Технологическая карта урока по истории Император-освободитель
Технологическая карта урока.
Предмет «Окружающий мир. Моё Отечество». ОС «Школа 2100»
Класс 3 «А»
Учитель: Исаева Н.М.
Тема урока.
Император-Освободитель. Урок завершает раздел «Времена Российской империи»
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Цели урока
Познавательные
- познакомить учащихся с личностью Александра II, с главным преобразованием в государстве времён Александра II, показать необходимость отмены крепостного права и других реформ, дать возможность оценить значимость этих событий для развития России, для роста уровня её культуры и промышленности;
Развивающие
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса новыми историческими терминами;
-развитие навыков работы с текстом;
- развитие навыков работы в группе, в парах;
Воспитательные
- прививать интерес к науке истории, к прошлому России;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за Россию.
Оборудование Учебник «Моё Отечество» 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество», презентация к уроку, видеофрагменты, раздаточный материал.
Используемые технологии и приёмы - проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, приём «Яркое пятно», приём «Синквейн» ( технология развития критического мышления)
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя. Деятельность учеников Формирование УУД
Организацион-
ный момент.
Мотивация на изучение нового
материала.
Формулирование
темы урока.
Постановка учебной проблемы.
Поиск решения проблемы.
( начинаем с актуализации знаний)
Расширение нового знания
Открытие нового знания, ответ на проблемный вопрос урока.
Подведение итогов.
Рефлексия
Мотивирование на более глубокое изучение материала. Показываю видеофрагмент о Храме Воскресения Христова, более известного как Спас на крови, в котором говорится о том, что храм задумывался, как памятник императору-освободителю Александру II и был установлен на месте смертельного ранения императора.
- кто догадался, какая будет тема нашего урока?
- какие вопросы у вас возникли, что вас удивило, заинтересовало?
- - На какие вопросы должны найти ответы в ходе урока? Проблема выносится на доску.
( по ходу урока заполняется сравнительная таблица Россия в первой половине 19 в. и во второй- времена правления Александра II)
1) заполнение первой части таблицы
- какой порядок существовал в России?
- что оно означало? ( дети называют, я прикрепляю карточки в таблицу на доске)
2) работа с авторским текстом, осознание необходимости отмены крепостного права
( читаю текст об отставании России от стран Европы)
После чтения прикрепляю к первой половине таблицы – отставание России от европейских стран.
- в чём на ваш взгляд была причина такого отставания?
- что, на ваш взгляд, необходимо было сделать?
Сообщаю об отмене крепостного права, знакомлю со словом Манифест, табличка на доску.
3) работа в листах, преобразование текстовой информации в графическую
- предлагаю поработать в листах ( в парах).
- что вам необходимо сделать?
Задаю вопросы по схеме, и начинаем заполнять совместно вторую половину таблицы.
- какие права получили крестьяне после отмены крепостного права?
Вывод по второй половине таблицы пока не делаем, после знакомства с другими реформами Александра II.
4) постановка вопроса о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ
- посмотрите на схему, зажили ли хорошо крестьяне после отмены крепостного права, что обязаны были крестьяне?
Давайте обратимся к тексту на с. 85 и ответим на вопросы
- от чего зависело богатство крестьян?
- как можно назвать крестьян, у которых оставалось мало земли?
- как крестьяне становились малоземельными?
- какой вывод о жизни крестьян вы можете сделать? Подтвердите предложениями из текста.
Что же получается, напрасно Александр II отменил крепостное право? (мнения выслушиваю, но вывод пока не делаем)
5) знакомство с другими реформами Александра II, групповая работа
Император не только отменил крепостное право, но и провёл ряд других преобразований.
Предлагаю учащимся поработать в группах с дополнительной информацией, выяснить, а затем рассказать о наиболее важных реформах Александра II.
После рассказа о крестьянской реформе, возвращаюсь к вопросу об отмене крепостного права.
О каких реформах Александра II вы узнали?
Как думаете, к чему привели все эти преобразования?
Давайте обратимся к учебнику на с.86.
Какой главный вывод можем сделать о значении реформ для России.
Сверьте свой вывод с авторским.
Заканчиваем таблицу, вывешиваю главный вывод: Россия стремительно догоняла европейские страны.
- Давайте вернёмся к основному вопросу урока: Так почему Александра II называют Освободителем?
- А как ещё мы можем назвать императора Александра II? Подвожу к слову реформатор.
1) первичный контроль знаний
Я предлагаю вам выполнить небольшой тест с последующей самопроверкой по эталону
- кто верно ответил на все вопросы?
- кто допустил одну ошибку?
- что вам необходимо сделать?
- кто допустил более одной ошибки?
Что вам необходимо сделать?
2) творческая работа в группах, составление синквейна
Предлагаю учащимся объединиться в группы и составить синквейн по теме урока. А какая была тема нашего урока?
Самооценка и взаимооценка
Снова возвращаюсь к храму Спаса на крови. А сейчас мы с вами заглянем внутрь этого удивительного храма. Показываю видеофрагмент с местом смертельного ранения императора.
- какие чувства вы испытали, просматривая фрагмент;
- что захотелось узнать?
-где будете искать информацию
А мы совершим видеоэкскурсию по этому храму на занятиях во внеурочное время. Просматривают видеофрагмент. Формулируют вопросы, которые у них возникли после просмотра.
Отвечают на вопросы
- Александр II- за что Александру II построили храм?
- почему Александра II назвали Освободителем?
- за что убили Александра II
- крепостное право
Учащиеся используют предметные знания, полученные ранее на уроках.
- земля принадлежала дворянам - помещикам,
--крестьяне прикреплены к земле, уйти не могут;
- крестьяне работают на помещика
- помещик может продать, подарить, наказать крестьянина
Приходят к выводу:
- В России характер труда подневольный и ручной
- в Европе труд свободный и механизированный
- крепостное право
- отменить крепостное право
- внимательно прочитать текст, заполнить свободные места в схеме;
- работают в парах, извлекают информацию из текста и преобразовывают её в графическую информацию
- отвечают на вопросы, пользуясь схемой и текстом
- отлучаться с места жительства, устраиваться на работу, работать на себя, поступать в учебные заведения и др.
- находят информацию в схеме,
- крестьяне должны были работать на помещика, пока не выкупят землю, платить дань.
Самостоятельно читают текст.
Вычитывают необходимую информацию. Приходят к выводу, что жизнь крестьян была по-прежнему тяжела.
Учащиеся высказывают свои мнения. Обосновывают свою точку зрения.
Каждая группа изучает текст с дополнительной информацией, обсуждают в группах, пересказывают друг другу, выбирают одного представителя от группы для сообщения перед классом.
1гр.- крестьянская реформа
2- реформы образования
3- военная реформа
4- судебная
5- земская и городская реформы
- на основе текста доказывают необходимость отмены крепостного права.
Дают ответы на основе услышанного, высказывают свои предположения о результатах преобразований.
Читают авторский текст, по ходу объясняют значение новых слов – капиталисты и рабочие, делают основной вывод: в результате преобразований Россия отбросила устаревшие порядки и стремительно стала догонять развитые европейские страны.
- учащиеся отвечают на вопрос,
важно, чтобы они слово освободитель поняли более широко, чем только отмена крепостного права;
Пробуют различные варианты.
Выполняют тест, проверяют по эталону, дают самооценку.
- император- освободитель,
-Александр II,
- реформатор
Работают в группах, представители зачитывают свои варианты, обсуждают ученики, выбирают самый удачный, обосновывают свой выбор.
Дают самооценку и взаимооценку учебной деятельности
- печаль, жалость, злость к убийцам,
- кто и за что убил императора
- какие ещё преобразования провёл император
- в энциклопедиях, справочниках идр. Личностные:
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять мысли в устной форме
Регулятивные:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с различными источниками
- прогнозировать предстоящую работу
Познавательные:
- развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов
- выявлять сущность, особенности объектов,
- на основе анализа объектов делать выводы
- находить ответы на вопросы в иллюстрации
Коммуникативные:
- развиваем умение слушать и понимать других,
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
- оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
- развиваем умение извлекать информацию из текстов
- представлять информацию в виде схемы
- на основе анализа объекта делать выводы
Личностные:
-развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Коммуникативные:
- развиваем умение слушать и понимать других
- умение работать в паре
Регулятивные:
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Коммуникативные:
- умение работать в группе
- слушать и понимать других
- строить речевое высказывание
Познавательные:
- умение извлекать информацию из текста
- выявлять сущность, особенности объектов
- на основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные:
- развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные:
- обобщать полученную информацию и представлять в новом виде
Коммуникативные:
- умение работать в группе
- слушать и понимать других
Регулятивные:
- оценивать учебные действия
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные:
- развиваем умение выражать свои эмоции, высказывать своё отношение к героям;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности