Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых ре
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дивовская средняя общеобразовательная школа» Мглинского района Брянской области
Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ от « ___» ______________2016г Председатель МО ___________ /Афанасенко Т. П../
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Дивовская СОШ» _____________/Белоножко Т.Н./ «___» _______________ 2016г
«Утверждено» Директор МБОУ «Дивовская СОШ __________ /Кривошеева Л.П./ Протокол № ________ от « ____» ____________2016г
Рабочая программа по математике для 3 класса
Разработал: учитель начальных классов Левая Ирина Анатольевна
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (Сборник рабочих программ 1 – 4 классы, М.: «Просвещение», 2011) и соответствует учебному плану МБОУ «Дивовская СОШ» на 2016 – 17учебный год.
Математика .3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2013
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Формы промежуточной аттестации
Предметная область
Учебные предметы
четверть
|
||
|||
| V
Математика и информатика
Математика
Контроль-
ная работа
Контроль-
ная работа
Контроль-
ная работа
Контроль-
ная работа
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими
школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе 132 ч (33 учебные недели), во 24 классах по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
№ п/п
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
1
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
8
8
2
Табличное умножение и деление
56
56
3
Внетабличное умножение и деление
27
27
4
Числа от 1 до 1000. Нумерация
13
13
5
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
10
10
6
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
12
12
7
Итоговое повторение
10
10
Итого
136
136
Количество контрольных работ - 9ч. Количество проектов – 2
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактор, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
-математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8
· b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a
· b, c : d (d
· 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1
· а = а, 0
· с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) », «меньше на (в) ». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева справа, за перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что », «если , то », «все», «каждый» и др.).
Календарно – тематическое планирование - 136ч (4ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Виды деятельности учащихся
Количест-во часов
Дата проведения
Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (8 ч)
1
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания
Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100
Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе взаимосвязи чисел при сложении.
Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
1
2
Решение уравнений с неизвестным способом подбора числа
1
3
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении.
1
4
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании
1
5
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании
1
6
Повторение пройден-ного «Что узнали. Чему научились».
1
7
Контрольная работа № 1 по теме: «Сложе-ние и вычитание»
1
8
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. Обозна-чение геометрических фигур буквами.
1
Табличное умножение и деление (28 +28 ч)
9-10
Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения.
Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
2
11
Чётные и нечётные числа.
Вычислять значения числовых выражений в 23 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий).
Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей.Решать задачи арифметическими способами. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.Выполнять задания логического и поискового характера.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 27. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.Выполнять задания творческого и поискового характера.
Работать в паре. Составлять план успешной игры.
Составлять сказки и рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.
1
12
Таблица умножения и деления на 3
1
13
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость
1
14
Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса.
1
15
Порядок выполнения действий.
1
16
Порядок выполнения действий.
1
17
Повторение пройден-ного «Что узнали. Чему научились».
1
18
Повторение пройден-ного. Тест № 1
1
19
Умножение четырёх, на 4 и соответству-ющие случаи деления.
1
20
Таблица умножения.
1
21-22
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
2
23-24
Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
2
25
Таблица умножения и деления с числом 5
1
26-27
Задачи на кратное сравнение.
2
28
Решение задач на кратное сравнение, на разностное сравнение
1
29
Таблица умножения и деления с числом 6
1
30
Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз
1
31
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
1
32
Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз
1
33
Таблица умножения и деления с числом 7
1
34
Повторение пройден-ного «Что узнали. Чему научились».
1
35
Контрольная работа № 2 по теме: «Табли-чное умножение и деление»
1
36
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. Проект «Математическая сказка»
1
37
Площадь. Способы сравнения фигур по площади.
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Умножать числа на 1 и 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.
Моделировать различное расположение кругов на плоскости.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле.
Сравнивать разные доли одной и той же величины.
Описывать явления и события с использованием величин времени.
Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.
Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Анализировать свои действия и управлять ими.
1
38
Единицы площади: квадратный сантиметр,
1
39
Площадь прямоугольника.
1
40-41
Таблицы умножения и деления с числом 8
2
42
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального, третьего слагаемого
1
43
Таблицы умножения и деления с числом 9
1
44
Единицы площади: квадратный дециметр
1
45
Таблица умножения.
1
46
Решение задач в три действия
1
47
Единицы площади: квадратный метр
1
48
Закрепление изученного. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость
1
49
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
1
50
Повторение пройденного Тест № 2
1
51
Умножение на 1.
1
52
Умножение на 0.
1
53
Умножение на 1 и на 0. Взаимосвязь деления и умножения
1
54
Деление нуля на число
1
55
Закрепление изучен-ного. Решение задач на нахождение суммы
1
56
Доли.
1
57
Круг. Окружность
1
58
Диаметр окружности (круга).
1
59
Диаметр окружности (круга). Решение задач.
1
60
Единицы времени. Год, месяц.
1
61
Единицы времени. Сутки
1
62
Повторение пройденного «Что уз-нали. Чему научились».
1
63
Контрольная работа №3 по теме: «Табличное умножение и деление»
1
64
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного
1
Внетабличное умножение и деление (27ч)
65
Умножение и деление круглых чисел.
Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление.
Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.
1
66
Случаи деления вида 80:20
1
67
Умножение суммы на число.
1
68-69
Умножение двузначного числа на однозначное.
2
70
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального
1
71
Деление суммы на число.
1
72
Деление суммы на число.
1
73
Связь между числами при делении.
1
74
Проверка деления.
1
75
Приёмы деления для случаев вида 87 :29, 66 : 22.
1
76
Проверка умножения
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера; задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки «если не , то », «если не , то не »; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Проводить сбор информации. чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.
Составлять план решения задачи.
Работать в парах: анализировать и оценивать результат работы.
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.
1
77-78
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления
2
79
Закрепление изученного по теме «Внетабличное умножение и деление»
1
80
Контрольная работа № 4 по теме: «Внетабличное умножение и деление»
1
81
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного.
1
82-83
Приёмы нахождения частного и остатка.
2
84-85
Деление с остатком
2
86
Решение задач на деление с остатком
1
87
Случаи деления, когда делимое меньше делителя
1
88
Проверка деления с остатком.
1
89
Закрепление изучен-ного по теме: Деление с остатком».
1
90
Контрольная работа № 5 по теме: «Деление с остатком».
1
91
Анализ контрольной работы. Тест № 3. Проект: «Задачи-расчёты».
1
Нумерация (13 ч)
92
Тысяча
Читать и записывать трёхзначные числа.
Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемыхУпорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.
Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи. представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
1
93
Образование и название трёхзначных чисел
1
94
Разряды счётных единиц.
1
95
Натуральная последовательность трёхзначных чисел
1
96
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
1
97-98
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых
2
99
Сравнение трёхзначных чисел.
1
100
Определение общего числа единиц (десят-ков, сотен) в числе
1
101
Единицы массы: килограмм, грамм
1
102
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
1
103
Контрольная работа № 6 по теме: «Нумерация»
1
104
Анализ контрольной работы и теста. Тест № 4
1
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч)
105
Приёмы устных вычислений
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений.
Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равно-сторонние) и называть их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.
1
106
Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200
1
107
Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90
1
108
Приёмы устных вычислений вида 260+310. 670-140
1
109
Приёмы письменных вычислений
1
110
Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел
1
111
Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел
1
112
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».
1
113
Контрольная работа № 7 по теме: «Сложение и вычитание»
1
114
Анализ контрольной работы. Виды треугольников.
1
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12ч)
115
Приёмы устного умножения и деления
Использовать различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.
Различать треугольники:
прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Находить их в более сложных фигурах.
Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора
1
116
Приёмы устного умножения и деления
1
117
Деление двузначного числа на двузначное
1
118
Виды треугольников
1
119
Приём письменного умножения на однозначное число
1
120
Приём письменного умножения на однозначное число
1
121
Приём письменного деления на однозначное число
1
122
Приём письменного деления на однозначное число
1
123
Проверка деления
1
124
Повторение пройден-ного по теме: «Умно-жение и деление»
1
125
Контрольная работа № 8 по теме: «Умно-жение и деление»
1
126
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
1
Итоговое повторение (10ч)
127
Повторение по теме «Нумерация»
Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел; выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа.
1
128
Повторение по теме «Сложение и вычитание»
Выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа.
1
129-130
Повторение по теме «Умножение и деление»
Уметь выполнять действия умножения и деления. Знать таблицу умножения и деле-ния. Уметь выполнять пись-менное деление и умножение многозначного числа на однозначное по алгоритму.
2
131
Повторение по теме «Правила о порядке выполнения действий»
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
1
132
Повторение по теме «Решение задач»
Уметь записывать и решать задачи изученных видов.
1
133
Повторение по теме «Геометрические фигуры и величины»
Работать с геометрическим материалом.
1
134
Итоговая контрольная работа №9 по материалам повторения
Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел; выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа.
1
135
Анализ контрольной работы и работа над ошибками.
1
136
Повторение пройденного
1
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Сборник рабочих программ. «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011 Учебники 1. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013 Рабочие тетради 1. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в 2 частях М.И. Моро, С.И. Волкова, 3-е изд. М.: Просвещение. 2014
Проверочные работы. 1. Математика. Проверочные работы. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. С.И. Волкова. М. Просвещение, 2015 2. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 3 класс / Сост. В. А. Ситникова. – М.: ВАКО, 2014. Методические пособия 1. Проектная деятельность в начальной школе / авт.- сост. М. К. Господникова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012 Дидактические материалы 1. Математика: занимательные сказочные задачи на уроках в начальной школе/ Н. А, Максименко. - Волгоград: Учитель, 2006 2. 2000 задач и примеров по математике: 1-4 классы/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2006 3. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 4. Математика. 3 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2007 5. Раздаточные материалы по математике. 3 класс. / Г. Ю. Евдокимова. М.: Дрофа, 2006
Печатные пособия Таблицы:
1. Таблица умножения 2. Таблица классов и разрядов 3. Таблица зависимости между величинами: цена-количество-стоимость; 4. Периметр прямоугольника 5. Единицы длины. 6. Единицы массы. 7. Единицы времени 8. Площадь прямоугольника 9. Письменное вычитание трёхзначных чисел 10. Письменное сложение трёхзначных чисел 11. Числовые выражения и их значения 12. Умножение числа 8 13. Умножение числа 7 14. Умножение числа 4 15. Правила порядка действий 16. Уравнение и его решение
Демонстрационный материал по математике для начальной школы
1. Числовые выражения и их значения 2. Набор предметных картинок (счётный материал) 3. Карточки с цифрами
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор 2. Экспозиционный экран 3. МФУ WorkGentre 3210/3220 4. Ноутбук 5. Классная доска
Экранно-звуковые пособия
Электронное пособие к учебнику «Математика», 3 класс
Математика. Семейный наставник. 3 класс
Игры и задачи. 1-4 класс
Математика 1 – 4класс. Тесты
Изучаем единицы измерения
Оборудование класса
1. Ученические двуместные столы с набором стульев. 2. Стол учительский с тумбой. 3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- 13 PAGE 14715 -
15