Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программы по УМК История России: конец ХVI – ХVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М. Просвещение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
г. Ногинска Московской области
«Утверждаю»
Директор школы
________Н.А. Соломадина
Пр. № ____ от _________
Рабочая программа
по истории
7 класс (история России)
на 2014-2015 учебный год
Базовый уровень
Составил: учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории Орлова С. М.
2014 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и адаптирована на основании образовательной программы школы, авторской программы по УМК История России: конец ХVI – ХVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М. Просвещение, 2012. и с учетом годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год.
Цели и задачи изучения предмета
Цели:
Формирование у учащихся: целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников,приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.
Задачи:
развивать аналитическое мышление, устную и письменную речь;
вырабатывать практические умения для реализации самообразования;
способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся;
содействовать формированию личностного отношения к истории нашей страны;
стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины;
способствовать формированию целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности;
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение предмета история в учебном плане школы отводится 2 часа в неделю, учебных недель в году 35, на курс «История России» отводится 42 часа, на курс «Всеобщая история» отводится 28 часов.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план
№
п/п Тема раздела Количество часов
Кол-во
часов Диагностические работы
1-4 Раздел 1. Россия на рубеже XVI- XVII веков. 4 «Россия на рубеже XVI- XVII веков»
5-15 Раздел 2. Россия в XVII веке. 11 «Россия в XVII веке»
16-26 Раздел 3. Россия при Петре I 11 «Россия при Петре I-м»
28-30 Раздел 4. Россия в 1725-1762 годах 4 31-41 Раздел 5. Россия в 1762-1801 годах 11 Диагностическая работа по теме «Россия с 1725 по 1801г.г.»
42 Итоговое занятие. 1 ИТОГО 42 4
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Россия на рубеже ХVI -ХVII вв. (4 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковиче. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смутное время. Причины и суть Смутного времени. Самозванцы. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, династия, Семибоярщина.
Тема 2. Россия в XVII в. (11 ч)
Россия при первых Романовых. Приказная система. Отмена местничества. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Ликвидация последствий Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры Развитие торговых связей. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Социальные движения второй половины XVII в. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Степан Разин.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика России в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Основные понятия раздела: мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.Тема 3. Россия при Петре I. (11 часов)
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Предпосылки петровских преобразований. Великое посольство 1697— 1698 гг.
Создание регулярной армии и флота. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско го управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Подчинение церкви государству.
Образование Российской империи. Абсолютизм.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Цена и последствия реформ Петра I.
Основные понятия темы: сенат, коллегии, синод, абсолютизм, империя, протекционизм, меркантилизм, цех.Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы: Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
Основные понятия темы: Кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (11 ч)
Екатерина II. Особенности внутренней политики. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Расширение прав и привилегий дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества. Оформление сословного строя.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Е.И. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Внутренняя политика Павла I.
Павел I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение новых территорий: Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Светский, рациональный характер культуры. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмое. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Основные понятия темы: Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализм, деспотия.Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. (1 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История России 7 класс - 42 часа
№
п/п Тема раздела, урока
Плано
вые сроки прохожде
ния Корректи
ровка
Тема 1.Россия на рубеже XVI – XVII вв. (4 ч.)
1 Вводный урок. Внутренняя и внешняя политика
Бориса Годунова.
2 Смута
3 Окончание Смутного времени 4 Диагностическая работа по теме: «Россия на рубеже XVI- XVII веков» Тема 2. Россия в XVII в. (11 ч.)
5 Политический строй 6 Экономическое и социальное развитие
7 Народные движения 8 Народные движения 9 Власть и церковь. Церковный раскол 10 Внешняя политика 11 Образование и культура в XVII веке 12 Сословный быт. Обычаи и нравы.
13 Диагностическая работа по теме «Россия в XVII веке»
14 Родной край в XVII веке. 15 Итоговое повторение и обобщение. Тема 3. Россия в XVII в. (11 ч.)
16 Предпосылки петровских преобразований 17 Петр I. Россия на рубеже веков 18 Северная война (1700-1721) 19 Реформы Петра I 20 Реформы Петра I 21 Экономика России в первой четверти XVIII века 22 Народные движения в первой четверти XVIII века 23 Народные движения в первой четверти XVIII века 24 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века 25 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века 26 Диагностическая работа по теме «Россия при Петре I-м» Тема 4. Россия в 1725 – 1762 гг.. (4 ч.)
27 Дворцовые перевороты 28 Дворцовые перевороты 29 Внутренняя политика в 1725-1762 годах 30 Внешняя политика России в 1 725-1762 годах Тема 5. Россия в 1762 - 1800 гг.. (10 ч.)
31 Внутренняя политика Екатерины II 32 Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева 33 Экономическое развитие России во второй половине
XVIII века 34 Внешняя политика Екатерины II 35 Внешняя политика Екатерины II 36 Россия при Павле I 08.05 37 Наука и образование в России 15.05 38 Художественная культура 18.05 39 Быт и обычаи 22.05 40 Диагностическая работа по теме «Россия с 1725 по 1801г.г.» 25.05 41 Родной край в XVII I веке. 29.05 42 Итоговое повторение и обобщение Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл.- М.: «Просвещение», 2006 г.
Интрнет – ресурсы.
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.
Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб. – метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.;
4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории/ Сост. Л.Н.Алексашкина. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.;
Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2005. – 704 с.;
Преображенский А. А., Рыбаков Б.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000. – 320 с.;
Энциклопедия. Я познаю мир. История России. – М.: ООО «АСТРЕЛЬ», 2000 – 488 с.