Конспект открытого интегрированного урока географии и швейного дела «Промышленность и сельское хозяйство России. Работа швейного ателье. Снятие мерок, прием и выполнение заказов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840 Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, ул. Кирьянова, д.№8.
Тел./факс 8-496-22-5-24-48, эл. почта Schoolint8@mail.ruКонспект открытого урока
«Промышленность и сельское хозяйство России. Работа швейного ателье. Снятие мерок, прием и выполнение заказов»
Применение интегрированного подхода для расширения информационного поля школьника в разделе программы по швейному делу
«Практическое повторение»
География и профессионально-трудовое обучение (швейное дело)
в рамках РИП ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Региональный проблемно-тематический семинар учителей Московской области
«Направленность работы общеобразовательной организации на социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
(Группа девочек 7-а, 6-а классов, мальчики 6-7 кл. – заказчики)
Учитель географии Жарова Е.В. и учитель профессионально-трудового обучения (швейное дело) Самсонова А.Л.
15. 03. 2017 г.
Тема: «Промышленность и сельское хозяйство России. Работа швейного ателье. Снятие мерок, прием и выполнение заказов»
Цели:
- расширять информационное поле школьника через межпредметную интеграцию;
- развивать память, мышление, речь, внимание (АСД – аналитико-синтетическую деятельность), совершенствовать рабочие действия и приемы, развивать ЭВС, посредством коррекции мелкой и крупной моторики, координации движений, компенсаторных приемов и упражнений;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, терпеливость, целеустремленность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Задачи: повышать интерес к изучению предметов географии и швейного дела, используя разнообразные педагогические технологии (компьютерные, игровые, интеграционные, профессионально - компетентностные, коллективного дела), расширять кругозор, развивать работоспособность, отрабатывать и совершенствовать полученные ЗУНы; поддерживать внимание и интерес к изучаемому материалу, готовить к профессиональной деятельности.
Оборудование:
-презентация «Производство, получение и применение текстильных тканей (шерсть, лен, шелк)»;
- образцы работ, стенды тканей, изделий, словарные слова, швейные материалы, ткань для работы, лекала, технико-технологические инструкции, см ленты, швейные машины, утюги, линейки закройщика, ножницы, нитки. Словарь: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые ткани; учимся шить, текстиль (ткань), выставка-продажа, ассортимент тканей, профессии швейного производства, модельер, технолог, закройщик, швеи, бригадный метод. Ход урока
Подготовка детей к уроку (орг/момент).
Вступительное слово (учитель швейного дела Алла Леонидовна).
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня мы с Е.В. хотим увидеть, что вы знаете о промышленности России, особенно в сфере производства тканей и пошива изделий. Поэтому, чтобы ярче, лучше представить и запомнить, предлагаем поиграть с вами в небольшое швейное предприятие - ателье, что поможет вам представить его работу, получше узнать о швейных профессиях, при этом, мы повторим, что вы знаете о промышленности и сельском хозяйстве России, особенно текстильной и швейной.
Поэтому распределяем роли: Евгения Владимировна у нас будет хозяйкой ателье, я буду наблюдать за технологией изготовления вами изделий. Кто я сегодня по профессии в нашем ателье? – технолог - (открываю слово); вы будете шить вещи - кто же вы?- швеи (открываю слово).
Итак, начинаем играть в ателье. 1слайд (название темы, технологии, цели). Вы видите, наша мастерская оборудована под интерьер ателье: стенд с тканями, выставка-продажа готовой продукции, журналы мод для гостей, рабочие места для сотрудников ателье.
Начало игры. А вот и первый заказчик.
I часть (работа с презентацией).1-й посетитель (Северный Кавказ)
- Здравствуй, дарагая! Это ателье?
- (Закройщик) Да, здравствуйте.
- Я с Кавказа! Прыехал в Маскву на выставку. У мэня очэн пачетный работа – я горец-пастух! Нужно теплый вэщи, в горах прохладно. Вот купил бруки, нада подшить! Сможешь памочь, дарагая?
- (Закройщик) Конечно! Подходите сюда, сейчас померяем длину брюк (мерка - Дб). Не наклоняйтесь, пожалуйста. Так хорошо? Приходите … через час. Кладет заказ на стол заказов.
(Горец смотрит на слайд 2) - Вай, Кавказ! Уходит.
Учителя работают по 2,3,4 слайдам.
2-й посетитель (Вологодская область)
- Здравствуйте, это пошивочное отелье?
- (Закройщик) Здравствуйте, да это ателье.
- Я из Вологодской облости (вкл. Слайд 5). (Смотрит на стенд с тканями.) Хочу маме пошить подарки для кухни, фартучек там, полотенце, можно солфеточку, скотерочку. Ой, это ж наша ткань!
(Учитель А.Л. швеям)- О какой ткани говорит заказчик? – О льняной.
- (Закройщик) Только это не лен, хотя очень похоже. Это хлопчатобумажная ткань - чесуча. Она такая же плотная, и у нее такие же прожилочки, как у льняной ткани, но ровные, т.к. вытканы на ткацком станке специально.- Ну хорошо, сшейте из нее.
- (Закройщик) Пройдемте к выставке-распродаже. Вот у нас готовый фартук из чесучи, есть разные размеры.
- (Заказчик возвращается к стенду) Мне нравится эта ткань, кросивая росцветка, и мама будет довольна.
- (Закройщик) Ее у нас, к сожалению, мало – только этот остаток. Ну посмотрим, что выйдет. Какой размер у вашей мамы?
- (Заказчик) Ну, как у вас примерно.
- (Закройщик) Должно хватить на фартук и полотенце.
- Хорошо.
- (Закройщик) Приходите завтра.
- Спосибо. До свидания. (Уходит за дверь), закройщик снимает ткань и кладет на стол заказов.
Учителя работают по 5, 6, 7, 8 слайдам.
3-й посетитель (Китай) стучит в дверь.
- (Закройщик) Войдите, здравствуйте.
- Зьдьляствуте (китайские поклоны), я студента, приехаль усица в Москва унивельситета. Мая ехаль в метло в сяс пик, полвался мая любимая кофта с Лодина. Моя слисаль, васа люсска мастель халясе сьет. Юдаськин-сан, О! Засейте, позялуста! (Смотрит на слайд 9) Мая Лодина, о!
- (Закройщик) Хорошо, хорошо, мы вам поможем.
- Сьпасибо, заклойсик-сан!
- Снимают кофту, закройщик кладет на стол и говорит: «Приходите часа через 2».
- До сидания, сипасиба. (Китайские поклоны).
Учителя: А к кому обращается заказчик, кто это заклойсик-сан? И кто такой Юдаськин? (открываю слова). Дети, а какая это ткань? – Шелк. А какая же Родина у бедного студента? - Китай. Далее работа по 10,11,12 слайдам.
Закрепление (смотрим по времени, его можно сделать на 2-м уроке перед выполнением заказов, перед повтором практических заданий) – слайды 13,14.
Слайд 15 - практическая часть урока.
II часть
Технолог А.Л.: - Ну что, закройщики, будем раздавать заказы швеям? (задания даются разноуровневые, соответственно возможностям детей, технико-технологические карты одним даются с кратким описанием плана и техусловий выполнения, другим - более подробные, самые сильные обходятся без инструкций, а слабые еще и получают помощь.Кто же справится с шелком?
- (Закройщик) Я думаю, что с шелком справится Катя! Задания по выполнению работы, о приемах работы с этой тканью раздает технолог А.Л.
Катя просит в помощницы Соню, т.к. ткань скользящая, надо помочь подержать при скалывании…
Вика снимает с Лины мерки для фартука (От, Об, Вн, Ди), записывает Аня или Юля (6-а).
Вика забирает брюки, меряет длину, отмечает и начинает подшивать без инструкции.
5) Лина выкраивает фартук (6-а помогает, подает нужные инструменты), при этом можно сказать, что заказчик хотел такой, как на выставке- продаже, без нагрудника и лучше сшить полотенце, получится подарочный комплект, и раздает швейной бригаде 6-а класса (Юле Рухловой – полотнище фартука, Ане Перниковой - пояс, Наташе Мельник – полотенце), технолог раздает инструкции.
Технолог во время получения заказов раздает технико-технологические инструкции на пошив вещей, а кому-то и Правила ТБ при работе с оборудованием для общего повторения в течение урока, проговаривает о выполнении заказа вологжанина бригадным методом, на доске открывает слово.

У нас не задействованы некоторые швеи, но у нас есть заказы школы – полотенца в столовую.
Получите: Дана оверложит полотенца, Ира поутюжит без инструкций.
Если закройщик окажется без работы, то шьет подушку или помогает более слабым (Мельник Н., Цуркан И., Павлива С.).
По ходу выполнения практической работы технолог проверяет понимание инструкций, спрашивает правила ТБ работы с оборудованием и инструментами, подсказывает, помогает, хозяйка ателье также.
Окончание работ, подведение итогов, оценивание, уборка рабочих мест.
Отзывы гостей.
Инструкции на пошив изделий
Пошив полотнища фартука
Обработка боковых срезов (1-й подгиб - на 3 масшт. см, 2-й подгиб на 1 см. Первый подгиб можно заутюжить; 2-й заметать и прострочить), проверить качество.
Обработка нижнего среза (1-й подгиб на 1 см; 2-й на 2см – если внизу кромка, то обрабатывать не надо), проверить качество.
Обработка верхнего среза (проложить строчку для сборки – «А-4» без закрепок с концами ниток 10 см, собрать сборку, нитки завязать в узлы, обрезать.
Заготовка пояса
Концы пояса заметать на 40 см от каждого конца в отдельности.
Прострочить на 3-5 мм от срезов с закрепками.
Подрезать уголки на 2мм, вывернуть.
Выметать или выправить на утюге.
Пошив полотенца
Обработать боковые срезы (1-й подгиб заметать на 3 масштабных см по линейке закройщика, 2-й подгиб на 1 см. Первый подгиб можно заутюжить; 2-й заметать и прострочить).
Обработать поперечные срезы (1-й подгиб на 1 см; 2-й на 2см – если внизу кромка, то обрабатывать не надо), удалить наметку, проверить качество.
ВТО – отутюжить полотенце, сложить.
Соединение фартука с поясом
Приметать на 1 см, сложив фартук и пояс лицевыми сторонами от центра.
Пристрочить по наметке.
Подогнуть внутреннюю часть пояса, приметать.
Пристрочить, провести ВТО, проверить качество.
ТБ при работе с электроутюгом
Включаем и выключаем утюг, придерживая рукой розетку.
Ставить утюг на нужную для данной ткани температуру.
Если нужно, слегка увлажняем ткань.
После работ оставляем выключенный утюг на подставке.
ТБ при работе на электрической швейной машине
При включении проверяем исправность и готовность машины к работе.
Низко не наклоняемся и держим руки безопасно от работающих деталей машины.
После себя оставляем порядок и отключенную машину.
ТБ при работе на электрической краеобметочной
швейной машине (оверлок)
Садимся за оверлок прямо против игловодителя.
Удобно устанавливаем педаль.
Проверяем качество строчки и резания ножа оверлока на пробной ткани.
Следим за превышением скорости работы и качеством обметывания.
После работ оставляем порядок, очищая оверлок.
Если произошел обрыв нити, сообщаем учителю.
Памятка при работе с шелковой тканью
Шелк - ткань сильно осыпающаяся, скользящая, тонкая. При сметывании ее часто скалывают, иглы для сметывания и швейной машины подбирают тоньше, чем обычно, у срезов постоянно подстригают осыпающиеся нити, чтобы не затруднять машинные работы. Утюжат шелк при температуре от 1 до 2 – малый и средний нагрев утюга, подбирая под конкретную ткань.
2-я ученица поможет сколоть боковые срезы и немного подержать шелковую рубаху при сметывании.
В этой вещи запас на швы - 2 см, разрывов и проколов нет, поэтому можно срезу приступить к ремонту. Может быть, после стачивания, нужно будет качественнее обметать.