Конспект урока 3 класса по окружающему миру на тему Император – освободитель УМК Школа 2100
Конспекта урока «открытия новых знаний»
Используемый учебно-методический комплект: Школа 2100;
Учебный предмет (дисциплина) Окружающий мир;
Класс 3 Г;
Дата проведения 12.04.2016;
Тема урока: Император – освободитель;
Цель урока:
1-ая линия развития: Узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
2-ая линия развития: Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания: Власть и народ в Российской империи
Умения:
Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие»,
высказывать своё обоснованное отношение к историческим событиями и поступкам;
Метапредметные:
Личностные:
1) Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Познавательные:
1) Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы);
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Межпредметные связи:
Математика;
Русский язык;
Литературное чтение;
Информатика;
Ресурсы:
- для учителя:
Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин.;
Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина;
- для ученика: _______________________________________________________________________________
Ход урока:
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося Время
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Ребята, а к какому уроку вы приготовились?
А что вы сейчас изучаете?
Чтобы получать новые знания, нужно соблюдать правила работы на уроке.
- Давайте вспомним какие!
- Молодцы ребята!
Но прежде чем узнавать новые знания, что необходимо сделать? Дети улыбаются друг другу, и тихонечко садятся за парты
К Окружающему миру
Историю Отечества!
Не разговаривать во время урока;
Не перебивать своего одноклассника, который отвечает;
Не разговаривать с соседом по парте;
Не отвлекаться на посторонние вещи;
Не выкрикивать с места, а нужно поднять руку, и дождаться когда учитель тебя спросит;
Повторить изученное 2 мин
II. Актуализация знаний.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) Ребята, скажите, каким образом, в современном мире люди и грузы отправляются на большие расстояния?
- Как вы думаете, когда в России появились поезда и железные дороги?
Слайд 1
Давайте посмотрим на карту-схему, и проанализируем её.
- К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог.
– Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом.
С помощью автотранспорта, самолётов, железнодорожного транспорта, морских и океанских перевозок
В XX в, XIX в.
Дети смотрят на карту-схему и анализируют 4 мин
III. Постановка учебной задачи.
Коммуникативные
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Какое вы заметили противоречие?
- Какой возникает у вас вопрос?
Что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог»
Почему за 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? 2 мин
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Познавательные:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные:
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Строим железную дорогу»
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. Так мы построим с вами железную дорогу.
- Начнём!
-Перечислите, что можно увидеть на железной дороге?
- Подумайте и скажите, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта?
-Что ещё нужно железнодорожному транспорту для того, чтобы железная дорога действовала?
- Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?
Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?
– Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога?
- А были такие рабочие в России в 1\2 XIX в.?
- Вспомните, где работало большинство людей в России?
Слайд 3
Давайте откроем стр.72. посмотрите и вспомните:
- Кто же такие крепостные крестьяне?
Как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам?
– В чьей собственности была земля?
- Объясните тогда, почему в России не было рабочих, которые могли строить железные дороги?
- Ребята, а вы как считаете, нужны ли в России были железные дороги?
А зачем? Для чего?
- А что нужно было сделать государству, чтобы крепостные крестьяне, желающие работать на строительстве ж\д, могли уйти от помещиков?
Слайд 4
-Как вы думаете, какой же сегодня главный вопрос урока?
Составляем план:
- Посмотрите на главный вопрос урока, и сформулируйте план нашего исследования.
- Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?
- Давайте проверим свои предположения по учебнику. Открываем стр.84.
- Как звучит тема урока?
- ребята, изучите рисунки на стр.85 и попробуйте объяснить, зачем нужно было отменять крепостное право?
- А теперь, давайте откроем стр.85 и прочитаем 1 абзац и ответим на вопрос « кто и когда освободил крестьян?»
А какой это век?
А как мы можем определить век по дате?
Как вы думаете, хорошо стали жить крестьяне, став свободными?
Давайте прочитаем на стр. 85. 2 абзац. Читать будет ____
Ребята, так как жить было крестьянам после отмены крепостного права?
Почему?
Правильно!
Ребята, может быть, зря тогда Александр II отменил крепостное право?
-Давайте откроем текст на стр. 86 и прочитаем его, и ответим на вопрос « Что ещё изменилось в жизни крестьян, кроме того, что они стали свободными и безземельными?»
- Обратите внимания на неизвестные нам слова выделенные жирным шрифтом. Это «капиталисты» и « рабочий».
Давайте познакомимся с этими словами!
Как вы думаете, кто такие «капиталисты»?
А кто такой «рабочий»?
Капиталисты – это богатые люди, хозяева фабрик,заводов, электростанций.
Рабочий – это простой человек, который работал на предприятии ( заводе или фабрике) и получал за свою работу деньги.
Ребята, скажите, так зря Александр II отменил крепостное право?
Почему?
Правильно ребята!!
Слайд 5
Слайд 6-
Так почему же Александра II мы называем
« освободителем»?
Хорошо! А теперь сравним свой вывод, с выводом автора.
- Как у нас обозначается главный вывод каждого урока? Найдите его.
На доске появляется слайд:
«Время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков. И в первую очередь – от крепостного права»
Паровоз с вагонами;
Рельсы;
Шпалы;
Знаки;
Светофоры;
Шпалы и вагоны сделаны из дерева;
Рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали.
Для того, чтобы состав двигался
Необходимо топливо
Их изготавливают рабочие на заводах
Рабочие
Много
Да, были!/ нет, не были!
В сельском хозяйстве
Крепостные крестьяне – люди, которые работали на земле дворян-помещиков.
Крепостное право
В собственности дворян
Все крестьяне работали на помещиков
Да, нужны!
Чтобы армию можно было перебрасывать с 1-ой части страны в другую, перевозить грузыОсвободить крестьян
Как в России освободили крестьян
Отмена крепостное право
Император - освободитель
Александр II отменил крепостное право в России в 1861 г.
XIX в.
В 1 веке – 100 лет.
Мы должны 1861 : 100, у нас получится 18 веков уже прошло и идет 61 год XIX века.
Дети высказывают свои ответы
Тяжело! Трудно!
Потому что после отмены крепостного права вся земля стала принадлежать дворянам-помещикам, а крестьяне оказались малоземельными, и с трудом могли прокормить семью.
Дети высказывают свои ответы
Крестьяне могли:
1) Участвовать в судебных заседаниях;
2) Свободно менять место жительства в границах государства;
3) Моги заниматься торговлей
Дети высказывают свои ответы
Нет!
Потому что после отмены крепостного права, жители Российской Империи могли:
Участвовать в судебных заседаниях;
Свободно менять место жительства в границах государства;
Моги заниматься торговлей,
Стали строится новые фабрики, заводы, электростанции, прокладывали железные дороги, и многие крестьяне стали наниматься на заводы и фабрики – рабочими.
Потому что он освободил крестьян от крепостного права, и благодаря ему Россия стала быстрее развиваться
В красной рамке 13 мин
ФизминуткаВсе ребята дружно встали!
И на месте зашагали;
Н носочках потянулись
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели Дети выполняют физминутку1, 5 мин
V. Первичное закрепление.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Мы сейчас повторили пройденный материал «Россия до отмены крепостного права» и узнали новый материал «Россия после отмены крепостного права»
И я предлагаю вам поработать со слайдом.
Слайд
Вы видите признаки жизни людей в России «до отмены» крепостного права и « после отмены» крепостного права. Все они перемешаны.
Ваша задача разделить их на две колонки.
Крестьяне работают на хозяина.
Крестьяне работают на себя.
Крестьяне работают из – под палки.
Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина.
Крестьяне нанимаются на фабрики, строят железные дороги и электростанции.
Люди свободно меняют место жительства в пределах страны.
Люди прикреплены к земле, уйти не могут.
У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги
ДО ОТМЕНЫ: 1,3, 4.7
ПОСЛЕ ОТМЕНЫ: 2,5,6,8
4 мин
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Мы сейчас с вами хорошо потренировались, а теперь выполним работу самостоятельно. У вас на столах лежат карточки.
- Наверху подпишите свою фамилию.
А теперь, берем в руки карандаш, смотрим на доску, и проверяем. Если вы допустили ошибку, зачеркиваем аккуратно и наверху подписываем правильный ответ.
- Поднимите руки, кто выполнил без единой ошибки?
- Поднимите руки, кто допустил 2 ошибки?
А есть такие, у кого все неверно получилось?
Поднимите руки, для кого задание показалось тяжелым? А для кого легким?
Дети выполняют самостоятельную работу по карточкам
Дети поднимают руки 5 мин
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Включение в систему новых знаний и повторение
Коммуникативные:
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.
Что мы хотели сегодня выяснить?
Правильно!
А ответ на вопрос вы мне дадите в парах.
Сейчас вам дается 1 минута на то, чтобы прийти к выводу, в течение 1 минуты вы обсуждаете, приходите к выводу, а затем я выслушаю несколько ответов.
И так, ребята, к какому выводу мы можем прийти?
Правильно, ребята! Какие вы молодцы!
Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?
Дети обсуждают в парах и приходят к выводу. Представитель от каждой пары выражает свой вариант.
За первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог, можно объяснить тем, что в России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. 4 мин
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
А наш с вами урок подходит к концу, и мне бы хотелось узнать,
- что нового вы сегодня узнали на уроке?
- что показалось особенно интересным на уроке?
- кто доволен сегодня своей работой?
- какую отметку вы бы себе поставили?
Спасибо ребята за урок! Дети высказывают свои ответы 2 мин