Урок познания мира 4 класс «Земледелие и животноводство в степях и пустынях»


Фамилия, имя, отчество участника:
Малашенкова Светлана Николаевна

Название организации: КГУ «Средняя школа №13
с. Озёрное» акимата
Осакаровского района
Должность участника: учитель начальных классов
Номинация: «Предметные разработки»
Тема работы:
Урок познания мира по теме
«Земледелие и животноводство в степях и пустынях»
Познание мира
Тема урока: Земледелие и животноводство в степях и пустыняхЦели урока:
-познакомить учащихся с отраслями животноводства и земледелия, с особенностями его развития в степях и пустынях; сформировать понятия о важных отраслях сельского хозяйства Казахстана;
-развивать познавательный интерес, активность, учащихся;
-воспитывать умение работать в группах, чувство взаимопомощи и ответственности, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: групповая деятельность.
Оборудование: карточки с названием групп, картинка профессор «Окружайкин», иллюстрации животных, набор букв, листочки с определениями животноводства и земледелия, слова для игры «Кто что даёт?», слова для задания «Соедини понятие с картинками», листы для письма-обращения к президенту, ступеньки настроения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!-солнцу и птицам!
-Доброе утро!-приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
-Я рада видеть вас на уроке познания мира. Мне хотелось бы узнать, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. Перед вами ступеньки, на которых обозначено начало и конец урока. По этим ступенькам вы будете подниматься и получать знания в течении урока. Если у вас настроение отличное, закрасьте лицо зелёным цветом, если у вас настроение хорошее жёлтым цветом, если плохое красным цветом.
-У кого отличное настроение?
-У кого настроение жёлтого цвета:
-А кого красного цвета?
2.Проверка домашнего задания.
-А сейчас немного вспомним и проверим свои знания с прошлого урока.
-Что называется степью и пустыней?
-Каких животных мы можем встретить в степи, а каких в пустынях?
-С какими растениями степей и пустынь мы познакомились на прошлом уроке?
-Кто подготовил сообщение о заповедниках Казахстана? (заслушивается сообщение детей)
3.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня будем работать в группах. (Класс заранее поделён на две группы «Земледелие» и «Животноводство»).
-А о чём мы будем говорить сегодня на уроке, вам расскажет профессор «Окружайкин».
4.Актуализация знаний.
-Он хочет познакомить вас с земледелием и животноводством в степях и пустынях.
-Сейчас я буду вам зачитывать загадки и задам одно задание, а вы должны определить к какой отрасли хозяйства относиться ответ. А затем мы определи, в какой группе вы сидите и о чём будем говорить весь урок.
1. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух)
2. С бородой родится - никто не дивится. (козёл)
3. Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (корова)
4. Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
5. Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
-Что объединяет эти слова? (показ иллюстраций) (это животные)
-К какой отрасли относятся животные?
-Кто у нас сидит в группе «Животноводство»? (учащиеся поднимают руки)
-А теперь у каждой группы на столах лежат наборы букв, из них необходимо составить слова (слова-рис, кукуруза, арбузы).
-Как вы думаете, к какой отрасли относятся данные растения?
-Кто сидит в группе «Земледелие»? (учащиеся поднимают руки)
5.Изучение нового материала.
(Каждая группа читает определение каждой отрасли сельского хозяйства)
Группа «Животноводство»
Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства, домашних животных становилась всё больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства-животноводства. Отросли животноводства: коневодство, скотоводство, овцеводство, птицеводство, верблюдоводство.
Группа «Земледелие»
Земля степей северных и центральных районов нашей страны очень плодородна. Здесь сеют пшеницу, овёс, ячмень и получают богатые урожаи. В степях и пустынях, где имеются источники полива, разводят-дыни, арбузы, кукурузу.
Задания для групп:
Группа «Животноводство»-игра «Кто что даёт?»
Учащиеся определяют и записывают, то что мы получаем от животноводства.
Овцеводство-шерсть, мясо, жир.
Скотоводство-молочные продукты, кожа, мясо.
Коневодство-мясо, украшения.
Птицеводство-яйца, мясо, жир.
Группа «Земледелие»
Учащиеся соединяют стрелочками картинки с продуктами земледелия (арбузы, рис, дыни, тыквы, кукуруза, пшеница).
Выступление учащихся с ответам.
6. Применение новой ситуации.
-А сейчас попробуйте обратиться с письмом-обращением к президенту, чтобы решить возникшие проблемы.
-Представьте, что вы работаете в отрасли животноводства или земледелия. Вам необходимо составить мини-обращение: «Обращение животноводов или земледельцев к президенту нашего государства об изменении и устранении проблем, связанных с поливом, кормом и т.д.»
7.Презентация работ.
(учащиеся задают друг другу вопросы)
8.Итог урока.
-Над какой темой сегодня работали?
-Что должны были узнать сегодня на уроке?
-Достигли ли мы целей урока?
-Что такое животноводство?
-Что мы называем земледелием?
-Какие отрасли животноводства вы знаете?
-Какие отрасли земледелия вы знаете?
-Кто считает, что сегодня на уроке полностью понял тему?
-Кто считает, что над этой темой нужно поработать?
-Что вы расскажите о сегодняшнем уроке своим родителям?
9.Рефлексия.
-Сейчас обратимся к нашим ступенькам. Разукрасьте лица определённым цветам, соответствующим вашему настроению в конце урока.
-У кого лицо жёлтого цвета?
- А у кого зелёного?
-А есть у кого личико красного цвета?
(Выставление оценок за урок)
-Спасибо за урок, до свидания!
10.Домашнее задание: с.86 ответить на вопросы, записать в тетрадь основные понятия по теме.