Конспект урока по литературе на тему «Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»

Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ «СОШ №14»














Конспект урока по литературе









Выполнил учитель
истории и обществознания
Мамаева Ксения Игоревна










Магнитогорск
2015
«Петербургская повесть» Александра Сергеевича Пушкина
«Медный всадник»

Цели урока:
1. Определить роль царя-реформатора в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник» и в истории, рассмотреть тему «маленького человека» на примере образа Евгения с целью формирования базового понятия «маленький человек» в художественном произведении.

2. Развить у учащихся 10-го класса умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории.

3. Воспитать у учащихся 10-го класса чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку.

Тип урока: урок смешанного типа

Количество часов, отведенных на изучение данной темы: 2 часа

Оборудование: тексты поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», доска, проектор для просмотра презентации и отрывков видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды».

Методические приемы: вступительное слово учителя, анализ художественного текста, комментированное чтение, аналитическая беседа, заочная экскурсия, беседа с учащимися по вопросам, конспектирование.


Модель урока:
«Петербургская повесть»
Александра Сергеевича Пушкина
«Медный всадник»
1 урок:

2. Образ Петербурга 1. Вступление в повести
Образ Невы Название
Подзаголовок
Роль в сюжете Символический Предисловие
смысл Примечание

Образ автора
2 урок:
3. Герои



Образ Евгения Смысл противопоставления Образ
Медного всадника

Человечность Самодержавие
Жизнь «маленького человека» История


Любовная сюжетная линия
Мотив сумасшествия

Итог: роль личности в истории
и эволюция темы «маленького человека»
Оформление доски


Двадцать девятое сентября
«Петербургская повесть»
Александра Сергеевича Пушкина
«Медный всадник»
(1833)

В этой поэме видим мы горестную участь личности,
страдающей как бы вследствие
избрания места для новой столицы.
В.Г.Белинский

Домашнее задание:
1. Отрывок наизусть «Люблю тебя, Петра Творенье»
2. Прочитать драму А.С.Пушкина «Борис Годунов»
3. Учебник стр. 121-132, читать



Домашнее задание к уроку: 1. Прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник»
2. Прочитать стр. 170-171 в учебнике
3. Индивидуальное задание: выучить вступление ( 2 человека).

№ п/п
Цели этапов
Деятельность учителя и учащегося, методические приемы
Средства
Выводы
Умения и навыки

1.






























2.





















































































































3.
1. Обозначить тему и задачи урока.




























1.Дать полное и емкое определение понятию «Петербургс
кая повесть» с целью формирования у учащихся 10-го класса основополагающего понятия

2. Определить роль вступления в общей повествова
тельной структуре произведения
































































































1.Систематизировать знания, подвести промежуточ
ный итог для перехода анализу образов главных героев



Организационный момент
Учитель входит в класс, здоровается, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.
Вступительное слово учителя
Предыдущие наши занятия были посвящены творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы рассмотрели любовную, свободолюбивую, философскую лирику, лирику, обращенную к теме поэта и поэзии, подвели итог на обобщающем уроке по лирике А.С.Пушкина. Поэтому сегодня мы не останавливаемся на повторении темы прошлого урока, а сразу переходим к новому материалу, новой теме, которая записана на доске и звучит так:
«Петербургская повесть»
Александра Сергеевича Пушкина
«Медный всадник»
Записываем число и тему урока. В ходе урока нам необходимо дать определение понятию «петербургская повесть», так как это понятие базовое, достаточно распространенное в русской литературе. Подробно проанализировать вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник» с целью выявления основного пафоса произведения, также необходимо найти, так называемые, отправные точки, которые в дальнейшем помогут создать полноценную картину поэтического произведения, во всем многообразии образов и конфликтов.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Итак, мы продолжаем работу с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, работаем с его «петербургской повестью» «Медный всадник».
И обратимся к эпиграфу нашего урока. Что такое эпиграф? (Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо (например, художественному произведению) и характеризующая основную идею).
В ходе урока мы выделим основную идею произведения и вернемся к работе с эпиграфом, а сейчас мы его только лишь прочитаем и запишем, но про него не забываем, так как вам на итоговых уроках необходимо будет ответить на вопрос: почему именно слова В.Г.Белинского были предпосланы нашему уроку. Итак, наш эпиграф:

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.
(В.Г.Белинский)

Кто такой В.Г.Белинский? (Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) – русский философ, критик, публицист).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
История публикации
«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».
«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
Переходим к образу самого Петербурга, работаем с жанром, к понятию «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть? Ваше мнение.
Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.
Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?
Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.
Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.
Прозвучало, что, так или иначе, в таких повестях присутствует образ города, города на Неве – Петербурга. В самом имени города запечатлелось то время, когда русский язык перерабатывал потоки иноязычных слов, сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность, обретая новые степени свободы и выразительности. В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Я вам предлагаю посмотреть фрагменты видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды» для создания полноценного образа города и затем уже перейти к тексту поэмы «Медный всадник».
(Просмотр фрагментов видового фильма).
Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие? (Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий).
Вступление. Ребятам было дано индивидуальное задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.
Вопросы и задания к вступлению
Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос?
(Возвышенный. Пафос, от греч. страдание, воодушевление, страсть, т.е. это эмоциональная направленность произведения).
На какие композиционные части его можно разделить?
(1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).
В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее? (1 – 43 строки).
Какова авторская позиция в гимне городу? (44 – 84 строки).
Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?
Итог: во вступлении А.С.Пушкин скупо, почти ничего, говорит о главном герое Евгении, но много и с увлечением – о Петре. Но, тем не менее, уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается? (Конфликт между человеком и властью).




Доска



















































ПК
Техника, проецирующая изображе
ние на большом экране
Создание образа Петербурга
















































Проблема столкновения человека и стихии, личности и государства
Умение активного слушания

















































Умение активного слушания

Конс
пектирование



























15