ИТП: «Совершенствование технической подготовки юных баскетболистов на базе развития специальной ловкости сопряженным методом».

...
1.2 Интеллектуальное и физическое развитие – как единое целое..
1.3. Значение баскетбола для детей с малоподвижным образом жизни
1.4.Методы развития качества ловкость.......................................
2.Описание технологического процесса обучения
2.1. Цели и задачи.
2.2. Конструирование технологического процесса обучения..
2.3.Условия..
2.4.Оценка результатов.
3.Результаты педагогического эксперимента
Список литературы..
Приложение.


3
3

6
10

13

16
23
24
25

28
33
34































1.Введение

1.1.Актуальность

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные права, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, поэтому наряду с традиционным обучением в школах внедряются альтернативные, модернизированные, авторские технологии.
Новыми типами образовательных учреждений, инновационных, экспериментальных учебных заведений являются гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов.
Гимназическое образование занимает особое место, ибо в соответствии со своим статусом оно призвано готовить будущую интеллигенцию, людей умственного труда, следовательно, для учащихся интеллектуальное, творческое, и, разумеется, нравственное развитие личности – суть, методологическая основа образования.
В психолого-педагогическом плане основной тенденцией совершенствования образовательных технологий является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, к технологиям продвинутого уровня, к интеграции школьных дисциплин, к обеспечению условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
В начальной школе, прежде всего, используется модель опережающего интеллектуального развития, разработанная В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А. В. Занковым
В основу этой концепции положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания, и в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта.
Учиться по данным технологиям могут учащиеся с определенным интеллектуальным, коммуникативным, организаторским уровнем подготовки, поэтому принимаются в эти учебные заведения учащиеся на условиях собеседования и анкетирования, когда появляется таким образом возможность отобрать наиболее способных и одаренных детей.
Одаренные дети отличаются от обычных и по физическим характеристикам и по психологическому развитию, и по степени интеллектуального развития.
Соответственно, возрастает и ответственность за их здоровье, обучение и развитие.
Уже сейчас, несмотря на положительные результаты и довольно широкое использование идей интеллектуального развития детей в младших классах гимназий, высказываются сомнения в эффективности ориентации на раннее форсирование развития интеллекта в ущерб естественному стремлению ребенка к движению, игре, образно-эмоциональному освоению мира. Кроме того, учебные программы и планы разрабатываются хотя и в нормах предельно допустимой нагрузки, но не всегда являются оптимальными с точки зрения биологических критериев, т.е. не всегда учитывается «биологическая цена», которую ученик платит за усвоение, приобретение знаний. И хотя программа гимназий должна предусматривать и оздоровительную систему, и мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения, и профилактические мероприятия, и занятия физическими упражнениями, тем не менее, одним из серьезных недостатков является такая их организация, при которой не обеспечивается высокая двигательная активность.
Дети, обучающиеся в школах данного типа, ведут малоподвижный образ жизни. В основном очень большая умственная работа и низкая двигательная активность. И поэтому лучшим средством для снятия различных напряжений и повышения уровня двигательной активности являются игровые виды спорта, а именно обучение мини-баскетболу.
Так как баскетбол:
Положительно влияет на центральную нервную систему
Способствует улучшению осанки
Способствует улучшению всех систем организма
Развивает такие двигательные качества, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

Исходя из вышесказанного, становится очевидной актуальность выбранной темы ИТП: «Совершенствование технической подготовки юных баскетболистов на базе развития специальной ловкости сопряженным методом».













1.2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ – КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ.

Интеллектуальное развитие, утверждал П.Ф. Лесгафт, требует соответственного физического развития.
Уже в наше время В.А. Сухомлинский подчеркивал, что интеллектуальное богатство личности зависит от гармонии физического развития, здоровья и труда.
Связи физического воспитания с умственным многосторонни. Вся система и школьного, и внешкольного физического воспитания должна создавать прочную основу для здоровья, позволяющего поддерживать высокий уровень интеллектуальной работоспособности на всем протяжении учебного дня.
Существенно влияние сенсорной деятельности на развитие важнейших психических процессов, лежащих в основе становления мышления (особенно в младшем школьном возрасте). Под воздействием занятий физическими упражнениями развиваются двигательная, слуховая, зрительная память, наблюдательность и внимание.
Содержание учебно-двигательной деятельности позволяет педагогу при обучении двигательным действиям широко использовать и развивать такие важнейшие интеллектуальные операции, как сравнение и анализ. При творческом использовании принципов и методов обучения физическим упражнениям можно содействовать воспитанию культуры умственного труда.
Огромные психические нагрузки могут быть в значительной мере сняты при обучении школьников приемам чередования видов деятельности, самоконтроля (Б.А. Ашмарин, 1990 г.).
Специальные исследования и практика подтверждают, что школьники, успевающие на уроках физической культуры и дополнительно во внеурочное время, как правило, хорошо овладевают общеобразовательными предметами, обладают высокой учебной работоспособностью. И наоборот, вялые, малоподвижные дети нередко отстают и в школьной программе и с психическом развитии (Л.П. Матвеев, 1976).
Повышению работоспособности учащихся способствуют приобретаемые посредством физической культуры двигательные умения и навыки, воспитываемые физические качества, т.к. содействуют лучшему формированию у учащихся рабочих движений, которые требуются в различных видах учебного труда, помогают легче переносить нагрузки, быстро и легко входить в нужный темп и ритм работы, наиболее целесообразно и экономно выполнять трудовые движения.
С другой стороны, многие школьные дисциплины содействуют физическому развитию и воспитанию: так, опираясь на полученные сведения в области анатомии, гигиены, естествознания, физиологии (пусть и в начальном, общем состоянии) ученики лучше осмысливают влияние физических упражнений на организм, целесообразность и способы их выполнения. В процессе физического воспитания используются навыки, полученные учениками на уроках рисования, труда и по другим предметам (А. Д. Новиков, 1976 г.).
Но в то же время следует отметить, что одним из основных средств оптимизации двигательной активности являются физические упражнения, но многие аспекты проблем влияния физических упражнений, в частности, вопросы регламентации двигательной активности (диапазона различий рекомендуемых величин объема, мощности и периодичности нагрузок, соотношения различных упражнений, объема двигательной активности) еще не разработаны глубоко и полностью (Е.А. Пирогова, 1986 г.).
Таким образом, направленное использование многообразия форм физического воспитания предусматривает решение следующих задач:
оздоровительные:
1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.
2. Обеспечение оптимального для данного возраста и пола гармоничного развития физических качеств, при этом акцент делается на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений (затем уже в среднем школьном возрасте – воспитание скоростных способностей во всех ее формах, плюс скоростно-силовая подготовка, а в старшем школьном возрасте скоростно-силовые и собственно силовые качества, общая и анаэробная выносливость).
3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков;
образовательные:
1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков по перемещению в пространстве, управления статическими позами и положениями тела при передвижениях, выполнении движений с предметами; управление движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела, выполнение комплексных движений для преодоления искусственных препятствий.
2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры:
условия и правила выполнения физических упражнений;
влияние занятий на основные системы организма;
правило самостоятельной тренировки двигательных способностей;
основные приемы самоконтроля во время занятий физическим упражнениями;
роль физической культуры в семье и т.п.;
воспитательные:
1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями для повышения работоспособности, укрепления здоровья.
2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и др.), содействие развитию психических процессов.
При этом исследователи отмечают:
регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями дают организму дополнительный запас прочности, повышая неспецифическую устойчивость его к самым разнообразным факторам внешней среды. В этом их неоценимое достоинство. Замечено, что дети, занимающиеся физическими упражнениями, болеют гораздо реже, чем не занимающиеся, тем же вирусным гриппом, а также простудными болезнями в 3-4 раза реже (М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников, 1984 г.).


1.3. Значение баскетбола для детей с малоподвижным образом жизни

В. В. Бейнисович, заслуженный тренер по баскетболу, говорит о нем так: «Баскетбол – это горящие детские глаза, игра с любимой игрушкой, возможность общаться и соревноваться со сверстниками. Сегодня «мини» - завтра «большой» баскетбол». (18, 25)
Баскетбол имеет большое воспитательное значение. Овладение элементами баскетбола сопровождается развитием таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
Баскетбол является хорошим средством моральной и волевой подготовки. В процессе регулярных, правильно организованных занятий по овладению игры баскетбол воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициативность, трудолюбие, честность, упорство, смелость (Б.Н. Никитский, 1981 г.)
Не менее велико оздоровительное значение баскетбола. Физическая нагрузка вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Баскетбол способствует улучшению работы всех систем организма и, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематически и правильно организованных занятиях увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение, а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое. Немаловажен тот факт, что баскетбол – это игра, а не непрерывное выполнение каких-либо двигательных действий, т.е. ребенок всегда может регулировать самостоятельно продолжительность и эффективность нагрузки, выбирать свой, индивидуальный график развития выносливости, что практически исключает перегрузки.
Баскетбол оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Занятия баскетболом способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний.
Велико значение баскетбола для детей с малоподвижным образом жизни, т.к. большую часть времени гимназисты проводят в статическом положении, т.е. положении сидя. Дети ведут малоподвижный образ жизни при большой интеллектуальной нагрузке. И поэтому лучшим средством восстановления и снятия умственного напряжения является игра, т.к. баскетбол оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость, агрессивность и раздражительность, появляется уверенность в себе.
Таким образом:
Баскетбол приучает детей осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, в соответствии их образцу, особенно при усвоении детьми новых сложных координированных движений.
Способствует развитию у детей двигательных умений и навыков, определенных физических качеств.
Учит детей анализировать и оценивать свои движения и движения товарищей.
Побуждает к проявлению творчества в движении.
Целенаправленность развивает быстроту реакции и общую выносливость.
Прививает навыки общения в малой группе, дает детям умения, которые понадобятся в жизни.
Развивает эстетическое отношение к движению, дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений, вырабатывает личные вкусы в выборе физических движений.
Растут возможности пространственной ориентировки
Увеличивает проявление волевых усилий.
Помогает детям наладить дружеские отношения со сверстниками, реализует возрастную потребность в общении, изживает личностные деформации (дети, которые отстают в учебе, могут оказаться лидерами в игре).







1.4.Методы развития ловкости

Согласно мнения Портных Ю.И. (1987), для решения задач физической подготовки юных баскетболистов применяются различные средства: подготовительные упражнения, подвижные и спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. Наиболее важную и значительную часть этих средств занимают подготовительные упражнения, оказывающие разностороннее влияние на опорно - двигательный аппарат спортсмена.
К числу таких упражнений, используемых в физической подготовке баскетболистов, следует отнести:
силовые и скоростно- силовые упражнения общего и специального воздействия для развития силы мышц ног, рук, туловища.
упражнения общего и специального воздействия для развития выносливости (скоростной и скоростно- силовой).
упражнения общего и специального воздействия для развития быстроты и скорости передвижений.
упражнения общего и специального воздействия для развития ловкости.
упражнения общего и специального воздействия для развития гибкости.
По мнению Кожевниковой З.Я. (1979) основными средствами специальной физической подготовки являются:
специально создаваемые и организуемые упражнения из техники и отдельных частей тактики баскетбола;
многократное повторение отдельных игровых приемов и действий;
упражнения из других видов, сходные по характеру мышечных усилий, структуре движения тем, что характерны для игры и соответствующие по режиму выполняемой работы; эти же упражнения в сочетании с игровыми приемами;
упражнения, способствующие развитию тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку в баскетболе.
Основными средствами развития наиболее важных для баскетбола качеств в специальном плане являются упражнения непосредственно из баскетбола, осуществляемые в затрудненных или облегченных условиях, с интенсивностью в пределах, близких к соревновательным. Ведущими качествами для баскетбола являются быстрота и ловкость, прыгучесть и выносливость.
В последние годы используется новый метод тренировки, получивший название «Метод сопряженных воздействий». Гомельский А.Я. считает, что « этот метод позволяет более эмоционально и эффективно проводить занятия, экономить время, а главное, наряду со специальными упражнениями совершенствовать физические качества баскетболистов, причем с учетом амплуа и физических особенностей спортсменов. Тренировки методом «сопряженных воздействий» проходят живо, интересно, в них всегда есть элемент соревнований». (2,8-9)
Для развития качества ловкости применяются, наряду с вышеперечисленными, следующие методы: метод интервального упражнения с полными интервалами отдыха, повторный метод, «круговая тренировка».
Обобщая вышеизложенное, важно отметить, что в настоящее время в специальной литературе накоплен достаточный багаж рекомендаций по физической подготовке баскетболистов. Вместе с тем, на наш взгляд, не все предлагаемые средства могут в полной мере применяться в тренировке юных баскетболистов 6-12 лет. Вместе с тем, разработанность рекомендаций по развитию качества ловкость у юных спортсменов, по нашему мнению, является недостаточной.













2.1.Цели и задачи.

Начав три года назад работать в Гимназии №2 по обучению детей баскетболу, я столкнулась с первой проблемой: все педагоги начальной гимназии работают в единой системе - по технологии РО Эльконина - Давыдова. Эта система предусматривает единство методов, подходов, форм организации и обучения детей на всех уроках. Однако, имея богатый опыт теоретических и практических наработок по основным предметам, данная система даже по физической культуре не предлагает учителю готовых разработок, не говоря о дополнительном образовании.
Передо мной встала первая задача моей деятельности: внедрять технологию развивающего обучения в систему работы по обучению детей баскетболу.
Работая в ключе развивающего обучения, на тренировках я ставлю перед собой следующую задачу: развивать у учащихся ловкость в процессе обучения мини-баскетболу.
Методы обучения, применяемые в спортивной школе по обучению баскетболу школьников среднего звена, не могут в полной мере удовлетворять требованиям, предъявляемым к обучению младших школьников. Отсюда вытекает третья задача: создать систему игрового обучения элементам мини-баскетбола младших школьников.
Последние две задачи вытекают из возрастных особенностей детей: во-первых, у многих детей основным видом деятельности остается игровая деятельность, учебная же находится в стадии формирования; во-вторых, данный возрастной период является сензитивным для развития именно ловкости. Исходя из этих и некоторых других предпосылок, я прихожу к убеждению, что задачи выбраны мною правильно, они направлены на развитие ребенка как полноправного участника процесса обучения баскетболу, с одной стороны, и на физическое развитие его с другой.


2.2.Конструирование технологического процесса обучения.

Начав работать в РО, я пересмотрела годами выработанные стереотипы построения учебного процесса. Планирование процесса образования провожу по технологической карте обучения в системе РО. Содержание обучения я пересмотрела в сторону увеличения количества тренировок, отведенных на изучение элементов мини-баскетбола на базе развития специальной ловкости. Проводя тренировки по баскетболу, я использую общие положения РО. Тренировки планирую «блоками» по решению частных задач по следующей схеме:
- тренировка постановки учебной задачи
-тренировка (тренировки) решения учебной задачи
-тренировка контроля
-тренировка оценки.
Каждый тип тренировки имеет свои этапы, свой предполагаемый результат, свои формы взаимодействия между учениками и учеников с тренером. Данные этапы тренировки я планирую, как правило, в основной части тренировки.
Иногда мне кажется, что стандартными способами быстрее и легче работать с учениками. Однако практика работы данным способом убеждает меня, что более высокий результат достигается именно тогда, когда обучение проходит по системе РО. Например, на тренировке постановки частной задачи я действую по данной схеме:

Этап урока
Результат
Формы взаимодействия

Ситуация успеха.
У тебя отлично получается бросок с места в кольцо!
Эмоциональное удовлетворение.
Поздравляю! Я рада за тебя!

Индивидуальная

Я пожимаю ему руку.

Ситуация разрыва.
Можем ли мы так же красиво и правильно выполнить бросок в движении?

Отказ от выполнения задачи.
Мы можем сделать бросок в движении, но вряд ли он будет правильным и техничным, поэтому такой бросок мы делать не будем.
Групповая
Выслушиваются все варианты ответов, дети поддерживают тех, с кем согласны.

Фиксация разрыва.
Мы не знаем, как правильно выполняется бросок в движении.
Формулировка возникшей трудности.
Мы знаем фазы выполнения броска с места, а в движении не знаем. Мы не знаем критерии оценки правильности выполнения броска в движении.
Групповая.
Выслушиваются все варианты возникших трудностей.

Формулировка учебной задачи.
Мы должны узнать, как выполняется бросок в движении.
Мы должны отработать фазы выполнения броска в движении. Мы должны выработать критерии оценки броска в движении. (Выслушиваются все варианты, дается оценка детей каждому)
Проговаривание УЗ в научной формулировке.
Мы должны (хотим) разучить выполнение броска в движении.



Групповая, индивидуальная.
Я готов начать разучивать выполнение броска в движении.



Для улучшения качества работы стараюсь чаще посещать уроки коллег, работающих по другим предметам в РО, постоянно консультируюсь у школьного психолога и завуча по структуре работы и по индивидуальной работе с отдельными учениками.
Работая над развитием ловкости, я учитываю все ее разновидности, т.к. ловкость- это комплексное физическое качество. Во-первых, ловкость - это пространственная точность и координированность движений. Во- вторых, она проявляется в сжатых временных рамках. В-третьих, она развивается в усложненных внешних условиях (ограниченное пространство и т.п.). В- четвертых, развить ее можно, постоянно овладевая новыми двигательными действиями. В-пятых развитие ловкости происходит наиболее интенсивно в работе с различными предметами. Исходя из данных свойств физического качества ловкость, я работаю над ее развитием по такой схеме:
1.Изучение координационно-сложного элемента.
2.Выполнение данного элемента в сжатые временные рамки.
3.Выполнение изученного элемента в измененных внешних условиях (ограниченное пространство, закрытые глаза и т.д.)
4.Выполнение данного элемента с предметом или с заменой одного предмета на другой (мячи- разновесы).
Обучая детей элементам баскетбола, я применяю игровые моделирующие упражнения. Для сравнения общепринятой методики и разработанной мною приведу в качестве примера обучение броску одной рукой с места С.Стонкуса: «Прими правильную стойку: правая нога выдвинута вперед (стопы параллельны). Мяч держи расставленными пальцами обеих рук перед собой. Подними мяч вверх и переложи его в правую руку. Убери левую, которая придерживала мяч. Вытяни правую руку вверх ровным движением кисти и пальцев выбрось мяч вперед-вверх». (16, 21)
Это, очень точное описание броска, не подходит для обучения младших школьников.
Я применяю следующий метод: «Дети, представьте, что вы стоите на лыжах (стопы параллельны). Вы готовитесь спуститься с горки (ноги полусогнуты, одна выдвинута вперед - т.е. стойка баскетболиста). Руку выпрямите вперед, как земля – не яма, не гора. На земле выросло дерево (рука согнута под прямым углом, кисть расправлена – это «крона дерева»). Подул ветер – дерево закачалось вперед – назад (отработка замаха для броска). А теперь представим, что кисть руки у вас мокрая, и сделаем движение кистью с целью забрызгать потолок (выпрямим руку вверх – вперед, с последующим захлестывающим движением кисти). Все эти движения я проделываю вместе с детьми. Далее я предлагаю сделать данное упражнение с малым мячом, затем уже бросок производится в кольцо.
Если первым способом мы научим ребенка правильно бросать по кольцу за 10-15 занятий, непрестанно исправляя ошибки: угол в локте прямой (а это еще непонятно для ребенка), кисть расправлена, локоть направлен вперед, потом разгибается до конца и т.д. и т.п., делая замечания до бесконечности, то вторым способом дети за одно (!) занятие овладевают основой техники броска в кольцо с места.
Подобные моделирующие упражнения разработаны мной для всех основных технических приемов баскетбола. Для обучения технике передачи мяча одной рукой от плеча – упражнение «Капризный ребенок», для освоения разновысокого ведения мяча – упражнение с речевым сопровождением «Чеканка», для ловли мяча – «Ловушка» и т.д.
Совершенствование приемов баскетбола я провожу в подготовительных и подводящих к баскетболу играх. Игры тоже приходится придумывать новые и новые, в зависимости от того, какая трудность встретится на пути освоения того или иного элемента баскетбола у данной группы детей. Например, для учеников-шестилеток была придумана мною игра «Бармалейчики». Аналог этой игры применяется во взрослых командах, однако для детей младшего школьного возраста игра была недоступна без применения сюжета: «Дети, вы, конечно, знаете, кто такой Бармалей. Сейчас на время игры мы все превратимся в маленьких Бармалейчиков. Свой мяч будем вести одной рукой, а другой выбивать мячи у игроков. Вот какие вредные Бармалейчики! А если вы потеряли свой мяч, то вам необходимо перейти на другую сторону площадки». После такого объяснения дети легко выполняют сложное упражнение для баскетболистов, а изменение в правилах игры (игрок не выбывает из игры после выбивания мяча, а переходит на другую половину площадки) позволяет проводить игру без психических микротравм для юных спортсменов, после завершения игры дети из «Бармалейчиков» «превращаются» обратно в добрых и абсолютно невредных, хороших детей.
На завершающих этапах овладения техникой баскетбола я применяю комплексные упражнения, игры, эстафеты, включающие в себя два и более изученных элементов.
Для развития ловкости я применяю упражнения сопряженного характера, позволяющий одновременно развивать данное качество и на этом фоне совершенствовать техническую подготовку юных баскетболистов.
Важным методическим аспектом в нижеприведенных упражнениях является эффект новизны заданий, поэтому в ходе работы постоянно создавались новые и новые упражнения, позволяющие расширять двигательный арсенал спортсменов.
К созданию новых упражнений привлекались также и сами занимающиеся. Поэтому данные упражнения можно считать отправной точкой для работы по методике «сопряженного развития».

1.Упражнения для совершенствования ведения мяча с переводами.
Упражнение №1.Ведение двух мячей одновременно.
Степени сложности:
мячи одинакового размера - мячи разновеликие
ведение на месте-с произвольным перемещением – с заданным направлением перемещения (по звуковому сигналу – по зрительному сигналу)
с выполнением танцевальных движений ногами (в присядку, «летка - енька», канкан и др.)
со зрительным контролем - без зрительного контроля
без защитника- с пассивным защитником- с активным защитником
в соревновательных условиях (лично, эстафеты в парах, тройках, командах)

Упражнение№2. Ведение мяча.
Степени сложности:
свободная рука выполняет жонглирование мелким предметом
свободная рука выполняет броски малого мяча в кольцо
свободными руками игроки держатся в парах - эстафеты в парах, пятнашки в парах
игрок выполняет переводы мяча по сигналу (слуховому, зрительному)
с закрытыми глазами
в соревновательных и игровых условиях – подвижные игры с ведением, эстафеты
с сопротивлением пассивного, активного, двух защитников
с дополнительными сигналами (по определенному сигналу выполнить бросок в кольцо или кувырок или прыжок через скамейку)
в сочетании с действиями «небаскетбольного» характера (подлезания с ведением, прыжки через препятствия, через вращающуюся длинную скакалку, при ходьбе по гимнастической скамейке)

2.Упражнения для совершенствования выполнения передач мяча.
Упражнение №1. Передачи мяча в парах.
Степени сложности:
передачи в парах одновременно двумя мячами – мячи- разновесы – с одновременной работой ног (переступание в стойке баскетболиста)
передачи мяча в движении с преодолением препятствий (перепрыгивание через гимнастическую скамейку, кувырок и т. п.)
передачи мяча в сочетании с поворотами – то же с выходом на свободное место – то же с защитником
передачи мяча с дополнительными сигналами (по сигналу – бросок в корзину или кувырок и т.п.)
Упражнение №2 Передачи мяча в группах.
Степени сложности:
передачи в кругу, мяч через игрока - у каждого игрока мяч – со сменой направления передачи по сигналу – с передвижением по кругу приставными шагами
передачи в кругу одним мячом со сменой мест (кому пас, на то место рывок) – в момент передачи назвать слово на заданную тему или букву – в сочетании с поворотами – с движением по кругу приставными шагами

Упражнение №3 Передачи мяча в командах
Степени сложности:
эстафеты с передачами (усложнения аналогичны упражнениям в группах)
подвижные игры с передачами (пятнашки передачами, «Десять передач» с поворотами после ловли, баскетбол без ведения двумя мячами одновременно и др.)
круговые упражнения непрерывного характера с бросками в корзины до достижения определенного количества попаданий – с наказаниями за неточность передачи

3.Упражнения для совершенствования выполнения бросков в корзину.

Упражнение №1.Броски с места
Степени сложности:
двумя мячами одновременно - со сменой места атаки - в сочетании с другими действиями (после кувырка или прыжков через скамейку и т.п.)
броски в парах с противодействием защитника после подбора мяча – с выбором места для атаки


Упражнение №2 Броски в движении
Степени сложности:
в сочетании с другими приемами баскетбола (после ведения, передачи)
двумя мячами одновременно
в сочетании с приемами «небаскетбольного» характера (после кувырка, прыжков через скамейку или длинную скакалку)
слева или справа от кольца по зрительному сигналу тренера
при догоняющем защитнике – при встречающем защитнике – при двух защитниках

4.Комбинированные упражнения

Степени сложности:
выполнение приемов баскетбола в сочетании друг с другом – увеличение числа приемов - в ограниченных временных рамках – с защитником (ведение с переводами по восьмерке – передача партнеру или помощнику по сигналу тренера – рывок к кольцу – ловля мяча и атака корзины с сопротивлением защитника и др.)
выполнение приемов баскетбола в сочетании с «небаскетбольными» двигательными действиями (полосы препятствий, эстафеты, круговые упражнения)

5.Подвижные игры и эстафеты с баскетбольными мячами и мячами из других видов спорта, надувными шарами – пятнашки личные, в парах, командах; «Колдуны» с ведением, «Зайцы на мотоцикле» с ведением, «Бармалейчики» и т.п.
Степени сложности: увеличение числа пятнающих, введение дополнительных сигналов, предметов, ограничение территории.
Примечание: особо поощряются тренером попытки придумать упражнения и игры самими игроками.

Я считаю для себя необходимым работать в тесном контакте с тренерско-преподавательским составом СДЮШОР№2 по баскетболу. Поэтому команды гимназии являются постоянными участниками матчевых встреч, «Веселых стартов», соревнований, проводимых в спортивной школе. Например, уже в этом учебном году мы стали участниками открытия баскетбольной дворовой площадки. В прошлом году - принимали участие в матчевых встречах с командами г. Москвы, двенадцать учеников гимназии прошли курс подготовки в спортивном лагере СДЮШОР.

Работая в РО, я принимаю основные положения данной системы:
-субъект - субъектные отношения между педагогом и детьми;
-преимущественная организация детей для работы в малых группах;
-использование самооценки.
Если сделать попытку смоделировать данную технологию, то, скорее всего я могу представить ее в виде части общешкольного процесса развивающего обучения, неразрывно связанного общностью форм, методов, приемов обучения с другими предметами. В единстве – сила! Только единым процессом воспитания ребенка, не разрывая его на части, можно решить стратегическую задачу этапа базового начального образования – посредством учебной деятельности сформировать у учащихся способности (анализ, планирование и рефлексия) для дальнейшего саморазвития, самообучения, самовоспитания.









2.3.Условия

Первым условием для реализации данной технологии я считаю потребность к саморазвитию у педагога, способность отказаться от стандартных методов, открытость к новому, к эксперименту, к изучению системы РО.
Если говорить о материальных условиях для эффективной работы над решением второй и третьей задачи, то это разнообразие инвентаря и оборудования, постоянное приобретение нового, нестандартного инвентаря (не только покупка, но и изготовление). Например, мною придуман целый блок упражнений с крышечками от пластиковых бутылок на освоение и совершенствование стойки баскетболиста и поворотов, а также на жонглирование.
Оценить условия работы по физической культуре в начальной гимназии я могу на «удовлетворительно»: под спортивный зал переделана группа детского сада, т.е. маленькая площадь и низкий потолок. Инвентаря достаточно, ежегодно приобретается новый инвентарь. В старшей школе достаточно большой спортивный зал, однако один баскетбольный щит находится в аварийном состоянии, как и гимнастические лестницы, а также недостаточно разнообразный спортинвентарь.


2.4.Оценка результатов.

Для контроля развития ловкости у учащихся мною применялся комплекс методов исследования:
-анализ научно- методической литературы
-методы педагогического контроля над эффективностью игровой деятельности (педагогические наблюдения)
-методы экспертного опроса
-инструментальные методики - видеосъемка
-методы планирования многофакторных экспериментов
- педагогические контрольные испытания (тесты)
-сравнительный педагогический эксперимент
- методы математической статистики.
В программу спортивно- педагогического тестирования были включены контрольные упражнения, предполагающие проявление ловкости в различных аспектах технических приемов баскетбола:
ТЕСТ 1.Обводка «по восьмерке» трех препятствий, поставленных в линию на расстоянии 1 м друг от друга. Продолжительность 30 секунд.
Оценивается специальная ловкость в условиях скоростной работы.
Оценка: одна дистанция - одно очко.
Методические указания: при изменении направления мяч следует вести дальней от препятствия рукой, укрывая его от воображаемого соперника.
ТЕСТ 2.Подбрасывание и ловля малого мяча одной рукой во время ведения мяча другой рукой в течение 15 секунд каждой рукой.
Оценивается координированность движений при работе разнонаправленного характера.
Оценка: каждая успешная попытка – 1 очко.
Методические указания: через 15 секунд игроку дается команда «смена руки». Он продолжает выполнять задание другой рукой. Попытка считается удачной, если игрок не прекращает ведения мяча.
ТЕСТ 3.Передачи мяча в стену с расстояния 2 метра поочередно левой и правой рукой в две мишени радиусом 50 см.
Оценивается пространственная точность в ограниченных условиях.
Оценка: каждая успешная попытка – 1 очко.
Методические указания: при выполнении передач игрок находится в обруче, для выполнения ловли мяча разрешается выходить из обруча, но необходимо вернуться обратно для выполнения следующей передачи.
ТЕСТ 4.Броски мяча в кольцо с расстояния 2 метра из трех позиций (слева, справа от кольца и по центру) с подбором и возвращением мяча в исходную позицию за 30 секунд.
Оценивается пространственная точность и координированность движений в технически сложных условиях.
Оценка: фиксируется отдельно количество бросков и попаданий - по 1 очку.
Методические указания: мячи лежат в исходной позиции в обручах. Игрок выполняет бросок из первого обруча, подбирает мяч и возвращает его на место. Затем выполняет бросок из второго обруча и т.д.
ТЕСТ 5.Подбрасывание баскетбольного мяча двумя руками с хлопком в ладоши во время полета мяча за 30 секунд.
Оценивается специальная ловкость в технически сложных условиях.
Оценка: каждая успешная попытка– 1 очко.
Методические указания: мяч должен быть подброшен выше головы тестируемого. После падения мяча игрок продолжает выполнять подбрасывания с места овладения мячом.

Методические указания: через 15 секунд игроку дается команда «смена руки». Он продолжает выполнять задание другой рукой. Попытка считается удачной, если игрок не прекращает ведения мяча.

Наблюдая за освоением детьми новых технических приемов, отмечаю, что процесс освоения нового идет с ускорением, дети быстрее внедряют новые элементы в игру, используют их в нестандартных ситуациях. Эти результаты адекватны предполагаемым.
Мотивация детей на тренировках по баскетболу становится внутренней, осознанной. Ребенок может определить границу между своим умением и неумением выполнить какое- либо двигательное действие и поставить цель на ее преодоление. Он учится давать перспективную оценку своего выполнения какого- либо приема и самооценку выполнения. Ученик может найти свою ошибку в выполнении приема и причину этой ошибки. Первые сигналы успешной работы по решению поставленных задач я получаю у первоклассников к началу второй четверти.
Организация исследования сопряженного развития качества ловкость включала несколько этапов.
В период 1999-2000 г.г. был проведен анализ научно- методической литературы и разработаны основные положения методики по развитию качества ловкость у начинающих баскетболистов. На втором этапе - 2001г. - было протестировано 15 баскетболистов на предварительном этапе исследования. На третьем этапе (экспериментальном)-2001-2002учебный год - был проведен двухэтапный эксперимент с использованием разработанной методики. Содержание педагогического эксперимента предусматривало сопоставление двух вариантов методики совершенствования технической подготовки юных баскетболистов.
При осуществлении 1 варианта была использована общепринятая методика совершенствования технической подготовки баскетболистов с применением упражнений с передачами, ведением, бросками и защитными действиями.
В процессе реализации 2 варианта использовалась методика совершенствования технической подготовки баскетболистов на базе развития специальной ловкости. Объем данных упражнений составил 50% от общего объема упражнений, применяемых для совершенствования технической подготовленности. Особенностью упражнений явилась направленность на базовое развитие специальной ловкости в аспекте «сопряженного воздействия». Последнее предполагало выполнение технических приемов баскетбола в усложненных условиях (сжатые временные рамки, мячи- разновесы, пространственные ограничения, использование дополнительного спортивного инвентаря и оборудования, одновременная работа с двумя и более мячами, одновременное выполнение разнонаправленных и разнохарактерных движений, выполнение технических приемов с закрытыми глазами и т.д. и т.п.).
Длительность каждого этапа педагогического эксперимента составила 4 месяца, в общей сложности - 8 месяцев.

Заключительным этапом эксперимента в 2001-2002 учебном году стало участие двух команд разных возрастных групп в первенстве города среди сборных команд школ.
К анкетированию и экспертным оценкам привлечено 8 тренеров по баскетболу СДЮШОР №2 г. Вологды.







3.1.Результаты педагогического эксперимента.

Динамика результатов тестирования, полученных в начале и после завершения 1-го этапа педагогического эксперимента, представлена в таблице №1.


Среднее количество полных восьмерок увеличилось с 3,2 до 4,3. При этом практически у всех обследуемых спортсменов этот показатель увеличился на 1 или остался на прежнем уровне.

Количество подбрасываний малого мяча увеличилось незначительно. Больший сдвиг показателя у правой руки, чем у левой (0,9 и 0,4).
Однако у некоторых баскетболистов (Зверев, Мтавришвили, Смирнов, Маштаков, Рябов) число подбрасываний возросло на 4-6.

Среднее количество передач за 30 секунд возросло на 1.У всех, кроме Гринченко и Логинова, отклонение от этой величины незначительное.

Средний результат по группе в количестве бросков увеличился на 1. При этом количество точных бросков увеличилось на 0,6. Изменение у каждого баскетболиста незначительное и не превышает 1.
Количество подбрасываний мяча с хлопком увеличилось с 16,1 до 19. Практически каждый баскетболист увеличил свои показатели, однако данный прирост был незначительным и составил от 2 до 5 подбрасываний.
Динамика результатов тестирования в ходе 2 этапа педагогического эксперимента представлена в таблице 2.



Количество выполненных восьмерок увеличилось с 4,3 до 6,4.Изменение параметра составило 2,1.Это существенный сдвиг показателя.
Он составил 48,8%.
Количество подбрасываний малого мяча увеличилось значительно: 2,9 у левой руки и 3,4 у правой руки. Особенно сильный сдвиг показателя у Мтавришвили (6 правой рукой).

Количество точных передач возросло в среднем с 11,5 до 14,5. Это существенный сдвиг. Особенно сильные сдвиги у Смирнова -5 и у Романова -4.
Количество бросков за 30 секунд увеличилось на 2,4 раза, попаданий - на 1,1. Мтавришвили, Романов, Смирнов и Комлев увеличили количество бросков на 3.Количество попаданий увеличилось практически у всех испытуемых на 2.

Подбрасывания мяча с хлопком увеличились на 7 единиц и достигли в среднем 26 раз за 30 секунд.Это составляет 36,8%. Наибольший сдвиг показателя у Игнатьевского – 9 раз.
Таким образом, во всех рассматриваемых показателя в ходе 2 этапа педагогического эксперимента достигнуты существенные сдвиги. Наиболее значимы они в показателях обводки препятствий по восьмерке и подбрасывании мяча вверх с хлопком ( тесты №1 и 5).
Сопоставляя результаты 1 и 2 этапа педагогического эксперимента, можно отметить, что оба варианта методики развития качества ловкость позволяют добиться позитивных сдвигов в данном разделе подготовки юных баскетболистов. В то же время увеличение доли упражнений «сопряженного характера» до 50% в общем объеме упражнений, способствует существенному улучшению ловкости и овладению техники элементов баскетбола.
В целом, апробация разработанной методики в ходе педагогического эксперимента позволила уточнить содержание упражнений и расширить их круг, а также конкретизировать различные аспекты их применения.


Непосредственными результатами эксперимента можно считать тот приятный факт, что две сборные команды гимназии – 2-3 классов и 5-6 классов стали чемпионами города по мини-баскетболу, а сборная 2-3 классов еще и чемпионом области. Два игрока из 6 класса попали в сборную команду города по мини-баскетболу и защищали честь нашего города на общероссийских соревнованиях в Анапе, на турнире в Череповце, собираются в поездку на турнир в Санкт-Петербург.























Список литературы

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети – М.: Знание, 1991
Гомельский А.Я. Методы сопряженных воздействий. // Спортивные игры,1979, №4, с.8-9.
Гуревич В.М. Индивидуально-психологические особенности школьников – М.: Просвещение, 1999.
Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников - М.: Просвещение, 1998
Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы образования – М.: Интор, 1994
Данилов В.А. Физическая подготовка // Баскетбол. Учебник для институтов Физической культуры,-М., ФиС,1976,с.134-135.
Данилова Н.Н. Психофизиология – М.: Аспект-пресс, 2000
Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся – М.: Российское педагогическое агентство, 1998
Леви В.Л. Нестандартный ребенок – М.: Глобус, 2000
Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии – М. Просвещение, 1974
Одаренные дети (перевод с англ.) – М.: Прогресс, 1991
Полат Е.С. Современная гимназия – М.: Владос, 2000
Портнов Ю.М., Костикова Л.В., Физическая подготовка // Баскетбол: Учебник для институтов Физической культуры.- М.,ФиС,1988, с.179-181.
Портных Ю.И. Физическая подготовка. Технические средства обучения //Юный баскетболист (пособие для тренеров).- М.,ФиС, 1987.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.: Академия, 2000
Стонкус С. Мы играем в баскетбол.- М.: Просвещение, 1984
Сапин М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков – М.: Академия, 2000
Федоренков С. Играйте в мини-баскетбол. Всесоюзный клуб «Мини-баскетбол».
Фомин М.А. Физиология человека – М.: Просвещение, 1992
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена, 1990
21.Энциклопедия физической подготовки – М.: Лептос, 1994
13PAGE 15


13PAGE 142215