Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся военно-патриотического клуба «Скорпионы»
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся военно-патриотического клуба «Скорпионы»(5-8 классы)
Направление: гражданско-патриотическое
Автор-разработчик Аисов И.Б.
Пояснительная запискаДля формирования нравственных, патриотических, гражданских качеств личности необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения и защиты своей позиции, умения конструктивно взаимодействовать с людьми, занимающими иные позиции, включать его в социально значимые дела и акции, чтобы у него возникло чувство причастности к судьбе страны.
Актуальность проблемы повышения безопасности человека очевидна, и она называется среди приоритетных на государственном уровне. Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке ОБЖ и форм внеурочной деятельности. Особенно эффективной эта деятельность может стать при условии расширения рамок воспитательного пространства через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности учащихся военно- патриотического клуба «СКОРПИОНЫ» разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности второго поколения. При разработке программы были учтены требования, отраженные в концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
В программе структурные компоненты представлены тремя учебными модулями:
Модуль I. Выживание в природных условиях и туристические навыки обеспечивает формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания школьников, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать медицинскую помощь.
Модуль III. Обеспечение военной безопасности государства предусматривает формирование у учащихся умений и навыков по ключевым позициям в области безопасности и компетенциям в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.
Целью программы является создать объединение учащихся образовательного учреждения с положительной мотивацией деятельности на добровольных началах.
Основные задачи:
Обучающая: прививать практические навыки поведения в жизненных ситуациях. Развивающая: содействовать гражданско-патриотическому формированию взглядов в отношении экологии, здорового образа жизни, совершенствовать морально-психологическое, физическое и художественно-эстетическое развитие личности.
Воспитательная: воспитать сознательное отношение к личной и общественной безопасности.
В данную программу включены: содержание образования, формы организации, материальная и ресурсная база.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и- младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского и анти террористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения
аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование анти экстремистской и анти террористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников:
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты изучения курса
Учащийся должен знать:
наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее распространенные в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основы государственной стратегии Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации противодействия терроризму;
основные виды террористических актов, их цели и способы проведения;
правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
основы государственной политики Российской Федерации противодействию наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании и токсикомании;
наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при этом.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая личную безопасность;
уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Учащиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:
для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
для оказания первой помощи пострадавшим;
для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.
Условия реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения для средней группы учащихся (5-8 классы) - 1 час в неделю (35 часов в год), 105 часов за подготовительный З-х годичный цикл.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование разделов Количество часов
1 год обучения 5-6 классы 2 год обучения 6-7 классы 3 год обучения 7-8 классы всего
1 Организация кружка 2 2
2 ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (БЫТ) 6 7 6 19
3
ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 6 9 10 25
4 ОРИЕНТИРОВАНИЕ 9 8 2 19
5 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 3 2 3 8
6 ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ
ПОДГОТОВКА: 5 5 10 20
строевая подготовка 1 1 2 4
огневая подготовка 1 1 3 5
основы РХБЗ 1 1 2 4
правила дорожного движения 1 1 1 3
противопожарная подготовка 1 1 2 4
7 ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ 4 4 4 12
Всего: 35 35 35 105
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБА «СКОРПИОНЫ»
ШТАБ КЛУБА «СКОРПИОНЫ»Руководитель группы «ПОИСК»
Командующий военно-спортивной игры «Зарница»
Командиры отрядов
« Юные пожарные»
«Юные инспектора дорожного движения»
«Следопыты-разведчики»
«Меткие стрелки»
«Юные связисты»
«Юные санитары»
МАТЕРИАЛЬНАЯ И РЕСУРСНАЯ БАЗАНа основании положения об учебно-материальной базе в общеобразовательном учреждении для обеспечения учебного процесса в области курса ОБЖ, в школе имеется современно оборудованный класс ОБЖ, обеспечивающий работу по любой из утвержденных программ курса. Эффективное использование кабинета ОБЖ предполагает решение задач:
- учебного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базовым учебным планом;
- подготовки по основам военной службы и военно-патриотическому воспитанию в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»;
- подготовки учащихся и педагогического коллектива к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в соответствии с Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- подготовки администрации, педагогического коллектива и учащихся к действиям по оказанию первой помощи при угрозе возникновения террористических актов, пожара, взрыва и любой криминогенной ситуации;
внеклассной и кружковой работы по патриотическому воспитанию, допризывной подготовки;
профилактики правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения среди подростков, пропаганды здорового образа жизни;
дополнительного образования в рачках поисковой, краеведческой работы, занятия прикладными видами спорта, туризмом в рамках детских общественных движений «Сыны Отечества»% «Школа безопасности», «Зарница», «Орленок»;
организации внеклассной работы школьных патриотических клубов и музеев, а также кружков «Юный спасатель», «Юный инспектор ГИБДД».
5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема занятия Кол-во часов
1 -й год обучения
1 ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ РАБОТЫ 2
Цели и задачи клуба. План работы на год. (Положение о школе безопасности) 1
Требования к членам клуба, их права и обязанности. История создания и развития ЕГСПЛЧС России, отрядов спасателей. История развития движения "Школа безопасности" в России. Подбор названия, девиза, эмблемы, песни клуба. Вступление в скорпионы. 1
2 ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (БЫТ) 6
Факторы выживания в природных условиях.
Одежда и обувь. Способы укладки снаряжения. Виды рюкзаков.
Организация стоянок:
-малые привалы
-обеденные привалы
-привалы для дневок и ночевок.
Виды работ и распределение работы на биваке. Техника безопасности во время работ.
Виды палаток. Установка палатки.
Виды костров и их назначение.
Материал для разведения огня и лучшее топливо для костра. Способы хранения дров.
Костровое хозяйство.
Упаковка и хранение продуктов в полевых условиях.
Хранение и уход за кухонной посудой в полевых условиях.
3 ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 6
Виды встречающихся препятствий и способы их преодоления. Специальное снаряжение. 1
Движение по "кочкам". 1
Вязка узлов (стремя, восьмерка, схватывающий). 1
Отработка навыков крепления перил, переход по ним вброд и снятие перил. 1
Маркировка веревки. 1
Спортивный подъем по крутому склону. 1
4 ОРИЕНТИРОВАНИЕ 9
История развития спортивного ориентирования в России. 1
Топографические и спортивные карты. Условные знаки спортивных карт: 1
-рельеф
-скалы и камни
-гидрография и болота
-растительность
-искусственные сооружения
Отработка навыка беглого чтения карты. 1
Определение расстояний с помощью подсчета шагов. 1
Движение по азимуту: 1
-определение азимута на местный предмет -движение по заданному азимуту
- движение по заданному азимуту
-определение направлений по карте и движение по азимуту
-отработка навыков визуального определения азимута и расстояний по карте
Соревнования по спортивному ориентированию: 1
- звездочка
-ориентирование в заданном направлении.
-ориентирование "Выбор"
-маркированная трасса
-эстафетное ориентирование
Поход выходного дня (Закрепление навыков ориентирования). 3
5 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ 3
Комары, мухи и блохи. Натуральные средства при укусах кровососущих насекомых.
Первая помощь при укусах пчел, ос и муравьев Первая помощь при укусах пауков, скорпионов, клещей.
Мелкие порезы и ссадины. Натуральные средства при порезах и ссадинах.
Столбняк.
Глубокие раны. Порядок оказания первой помощи.
Кровотечения. Отработка действий по остановке наружных кровотечений.
Применение натуральных средств при остановке наружных кровотечений.
Тепловой удар и тепловое истощение.
Солнечные ожоги. Термические ожоги.
Ушибы. Натуральные средства оказания первой помощи при ушибах.
Растяжения и разрывы связок.
Вывихи и переломы.
6 ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА 5
Строевая подготовка 1
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг.
Огневая подготовка 1
Правила безопасности при обращении с оружием и стрельбах.
Подготовка к стрельбе, изготовка для стрельбы, правила прицеливания, "спуск".
Стрельбы из пневматической винтовки.
Соревнования "ЮНЫЙ СНАЙПЕР".
Радиационная, химическая, бактериологическая защита (РХБЗ). 1
Аварии с выбросом АХОВ.
Средства индивидуальной защиты. Назначение и порядок использования.
Ватно-марлевая повязка. Порядок изготовления и правила использования.
Респиратор. Виды, назначение, порядок и правила пользования.
Противогазы. Виды, назначение, порядок и правила пользования.
Общевойсковой защитный комплект. Назначение, порядок и правила пользования.
Правила дорожного движения. 1
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Дорожные знаки.
Противопожарная подготовка 1
Причины возникновения пожаров. Причины гибели людей на пожарах .
Последствия пожаров.
Основные виды огнетушителей. Способы и область их применения .
Правила обращения с огнем в лесу.
Спасение людей при пожарах, эвакуация из зданий, помещений,
квартир.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Выезд на незнакомую местность. 4
Всего часов за год: 35
2-й год обучения
2 ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (БЫТ). 7
Ночлег без палатки летом. 1
Изготовление и крепление тентов. Изготовление укрытий, для ночевки зимой. Добыча огня без спичек. Хранение и переноска огня. 1
Изготовление приспособлений для добычи огня и отработка навыков добычи огня. Способы разведения костра в различных условиях, поддержание огня. Сушка одежды и обуви. 1
Обогрев временного укрытия. Защита от насекомых. 1
Приготовление пищи в полевых условиях. 2
Съедобные и ядовитые растения нашей области. 1
3 ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. 9
Отработка навыков вязки узлов. 1
Укладка бревна. Узел "стремя без опоры" Техника переправы по бревну. 1
Отработка навыков укладки бревна и натяжение перил. Преодоление канавы, рва, ручья с помощью шеста. 1
Отработка навыков переправы по веревке с перилами без обвязки и с обвязкой 1
Способы преодоления препятствия "ромб" 1
Движение по наклонному бревну. 1
Движение по качающемуся бревну. Отработка различных способов движения по качающимся перекладинам. 1
Соревнования по преодолению "Полосы выживания". 2
4 ОРИЕНТИРОВАНИЕ. 8
Движение по легенде. 1
Чтение карты. 1
Ориентирование по карте без компаса. 1
Ориентирование без карты и компаса: 1
по небесным светилам; по солнцу или луне с помощью часов; по различным природным признакам. Определение расстояния на местности: 1
на глаз; по угловой величине известных предметов; с помощью подручных средств; по видимости (различимости) некоторых объектов и целей; ширины реки шагами: ширины реки с помощью травинки, Определение высоты: 1
по тени предмета; по росту человека; по теням; Ориентирование во времени: 1
по солнцу и луне; по различным природным признакам. Соревнования по спортивному ориентированию: звездочка, заданное направление, выбор, маркированная трасса, эстафетное. 1
5 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. 2
Укусы животных. 1
Первая помощь при укусах змей. Первая помощь утопающему. 1
Отработка действий по выполнению ИВЛ и непрямого массажа сердца. 6 ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА 5
Строевая подготовка 1
Строевой шаг. Повороты в движении.
Огневая подготовка 1
Стрельбы из пневматического оружия.
РХБЗ 1
АИ-2, ИПП-8. Правила пользования.
Правила дорожного движения. 1
ПДД для велосипедистов и пешеходов
Решение задач по ПДД.
Противопожарная подготовка. 1
Пожарно-прикладной спорт. Его виды. Решение пожарно-технических задач.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: Соревнования по "Школе выживания". 4
Всего часов за год: 35
3-й год обучения
2 ВЫЖИВАНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (БЫТ) 6
Отработка навыков установки палаток различного вида. 1
Оборудование палаток. Изготовление оборудования своими руками. Ремонт и изготовление одежды в условиях автономного существования .1
Добыча, чистка, обеззараживание воды. 1
Съедобные насекомые и животные. 1
Охота на мелких животных. Подготовка тушки животных. Различные способы приготовления пищи на костре. Сохранение продуктов в условиях автономного существования. 1
Посуда из подручного материала. Ядовитая растительная и животная пища. Конкурс "Чудо повар". 1
3 ТЕХНИКА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. 10
Переправа вброд различными способами. 1
Переправа вброд с использованием перил. Навесная переправа. 1
Отработка навыков натяжения веревки палеспастом. 1
Навесная переправа с последующим снятием веревки. 1
Отработка навыков по наведению переправы. 1
Переправка груза. Отработка навыков по распределению работ на переправе. 1
Отработка навыков по наведению переправы и передвижение всех участников по ней. Отработка навыков по натяжению веревки с перилами и передвижению по ней. 1
Изготовление "Ромба" и отработка различных способов передвижения по нему. 1
Установка наклонного бревна и передвижение по нему. 1
Соревнования по технике передвижения. 1
4 ОРИЕНТИРОВАНИЕ 2
Отработка навыков передвижения по легенде и карте в заданном направлении. 2
5 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. 3
Транспортировка пострадавших. 1
Инородные тела в глазах, носу, ушах. ПМП при головокружении, обмороке. Воздействие высоты на организм человека. ПМП при горной болезни. Укачивание. Профилактика укачивания. 1
Судороги. ПМП при судорогах. ПМП при автодорожном происшествии. Аптечка первой помощи. Натуральные средства при оказании первой помощи. Транспортировка пострадавших. Изготовление носилок. 1
6 ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА. 10
Строевая подготовка. 2
Движение строевым шагом в составе подразделения. 1
Исполнение строевой песни. Повороты в движении в составе подразделения. Воинское приветствие в составе подразделения. Конкурс "Статен, строен - уважения достоин". 1
Огневая подготовка. 3
История стрелкового оружия. 1
Современное стрелковое оружие ВС РФ. Практическая стрельба из пневматической винтовки. 1
Стрельбы из АК 1
РХБЗ. 2
Коллективные средства защиты (экскурсия). 1
Санитарная обработка, дегазация, дезактивации. Правила пользования прибором ДП-5А. 1
Правила пользования прибором ВПХР. Отработка действий при аварии на ХОО. Правила дорожного движения. 1
Соревнования по ПДД с элементами движения на велосипеде. 1
Противопожарная подготовка. 2
Опасность современных производств. Правила поведения во время пожара и угрозе взрыва. 1
Посещение музея пожарно-технического центра. Решение пожарно-технической задачи (соревнование). 1
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: 4
Всего часов за год: 35
Итого курс обучения: 105
6. ЛИТЕРАТУРА
Латчук В. К, Миронов С. К, Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.
Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.
Винник А. Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Предпрофильное обучение.
8—9 классы: программы элективных курсов. — М.: Дрофа.
Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5—11 классы: методическое пособие — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.:
Дрофа.
Латчук В. Н, Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Соловьев С, С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики
главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности.
5—9 классы. — М.: Дрофа.
Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М : Дрофа.
С правочные пособия
Акимов В. А., Дурнее Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н, Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. — М.: Дрофа.