Выступление на семинаре на тему Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовании


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»
«Духовно- нравственное воспитание в дошкольном образовании»
Музыкальный руководитель
Степанова Светлана Валентиновна


2016 г.
1 слайд
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущении собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представление о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающей потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие духовно здорового человека.
2 слайд
Крылатая фраза «Все начинается с детства», как нельзя лучше подходит к данному вопросу. В настоящее время мы часто слышим про агрессию подростков. А ведь это дети того времени, когда в стране был неопределённый хаос. Это дети, воспитанные на зарубежных мультиках и компьютерных играх. Именно мы взрослые сделали их такими.
3 слайд
«Дите, как тесто, что с него вылепишь, то и получится»
Детство - это первая ступенька во взрослую жизнь. Душа ребёнка ещё чиста, он во всём учиться у взрослого, копирует точно его поведение. Значит, нам, взрослым надо позаботиться о том, чтобы наши дети были добрыми, отзывчивыми, умели сопереживать близким.
4 слайд
Каким мы представляем современный высоконравственный идеал?
Духовно – нравственный процесс долговременный. Нельзя сразу увидеть результат, он появиться гораздо позднее там во взрослой жизни. А пока пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его памяти сохраняться светлые образы, в которых воплощается родина.
5 слайд
В чем мы видим содержание духовно-нравственного воспитания дошкольного образования?
Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
6 слайд
В чем же причины духовно-нравственного упадка в обществе, почему мы, русские, по своей сущности добрые и хорошие люди, растеряли свои духовные ценности?
7 слайд
Почему разрушена иерархия семейных взаимоотношений, традиционный уклад семейной жизни. традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей. родовые и семейные связи между поколениями.
8 слайд
Что провоцирует разрушение традиционных семейных связей?
Стремление к материальному благополучию и современный уклад жизни приводят к тому, что у родителей нет физических и душеных сил в полной мере участвовать в процессе воспитания своего ребенка.
9 слайд
Пути решения
Возрождение ценностной ориентации в семье, ДОУ; создание семейно-ориентированных моделей, технологий, программ по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ, семье; повышение духовно-нравственного воспитательного потенциала дошкольных образовательных учреждений, социума в целом – от семьи до средств массовой информации.
10 слайд
Институты дошкольного образования семья, родители.
Пути дошкольного образования семья, детский сад улица, природа, место проживания.
11 слайд
Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности и подготовить детей к взрослой жизни.
12 слайд
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.» В.А.Сухомлинский
13 слайд
Наш вклад в духовно-нравственное воспитание дошкольников:
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на основной образовательной программе ДОУ. Основной целью является воспитание духовно – нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта
Наши задачи приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности, активизация позитивных, гармоничных отношений к социальному миру взрослых, формирование гражданского самосознания, Любовь к семье, Родине, русскому народу, толерантность, укрепление здоровья детей. создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка. Все что окружает ребенка должно нести доброе зерно для его пытливого ума.
14 слайд
Сейчас возрождаются фольклорные праздники. Мы, граждане России и должны воспитывать своих детей на своих традициях, почитать память своих предков, соблюдать наши обычаи. Именно наши русские традиции мы должны прививать нашим детям. Наше образование должно быть нацелено на возрождение духовно- нравственных качеств личности. Если будет определённая последовательная система обучения, то наши дети станут достойным будущим нашей Родины.
15 слайд
Мини музей
Для знакомства с народными традициями и обычаями мы создали мини-музей. Где собран теоретический, практический и игровой материал: литература для детей («Детская библия», рассказы, притчи, стихи) кубанский уголок для игры, аудиокассеты, диски, видео материалы; демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий. С музыкальным руководителем здесь разучиваются народные песни, потешки, попевки.
16 слайд
Знакомство с православной культурой
Частый гость в нашем дошкольном учреждении протоиерей Николай Макарцев, который беседует с детьми на различные духовно-нравственные темы: «О послушании родителям», «Что такое Пасха», «Крещение» и т.д. проводит обряд водосвятие
17 слайд
Проведение праздников Яблочный Спас, Пасха, Крещение, Масленица.
18 слайд
Мы знакомим детей с иконами, православной и классической музыкой
19 слайд
Частый гость у нас народный коллектив казачьей песни «Родные напевы». Народная песня способна пробудить в душе ребенка добрые чувства, а народные игры научить добрым делам.
20 слайд
Наши дети знают и любят ветеранов войны. Двоих их них Григорьеву Александру Николаевну и Заруцкого Василия Владимировича поздравляют и приглашают в детский сад на утренник, посвященный Дню победы. Дарят свои подарки, поют вместе с ветеранами военные песни. В этом году при подготовке празднования Дня Победы дети приняли участие в ежегодном конкурсе «Музыкальная капель» с хореографической сюитой «Отмените войну». Были выучены военные песни «Катюша», «День победы» «У обелиска», стихотворения соответствующей тематики, организована встреча с ветеранами в детском саду. 9 мая дети с родителями и педагогами приняли участие в акции памяти «Бессмертный полк».
21 слайд
В деле духовно-нравственного воспитания особое значение имеет личный пример педагога. Нами был организован сводный хор «Лейся песня» из работников и детей ДОУ и школьников, который принял участие в краевом фестивале «Кубанская музыкальная весна» с песнями о Родине.
22 слайд
Ежегодно дети принимают участие в краевом фестивале «Адрес детства -Кубань». Такие мероприятия воспитывают в детях любовь к родному краю.
23 слайд
Воспитание любви к матери и семье, заучивание стихов и песен на данную тему, изготовлении подарков для мам и бабушек, совместные мероприятия с родителями, способствуют воспитанию у детей чувства уважения и любви к своим родным.
24 слайд
При подготовке празднования Дня защитника Отечества, в ходе бесед, заучивании стихов, песен, в играх у мальчиков формируется осознанное чувство, будущих защитников своей семьи, станицы, Родины. Дети поздравляют отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, участвуют с отцами в спортивных соревнованиях, эстафетах.
25 слайд
Духовно-нравственное воспитание дошкольников подразумевает знание государственной символики страны. Для ее изучения проводим цикл занятий «Люби и знай свою Родину», «Символика России» и т.д. В заключении цикла - выступление на родительском собрании со стихами местной поэтессы С. Лихобабиной о символах России, Краснодарского края, Тбилисского района и ст. Геймановской.
26 слайд
Наши дети в детском саду живут в уютном мире тепла и доброты, растут в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, полученное в детском возрасте, найдет отражение во взрослой жизни и окажет исключительно влияние на духовно-нравственное развитие. Только систематическая работа в данном направлении способна прочно закрепить в сознании ребенка приоритеты семьи, станицы, края, России и воспитать духовно-нравственную личность и настоящего патриота своей Родины.
27 слайд
Спасибо за внимание!