурой АПК России и настало время перейти к следующему вопросу.
Как вы думаете, развит ли в РФ АПК?
Давайте посмотрим статистические данные, которые характеризуют «Место России в мировой агропромышленной индустрии» (Приложение2)
Теперь вы понимаете значимость АПК?
Так каково же его значение? Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал.
Какую главную проблему человечества он решает?
Далее мы переходим с вами к изучению очень сложного и важного вопроса, который вы изучаете в каждом комплексе России – это факторы размещения
Что такое факторы размещения??
Напомню вам, что Фактор размещения – это совокупность условий для наиболее правильного рационального выбора места размещения отрасли.
Давайте вспомним, какие факторы размещения вы знаете?
Сырьевой, потребительский, транспортный, трудоемкий,
Сегодня мы познакомимся с новым для вас фактором, главным для с/х – это агроклиматичесикий фактор. Что же это такое?
Агроклиматичесикий фактор это совокупность разных климатических показателей: тепла, влага, плодородие почв.
Сейчас мы с вами переходим к работе со следующей таблицей нашего рабочего листа «Факторы размещения», а также к работе с 2 картами: карта субъектов РФ и агропромышленная карта. Все видят таблицу и нужные карты, с помощью метода наложения карт Субъектов РФ и Агроклиматической карты атласа потренируемся определять факторы размещения для разных отраслей АПК Слушают
Работают с учебником, атласом, интерактивной доской
Работают в рабочих листах
4 Закрепление 3 мин. Фронтальный опрос, работа в парах. Итак, ребята, какой новый фактор вы сегодня узнали? Агроклиматический
Что он означает? Это свойства климата, обеспечивающее возможности сельскохозяйственного размещения
А теперь мне бы хотелось узнать насколько внимательны вы были на уроке, я предлагаю вам тест на факторы размещения, который состоит из трех вопросов, на решение теста у вас есть 2 минуты. (Приложение 3) Отвечают на вопросы теста
5 Рефлексия 8 мин Работа в группах Переходим к последней и самой интересной части нашего урока – создание проекта. (Приложение 4) Для этого еще раз вспомним, какую же главную проблему человечества решает АПК? (Продовольственную, проблему голода) Молодцы!!!
Сегодня мы вместе попробуем решить проблему будущего голода на планете, а вот с помощью каких технологий пока секрет.
Для этого вы разделитесь на три команды.
Перед каждой командой лежит шаблон проекта, также вы видите его на слайде.
Давайте посмотрим на слайд и поймем, кто мы и что должны сделать.
Вы не просто команда, вы партнеры, партнеры только что созданной компании, находящейся на стадии развития и строящей свой бизнес на основе инновационных идей. Как называется такая компания. СТАРТАП. Каждый стартап должен иметь свое название и призван решить проблему голода на планете, но не просто решить, а решить с помощью новых трендов, инновационных идей и технологий в сельском хозяйстве, используя мои подсказки. Проект должен быть оформлен и представлен вами на наш суд через несколько минут.
Ну, что приступаем к разработке проекта.
Переходим к защите проекта, первый стартап пожалуйста…….. Работают над проектом и защищают его
6 Домашнее задание 2 мин Итак, мы сегодня на уроке изучили состав и значение агропромышленного комплекса ( Вопросы детям: Что такое АПК, из каких звеньев он состоит, какое самое главное звено, какой новый фактор вы сегодня узнали), изучили факторы размещения на примере разных отраслей, узнали о самых инновационных методах ведения с/х будущего. Что самое ценное для вас было сегодня на уроке???
А теперь запишите домашнее задание, пар 28 и предлагаю вам решить дома еще одну проблему которая дана в конце параграфа.
Спасибо за урок. Всего доброго!!!!!
Отвечают на вопросы
Записывают в дневник
Список используемой литературы:
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Агропромышленный комплекс России цифры и факты 2016. Научный журнал
Как технологии изменят будущее сельское хозяйство2016 . Научный журнал
www.investinrussia.com
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема:______________________________________________________________________________________________________________________
АПК – это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя
Состав АПК РФ Факторы размещения
1 звено
Отрасли, обеспечивающие развитие АПК 2 звено, Сельское хозяйство 3 звено, Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
Растениеводство Животноводство Пищевая про-тьЛегкая
про-тьОтрасли АПК Факторы размещения Районы (города)
Состав АПК Приволжского района
1 звено
Отрасли, обеспечивающие развитие АПК 2 звено, Сельское хозяйство 3 звено, Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции
Растениеводство Животноводство Пищевая про-тьЛегкая
про-тьДомашнее задание: параграф 28, разобрать проблему в конце параграфа
Приложение 2


Приложение 3
Ф.И._______________________________________________________________________
1.В каком из перечисленных регионов России агроклиматические условия наиболее благоприятны для производства сахарной свёклы?
1)Республика Карелия 2)Камчатский край 3) Белгородская область 4)Вологодская область 2. В каком из перечисленных регионов России наиболее развито овцеводство?
1)Мурманская обл 2)Вологодская обл 3)Республика Дагестан 4)Республика Якутия 3. Какой фактор не актуален при размещение отраслей АПК? 1) Сырьевой 2) Потребительский 3)Энергетический 4) Агроклиматический
1 2 3

Приложение 4
Проект:
Партнеры
ПРОБЛЕМА
Увеличение численности населения Земли!!!
Перебои с продовольствием могут стать 
одной из главных проблем XXI века!!!
ГОЛОД!!!
ЦЕЛЬ:
Как новые тренды в сельском хозяйстве смогут победить голод:


Стартап — это только что созданная компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.