Классный час «Ладога-дорога жизни.»Цель: Формирование патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся. Задачи: 1. Знакомство учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества 2. Воспитание уважения учащихся к ветеранам, п


Классный час «Ладога-дорога жизни.»
Цель: Формирование патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
2. Воспитание уважения учащихся к ветеранам, подвигам защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.
3. Развитие у учащихся чувства ответственности и гордости за свою страну
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Дорога жизни. Героическая оборона Ленинграда»
1 ученик Блокада... Воистину адские 900 дней и ночей. Это страшное время началось 8 сентября 1941 года и закончилось 27 января 1944 года. Голод, холод, обстрелы и бомбежки... Казалось бы, в таком аду невозможно не только выстоять, но и выжить. Однако блокадный Ленинград не сдался, его жители, от мала до велика, продолжали работать, сражаться, учиться и творить. Оставшиеся в городе ученые продолжали свои занятия. В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший гигантским семенным фондом. Из него не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства. Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. В августе 1942 г. была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку.
2 ученик Когда думаешь о ленинградской блокаде, сразу же всплывают в памяти два слова - «Дорога Жизни». Пробитая сквозь блокаду, трасса заменила собой все железнодорожные, водные и шоссейные магистрали, которые раньше связывали Ленинград со страной. Ладога! Это слово переходило из уст в уста в хлебных очередях, в обледеневших квартирах, на боевых рубежах обороны города. Ладога стала символом надежды, жизни, победы.
3 ученик "Дорогу Жизни" называют еще Ледовой дорогой, но это не совсем точно. Трасса с самого начала была сухопутно-ледовой и тянулась от осажденного Ленинграда к поселку Коккорево, переходила на лед озера, затем на противоположном берегу, начиная от рыбацкого поселка Кобона, вновь вилась среди заснеженных полей, болот и лесов сначала до станции Заборье, а затем, после освобождения Тихвина, - до железнодорожной станции этого старинного города.
4 ученик Водители автомашин совершили пробег общей протяженностью 41 млн. 200 тыс. км, и каждый рейс был равнозначен боевому подвигу. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге Жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.
1 ученик После войны трагические судьбы жителей города и героизм тех, кто  боролся за его жизнь, были увековечены в памятниках на трассе Дороги Жизни. Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.
2 ученик Сегодня, приехав в Санкт-Петербург, можно проехать Дорогой Жизни и увидеть основные этапы этого героического пути и главные монументы в память о страшных и славных днях блокады - "Ржевский блокадный коридор", "Цветок жизни", стелу на Румболовой горе, бывший Угловский аэродром, с которого поднимались в небо самолеты на защиту "Дороги Жизни,",мемориал "Разорванное кольцо", музей "Дорога Жизни".
3 ученик Шел ноябрь сорок первого года. Второй по значению город СССР Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Нормы выдачи продовольствия снизились ниже физиологического минимума: 13 ноября 200-граммовый паёк был уменьшен до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября он составил лишь 125 граммов.
4 ученик Ситуацию усугубило ещё и то обстоятельство, что с 5 ноября покрылась льдом поверхность Ладожского озера, по которому в первые два месяца блокады суда доставляли в Ленинград продовольствие и вывозили эвакуируемых.
1 ученик Естественно, встал вопрос о том, как организовать дальнейшее снабжение города, и самым адекватным ответом на него было бы решение о начале перевозок автомобильным транспортом. Однако первое время лёд Ладоги был очень тонок, и грузовики просто проваливались бы под лёд. Более того, в середине ноября началась оттепель, позволившая перевезти в Ленинград водным путём ещё около 1200 тонн грузов.
2 ученик Лишь к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок
3 ученик На следующий день колона прибыла в деревню на восточном берегу Ладожского озера. День ушел на погрузку, и к вечеру колонна отбыла обратно, а 24 ноября она была уже в Ленинграде. Правда, привела эта колонна ещё меньше, чем лошади – 33 тонны. Дело в том, что машины тогда ещё боялись чрезмерно загрузить, чтобы те не провалились под лёд. С машин и так сняли всё лишнее, включая кабины, и водители ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.
4 ученик Вскоре нагрузку удалось увеличить весьма оригинальным способом – к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани – таким образом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а вскоре, когда лёд ещё больше окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.
1 ученик Вражеская авиация, естественно, пыталась противодействовать снабжению Ленинграда, но попасть бомбой в грузовик было не так-то просто. Если во время водных перевозок немцам удалось потопить пять буксирных пароходов и 46 барж, то с переходом на автомобильное снабжение потери грузов резко сократились. Дело в том, что авиабомба пробивала лёд озера и взрывалась уже на дне, но энергии ударной волны, ослабленной толщей воды, для пробития льда уже не хватало. таким образом, ни сама бомба, ни ее осколки, ничем не могли повредить автоколонне. Легче было укрыть от вражеской авиации также места погрузки и выгрузки.
2 ученик Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега.
3 ученик Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов.
4 ученик Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге Жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек. Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража.
Введение в действие ледовой дороги существенно улучшило снабжение ленинградцев продовольствием: 25 декабря норму пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм.
1 ученик В апреле 1942 года грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942-43 годов по льду озера даже начали строить железную дорогу. Идея состояла в том, чтобы построить очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо большее количество грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Она должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно строилось два пути – узкоколейной и нормальной ширины.
2 ученик Строительство началось с исследования дна озера водолазами. Затем во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.
3 ученик Была и другая дорога жизни – малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. В 1941–1944 годах, до снятия блокады Ленинграда по ней в обе стороны шли и ехали люди. Одни в Ораниенбаум, чтобы участвовать в обороне плацдарма. Другие, чтобы разгрузить осаждённый «пятачок» свободной земли от раненых и больных, старых и малых.
4ученик Они собрались здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, продуктах, тёплом жилье. Часть из них затем осела в Лисьем Носу и Горской, а другая отправлялась на Большую землю по Ладожской трассе. Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской.
1 ученик Ораниенбаумский плацдарм защищала созданная специально для этого Приморская оперативная группа из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Части 8-й армии в количестве 6 стрелковых дивизий, до этого оборонявшие «пятачок», были переправлены по Малой дороге жизни в Ленинград для усиления его защиты.
2 ученик По этой 37-километровой магистрали в дни блокады доставлялись разными видами транспорта в Ораниенбаум продовольствие, боеприпасы и многие другие грузы. Благодаря этому уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее, в 1941–1942 гг., от голода здесь погибло около 5000 человек. Летом 1942 большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны.